Свое иное. Интерес к другим культурам – признак инновационности мышления

27.01.2011
845

Недавние беспорядки на Манежной площади в очередной раз показали, что ситуация в межнациональной сфере в нашей стране далеко не безоблачна. С подобными проблемами сталкивается не только Россия – достаточно вспомнить решения властей некоторых европейских стран о запрете на ношение паранджи и хиджабов, результаты швейцарского референдума, на котором большинство граждан страны высказалось за введение запрета на строительство минаретов. Как же наладить диалог разных культур?

 Елена Моргунова

Поиском путей, сближающих людей разных рас, конфессий и цивилизаций, занимаются не только политики. Ответы на некоторые вопросы можно отыскать и в трудах ученых. Так, проблемам межнациональных отношений было посвящено недавнее совместное заседание Общего собрания Российской академии социологических наук, ученого совета Института социально-политических исследований РАН и учебно-научного центра – РАН – МГУ – МГИМО.
С докладом-презентацией своего шеститомного труда на встрече выступил доктор философских наук Александр Машкевич. «Я долго жил в Казахстане и занимался исследованиями многовековых связей, которые сложились у еврейского и казахского народов, – рассказал он. – Изучая историю переселения больших масс еврейского народа в Казахстан, я собрал огромный историко-архивный материал и подготовил первый том – книгу «Евреи Казахстана». Через призму человеческих судеб в ней рассказано об одном из самых малоизученных периодов межнационального взаимодействия, показано, как складывалось сосуществование евреев с другими этническими группами, было ли оно конфликтным, и если да, то почему».
«Можно назвать разные причины антисемитизма, – комментирует А.Машкевич содержание своей второй книги «Евреи и мир». – Глубокая духовная ограниченность, замыкание в узких культурных, а правильнее назвать – некультурных рамках». По его мнению, благодаря контактам разных народов накапливается потенциал к инновационному восприятию мира. Контакты с необычным социальным объектом, будь то незнакомая непривычная идея или инакомыслящий человек, способствуют развитию инновационного духа.
«Неприятие инакости заложено глубоко в подсознании человека, – считает А.Машкевич. – Она означает нарушение стабильности, необходимость личных изменений. Для принятия нового необходим определенный интеллектуальный уровень, инновационное сознание либо эмоциональная расположенность к новому или к конкретному носителю инакости. На стыке эмоционального и интеллектуального выделяется эстетическая и этическая предрасположенность к иному. Возникает конфликт в ценностях, одна из которых инновационная, а другая – традиционная. Позитивное восприятие евреев, по сути, путь к инновационному восприятию мира».
Еще одна книга шеститомника называется «Диалог цивилизаций» и посвящена истории взаимодействия разных культур. «Каждая цивилизация за время диалога обогащает другую, – уверен А.Машкевич. – А в конфликтах между ними проигрывают все: и победители, и побежденные». Еще одна важная для автора тема – осмысление общечеловеческого сознания и поведения больших людских масс – раскрыта в книге «Восхождение к общечеловеческому». «Ненавижу, когда людей делят по национальностям и религиям, – заявил докладчик. – Намного важнее нравственные, профессиональные качества, интеллект. В своей работе я стараюсь доказать, что общечеловеческие принципы превалируют над этническими различиями».
Ректор Московского государственного института международных отношений член-корреспондент РАН Анатолий Торкунов предупредил участников заседания об «опасности «затеоретизировать» дискуссию». «Поставленные вопросы имеют важное практическое значение, – сказал он, – и для нашего Отечества, и для международного сообщества». По его мнению, результатом таких обсуждений должны стать практические рекомендации, касающиеся каждодневного бытия. Так, современные межэтнические конфликты в России связаны с инакостью поведения и восприятия мира со стороны мигрантов. Многие из них не понимают и не принимают уже существующих порядков. «Ситуация непростая, и она усугубляется, – считает А.Торкунов. – Ее разрешение должно иметь серьезную фундаментальную теоретическую подпорку».
Многие выступающие вспоминали о беспорядках на Манежной площади. С высказанным мнением о том, что ход межэтнического столкновения в центре Москвы свидетельствовал только лишь о неэффективной деятельности правоохранительных органов, не согласился председатель Союза социологов России, ректор Российского государственного социального университета, академик РАН Василий Жуков. «К сожалению, проблема намного глубже, – сказал ученый. – Она связана со сложностями консолидации российского общества. При ее решении существенно возрастает значение просвещения. В этом контексте труд, представленный А.Машкевичем, приобретает особую ценность».

Источник: газета «Поиск»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *