В настоящее время экология пребывает в понятийном кризисе. Взаимоотношение между направлениями экологических исследований – геоэкологией, биоэкологией, социоэкологией – не установлено, их отношения с экологией неясны, их связь с технологиями и географическими исследованиями, хотя и подразумевается, но не афишируется. Общепринятого определения экологии и ее направлений до сих пор нет. Таким образом, систематизация экологических исследований отсутствует, налицо толкования, основанные на личном опыте исследователей.

В.И. ЕВДОКИМОВ кандидат географических наук, доцент Московский городской педагогический университет

Вот примеры:

«Экология (греч. oikos – обиталище и logos – учение, слово) – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой» [11] .

«Экология – совокупность научных и практических проблем взаимодействия человека и природы (экологические проблемы)» [7].

«Экология – наука о совместном развитии человека, сообществ людей в целом и окружающей среды (включающей все остальные организмы), изучающая биотические механизмы регуляции и стабилизации окружающей среды, механизмы, обеспечивающие устойчивость жизни» [4] .

Двойное толкование:

«Экология – 1) биологическая наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой… синоним биоэкология; 2) комплексная междисциплинарная наука, объектом изучения которой является система «человек – природа – общество» и исследующая законы взаимосвязи основных элементов системы и на этой основе развитие самой системы. Синонимы: большая экология, глобальная экология, мегаэкология» [2] .

Наиболее представительные определения собраны в словаре-справочнике [15] :

«Экология [гр. oikos дом, жилище, родина + logos понятие, учение]:

1) область знания, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой (в том числе с другими организмами и сообществами);

2) часть биологии (биоэкология), изучающая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т. п.) между собой и с окружающей средой, включает Э. особей (аутэкология), Э. популяций (популяционная экология, демэкология) и Э. сообществ (синэкология);

3) дисциплина, изучающая общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня;

4) комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ, включая человека;

5) область знания, рассматривающая некую совокупность предметов и явлений с точки зрения субъекта или объекта (как правило, живого или с участием живого), принимаемого за центральный в этой совокупности (это может быть и отдельное промышленное предприятие);

6) исследование положения человека как вида и всего человеческого общества в экосфере планеты, связей с экологическими системами и возможностей воздействия на них».

Определения слабо коррелируют, объясняются через дополнительно вводимые понятия, могут быть взаимоисключающими или вообще несопоставимыми. О понятийном кризисе свидетельствуют и удивительные термины: мегаэкология, большая экология, глобальная экология. Неясно, что же такое экология – наука, область знания, дисциплина, метод или вообще метанаука?

Области мирового развития и экологические дисциплины
Области мирового развитияЗаконы развитияФорма организацииИсследуемые системыЭкологические дисциплины
1НеорганическаяВсемирного тяготенияМеханизмПриродно-техническаяГеоэкология
2БиологическаяБорьбы за существованиеОрганизмПриродно-органическаяБиоэкология
3СоциологическаяКооперацииОбществоПриродно-общественнаяСоциоэкология

Между тем имеется экологическая нормативная литература, экологические дисциплины преподаются в вузах, разработаны образовательные стандарты, выпускаются учебники и учебные пособия. Термин экология и производные от него широко используются средствами массовой информации, в том числе и в спекулятивных целях. Это вводит в заблуждение не только рядовых граждан и общественные структуры, но и самих ученых. Налицо отсутствие теоретической базы экологии.

 

Что означает слово «экология»?

Слово экология произведено от двух греческих слов: o’icos – дом, жилище, место, окружение, вместилище и logos – слово, учение, мысль. Оно означает учение о доме, мысли о местопребывании, слово об окружении и т. п. Обычная трактовка – учение о взаимодействии организмов и окружающей среды. Но это соответствует заложенной в слове экология идее лишь отчасти. Чтобы понять идею целиком, необходимо определить предмет изучения экологии.

Древние греки экосом называли не только место жизни человека, но и то место, где человек хотя бы побывал, а известное человеку пространство называли ойкуменой. За пределами ойкумены экоса нет и быть не может, не может быть никакой экологии за пределами освоенного человеческим обществом пространства. Таким образом, человеческая, общественная основа присутствует в любом направлении экологических исследований. Это раз.

В слове экология указания на то, что или кто пребывает в месте, известном человеку, нет. Таким объектом может быть объект одушевленный или неодушевленный, живой или неживой, организованный или неорганизованный, единичный или совокупный и т. д., словом, все что угодно. Это два.

Однако объект не должен рассматриваться изолированно, но лишь во взаимодействии с местом, где располагается. Это три.

Таким образом, предметом изучения экологии является взаимодействие материального объекта и места, где он располагается.

Когда мы говорим о человеке, мы имеем в виду общество и его интерес. Когда мы говорим о месте, мы имеем в виду географическую среду. А вот объектом может быть всё, что существует на Земле. Классифицировать такой безграничный охват всего сущего можно, лишь положив в основу классификации всеобъемлющую концепцию. Она, с одной стороны, охватила бы весь материальный мир Земли и разделила его на ясно отличимые друг от друга части, с другой – сочетала бы их с местопребыванием, т. е. с географической средой.

Из работ последнего времени можно назвать только интересную попытку С.П. Горшкова [1] определить составляющие окружающего мира, как «силы»: первая – «проявления неживой природы»; вторая – «всё, что происходит в живой субстанции»; третья – «человечество». Классификация, к сожалению, лишь названа, а термин сила в данном случае удачным признать нельзя.

А между тем такая всеобъемлющая концепция, концепция мировой истории, или мирового развития, есть. Ее автор – выдающийся русский ученый Лев Ильич Мечников (1838–1888).

 

Мировое развитие и экологические исследования

Концепцию мирового развития Мечников изложил в 1884 г. в большой статье «Школа борьбы в социологии». В ней, охарактеризовав мировой процесс развития, он и выделил три области материального мира:

«1-я область – неорганическая, исчерпываемая физическими и химическими процессами, для объяснения которых достаточно ньютонова закона всемирного тяготения; мир геометрических, неподвижных форм;

2-я область – биологическая, включающая весь мир желудочных и половых интересов; мир растительных и животных индивидуальностей, состязающихся и изменяющихся в неустанной борьбе за существование;

3-я область – социологическая – мир коллективностей, мир интересов, выходящих за пределы одиночного биологического существования, мир кооперации» [5] .

Сообразно этим последовательно появляющимся на Земле областям материального мира Мечниковым выделены три вида качественно различных явлений: механизмы, организмы, общества. При этом «общества – не механизмы, а так же относятся к организмам, как эти последние относятся к механизмам» [5] .

Взаимодействие областей материального мира с географической средой и есть предмет экологических исследований.

Исходя из теоретических разработок Мечникова, посвященных взаимодействию с окружающей средой механизмов, организмов и обществ, и современных интересов экологии общая схема экологии и составляющих ее направлений может быть представлена следующим образом:

Экология – научная дисциплина, объясняющая взаимодействие объекта исследования с географической средой.

Геоэкология – направление экологии, изучающее взаимодействие инженерных объектов и географической среды.

Биоэкология – направление экологии, изучающее взаимодействие организмов и среды их обитания.

Социоэкология – направление экологии, изучающее взаимодействие человеческого общества и ойкумены.

Результатом взаимодействия объектов и среды являются системы: природно-технические, природно-биологические и природно-социальные.

Соотношение областей мирового развития, их характеристик и видов экологических исследований представлено в таблице.

Естественно, каждая последующая ступень мирового развития не изолирована, не сама по себе, но включает предыдущие.

 

Направления экологии

В определениях направлений экологии, используемых в литературе, царит путаница. Любое определение нуждается в пояснениях и толкованиях.

Геоэкология. Вот примеры определений термина геоэкология: «Геоэкология – практический раздел экологии, исследующий экосистемы иерархических уровней – от ландшафта до биосферы включительно; занимающийся изучением региональных и глобальных изменений компонентов природной среды, обусловленным техногенным воздействием; в конкретной практике объектом изучения Г. являются экосистемы или их составные части: почвы, поверхностные и подземные воды, приземная атмосфера и горные породы» [15] . Термин определен через 5 (!) других, требующих пояснений, в итоге смысл его просто исчезает.

А как соединить вместе следующие определения геоэкологии:

«Изучение взаимодействия составных частей природного комплекса и воздействия общества на природную составляющую ландшафтов путем анализа балансов вещества и энергии. Наука о пространственно-временных закономерностях взаимодействия сообществ с окружающей средой» [3].

«Наука об организованности биосферы, вмещающей ее супергеосферы и околоземный Космос, об их антропогенном изменении, способах управления для целей выживания и устойчивого развития цивилизации» [1].

«Научная дисциплина, изучающая законы взаимодействия литосферы и биосферы, с учетом деятельности человека, в том числе роль геологических процессов в функционировании экосистем (геологическая экология)» [10].

«Геоэкология изучает географические проблемы взаимодействия природы и общества, их экологические следствия в глобальном, региональном и локальном масштабах» [8].

«1) наука, изучающая законы взаимодействия литосферы и биосферы, с учетом специфики человека и его деятельности; 2) раздел экологии (по другим воззрениям – географии), исследующий экосистемы высоких иерархических уровней до биосферы включительно. Синонимы: ландшафтная экология, биогеоценология» [2].

«Геоэкология – раздел наук о Земле, объединяющий исследования законов взаимодействия литосферы, биосферы, антропосферы и социосферы; исследования структуры и функционирования природных и природно-антропогенных комплексов (геосистем, экосистем, геотехносистем) и условий жизни на Земле (и человека, и биоты в целом)» [4].

Очевидны разные подходы, и они носят эмпирический характер. В итоге к геоэкологии относится иногда всё, что является предметом исследования экологии лишь потому, что термин геоэкология относительно нов и звучит свежо.

Биоэкология. Термин применяется редко и обычно как синоним термина экология. Так и пишется: «Биоэкология – см. Экология» [2]. Или так: «В книге рассматриваются фундаментальные проблемы экологии как биологической науки» – из аннотации к [ 12].

Вот лаконичное определение экологии 1980 г., которое в сущности и является определением биоэкологи: «Экология – наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среды» [13].

Вот определение 2004 г.: «Экология – наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем всех уровней от организмов до биосферы и их взаимодействие с внешними условиями» [9].

Вот определение 2005 г.: «Экология – (от греч. «ойкос» – дом, жилище и «логос» – учение) – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают» [6].

Иногда принимается, что «…экология является одним из разделов биологической науки. Основной предмет ее исследований – взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания» [18].

Часть определений экологии и геоэкологии, приведенных выше, фактически являются определением биоэкологи. Поэтому можно смело говорить, что фактический материал в рамках экологии для раздела «Биоэкология» в предложенном выше определении набран громадный. Однако в рамках экологии набран материал и для разделов «Геоэкология» и «Социоэкология». Надо проводить границы.

Социоэкология. Определяющая экологическая дисциплина. Термин социоэкология активно используется и имеет откровенно гуманитарную окраску. Например:

«Социальная экология – раздел социологии, в котором изучаются социальные аспекты взаимодействия человека (общества) с окружающей средой» [10].

«Область знаний, изучающая различные аспекты взаимодействия общества и природы (в этом же смысле иногда говорят об экологии человека, глобальной экологии и т. д.)» [11].

«Научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество – природа»; изучает взаимодействия человеческого общества с природной средой и разрабатывает научные основы рационального природопользования, которые предполагают охрану природы и оптимизацию жизненной среды человека» [2].

«Исследование поступков людей и воздействия этих поступков на других людей через их восприятие и социально-психологическую, личностную и коллективную оценку человеческих взаимоотношений на фоне объективных свойств среды жизни и реактивности человеческого организма» [15].

Трудно понять, являются ли синонимами термины экология человека и социальная экология, даже если они приведены в одном источнике, и нужно ли здесь делать различие между человеком, существующим только как часть общества, и обществом, состоящим из людей:

«Экология человека (син. антропоэкология, демэкология) – наука, изучающая взаимодействие человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными, эколого-гигиеническими факторами. Цель Э. ч. определить характер и направленность процессов, возникающих в результате воздействия окружающей среды на человеческие общности и оценить их последствия для жизнедеятельности людей» [14].

«Социальная экология – отраслевая экология, предметом изучения которой являются специфические связи между человеком и окружающей средой (см.); влияние последней как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиций ее сохранения для его жизни как естественно-общественного объекта» [14].

Здесь уместно еще раз вспомнить Л.И. Мечникова. Взаимодействию общества и географической среды посвящена его главная книга – «Цивилизация и великие исторические реки» [5]. Ее с полным правом можно назвать фундаментом социальной экологии и рассматривать в качестве настольной книги любого эколога.

Мечников впервые выделил историческую географическую среду и показал, как в ней в виде превращения стада человекоподобных существ в общество зарождается цивилизация и как она развивается дальше в постоянном взаимодействии с расширяемой ею же географической средой. Схема развития общества, данная Мечниковым (подневольные союзы на исторических реках –> подчиненные союзы на средиземных морях -> свободные союзы на берегах океанов [5]), и ныне приемлема. Более того, методическая часть концепции Мечникова (особенно если учесть ее строгую выдержанность) при поправках на время, а часто и без таковых, вполне актуальна.

Из трех направлений экологических исследований социоэкологическое направление – главное, базовое, так как человеческое общество есть высшее достижение в развитии Земли, и от его организованной деятельности зависит не только взаимодействие общества и географической среды, но и существование ойкумены вообще.

 

Взаимосвязь направлений экологии на практике

Разделение «полномочий» направлений экологии довольно сложно, однако на базе предложенной схемы вполне осуществимо. Например, вопросы взаимодействия автомобильной дороги как инженерного объекта и географической среды – это вопросы геоэкологические: конструкция автомобильной дороги; состояние окружающей среды; защита автодороги от воздействия окружающей среды (водопропускные сооружения, крепление откосов, противооползневые мероприятия, крытые галереи на горных склонах, снегозадержание и др.); защита окружающей среды от автодороги (различные конструкции из зеленых насаждений для защиты от шума и отработавших газов, шумоотражающие экраны, оформление прилегающей полосы и др.). Таким образом, автомобильная дорога + окружающая среда + взаимодействие между ними = природно-техническая система (геосистема).

Взаимодействие живых организмов в среде обитания, разделенной автомобильной дорогой, с автомобильной дорогой – это вопросы биоэкологические: размещение автодороги по отношению к охраняемым территориям; возможные выходы на дорогу животных, от лосей до лягушек (предупреждающие знаки, введение ограничений по скорости движения, грузоподъемности автомобилей и др.); сезонная миграция животных и обустройство специальных переходов (временных и постоянных); мониторинг содержания отработавших газов и твердых веществ в прилегающей полосе; контроль за состоянием древостоя; ограничения на сельскохозяйственную деятельность в прилегающей полосе и т. п. Всё это является уже единой биосистемой.

Социоэкологические вопросы – вопросы взаимодействия автомобильной дороги, сети автодорог и общества, государства, осваивающего географическую среду: проведение в отдаленную местность с целью ее развития автомобильной дороги с твердым покрытием; создание многополосной трассы, соединяющей районы промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные, стратегические; решение вопросов размещения населения, создания инфраструктуры, вопросов управления и т. д. Это и есть социосистема.

Естественно, что одна и та же часть материального мира может быть выбрана различной величины и рассматриваться с трех точек зрения. Так, корневая система трав в геоэкологии рассматривается в качестве арматуры грунта откоса насыпи, а сам травостой – как противоэрозионное техническое решение. В биоэкологии травяной покров рассматривается с точки зрения сохранности определенной растительной ассоциации в имеющихся условиях или при их смене. В социоэкологии травяной покров – это условие для создания базы отгонного животноводства или даже существования кочевых цивилизаций. (На прилагаемых фотографиях приведены упрощенные примеры отношения к одному объекту по направлениям экологии: геоэкологии, биоэкологи и социоэкологии.)

Такой, в первом, теоретическом приближении, представляется соответствующая объектам материального мира упорядоченная систематизация экологии. Эмпирические достижения должны дополнять и развивать теоретические выводы, но не подменять их.

Источник: «Экология и жизнь»

Цитированная литература

1. Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии. – Смоленск: Изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1998.[вернуться]  

2. Клубов С.В., Прозоров Л.Л. Геоэкология: русско-английский понятийно-терминологический словарь. – М.: ВНИИзарубежгеология, 1994.[вернуться]  

3. Кочуров Б.И. Новые геоэкологические и социально- экологические термины и понятия// Проблемы региональной экологии. 1997. № 1. С. 5–69.[вернуться]  

4. Лихачева Э.А., Тимофеев Д.А. Экологическая геоморфология, словарь-справочник. – М.: Медиа-Пресс, 2004.[вернуться]  

5. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. Статьи. – М.: Прогресс, 1995.[вернуться]  

6. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология. – М.: Дрофа, 2005.[вернуться]  

7. Охрана ландшафтов. Толковый словарь. – М.: Прогресс, 1982.[вернуться]  

8. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование. – М., Дрофа, 2003.[вернуться]  

9. Салова Т.Ю., Громова Н.Ю., Шкрабак В.С., Курмашев Г.А. Основы экологии. Аудит и экспертиза техники и технологии. – СПб – М. – Краснодар: Лань, 2004.[вернуться]  

10. Снакин В.В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник. – М.: Academia, 2000. [вернуться]

11. Философский словарь/ И.Т.Фролов. – М.: Политиздат, 1986. [вернуться]

12. Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 2003. [вернуться]

13. Щукин И.С. Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии. – М.: Сов. Энциклопедия, 1980. [вернуться]

14. Экологический энциклопедический словарь (ЭЭС)/ В.И. Данилов-Данильян и др. – М.: Изд. дом «Ноосфера», 1999. [вернуться]

15. Экология человека/ Н.А. Агаджанян. – М.: Изд. фирма «Крук», 1997.[вернуться]