Постдипломное образование: проблемы развития личности

20.01.2011
1 143

В прошлом году в Санкт-Петербургской академии постдипломного образования при поддержке Комитет по образованию правительства города прошла VIII Международная научно-практическая конференция на тему «Постдипломное образование: проблемы развития личности».

В ходе конференции состоялась дискуссия, которую провел доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедры педагогики и андрагогики, академик, один из постоянных авторов нашего журнала Семен Вершловский. Предлагаем вашему вниманию краткие тезисы выступлений участников дискуссии.

 «Взрослый как личность, уже сформирован, поэтому главная задача постдипломного педагогического образования – вооружение новыми знаниями и умениями; ни о каких проблемах, касающихся развития личности, вряд ли можно говорить». Выясним, как к этой точке зрения относятся наши уважаемые коллеги.

  • Трудно оторвать учителя от того опыта, который сложился, от тех традиций, которые есть в его школе, – это во многом усложняет процесс повышения квалификации.
  • Система постдипломного образования содействует развитию, одно из ключевых качеств сегодня  – мобильность.
  • Человека нужно воспринимать динамически. Человек – это изменяющееся существо. Особенно это важно для педагогической антропологии и педагогики, где, по сути, сущностью человека определяется сложность педагогических действий.
  • Нужно выделить два уровня развития: когнитивный и личностный. У взрослого человека оба уровня продолжают развиваться. Личностный уровень является определяющим.
  • Умение работать с личным опытом, осмысление, структурирование, переработка опыта и работа с ним – это должно быть предметом и содержанием образования взрослых.
  • В образовании взрослых необходим принцип биографичности, т.е. умение соотнести те знания, которые мы даем взрослому, с его накопленным опытом – профессиональным  и  личностным.
  •  Опыт взрослого человека является стимулом его развития.
  •  Неструктурированный опыт может стать препятствием для развития.
  •  Большой опыт рождает сомнения: чем больше у человека выходов из сложной ситуации, тем больше сомнений. Тогда он начинает глубже изучать что-то, чтобы решить, какой из имеющихся выходов оптимален.
  •  Человек, завершив обучение на курсах повышения квалификации, должен лучше понимать не только предмет, которым он занимался несколько лет, но и самого себя.
  •  В последние годы педагоги все меньше ценят собственно педагогические и психологические знания и все больше – технологии, владение элементами мастерства.
  •  Может ли человек, больше пяти лет оставаясь на одном и том же месте, работать, чувствовать себя счастливым, развиваться? Не возникает ли у каждого из нас проблема профессионального выгорания? Это проблема одна из самых сложных.
  •  Формирование системы ценностей, обмен ценностями в системе повышения квалификации – это и есть воспитательный аспект постдипломного образования.
  •  Одна из миссий системы постдипломного образования – в воспитании педагога.
  •  Идеальная модель специалиста – гармоничное взаимодействие профессиональной и личностной составляющей педагога.
  •  Воспитывать учителя довольно глупо, также как передавать ему знания и умения.
  •  В системе постдипломного образования можно воспитывать не воспитывая, обучать не обучая, только если сам умеешь делать то, чему учишь. Система постдипломного образования только тогда имеет смысл, если андрагог, работающий в ней, может сказать учителю: «Делай, как я».
  •  В профессиональном становлении на первый план выступают аспекты, связанные с процессом обучения. Развитие личности идет через формирование отношенческих представлений: отношение к тем или иным процессам, к тем или иным объектам, явлениям, а это – воспитательная составляющая.
  •  Образование поддерживает в личности позитивное самовосприятие.
  •  Слова «умение работать со своим опытом» должны быть ключевыми в процессе обучения и ученика, и учителя.
  •  Возможности для развития личности есть всегда, вне зависимости от возраста, самое главное в этом – мотивация.

Что в большей степени обеспечивает личностный эффект образования: содержание, организация, методы?

  •  Сегодня, когда мы говорим о содержании образования, об организации и методах, то речь идет о создании такой развивающей образовательной среды, которая прямо или косвенно воздействует на личность человека.
  •  Чтобы обеспечить нормальное существование и обучение взрослых людей, необходимо обеспечение пяти условий: общение с образованными людьми, изобилие книг, удобное место, свободное время, душевный покой.
  •  Нужно добавить шестое условие – деньги или ресурсы.
  •  Сегодня развитие личности в системе повышения квалификации определяется прежде всего тем, насколько в нынешней ситуации мы можем реально помочь педагогу.
  •  Повышение квалификации становится прежде всего неформальным и информальным; особое значение приобретают общение с коллегами, возможность посещать ресурсные центры.
  •  Виртуальное общение педагога с педагогом – обязательное условие их развития.
  •  Сейчас на первое место выносится содержание, организация, методы технологического воздействия на личность, а личностный контакт западает.
  •  В самой постановке вопроса о личностном эффекте личность является определяющей в деятельности педагога, и она оказывает наибольшее воздействие на процесс развития. А содержание, организация, методы зависят от личностных особенностей того, кто их выбирает.
  •  Методология важнее, чем содержание. Важно не содержание и организация, а смысл – понимание того, зачем все это.
  •  При всей ценности содержания, организации, методов, все определяется понятием «среда», и в этой среде основным является взаимодействие человека с человеком.

Какое значение приобретает сейчас сама личность преподавателя в системе постдипломного образования?

  •  Существуют два важных требования к преподавателю в системе повышения квалификации: первое – это знание и опыт работы, второе – умение слушать, использовать весь комплекс личности обучающихся.
  •  Необходимо более широкое привлечение успешных практиков к проведению учебных занятий для учителей. Нужно погрузить слушателя в мастерскую, а не в атмосферу праздника.
  •  Образ современного преподавателя системы постдипломного образования многоэлементный, но обязательны три: первый – способность андрагога к снятию стереотипов, второе – умение выявлять собственные проблемы и находить перспективные пути решения, третье  – способность к прогностическим заключениям, к снятию рисков, связанных и с деятельностью самого педагога, и с деятельностью учащихся.
  •  В образовании взрослых андрагог – это, в первую очередь, партнер, организующий педагогическое сотрудничество и взаимодействие.
  •  Как обеспечить принятие слушателями той или информации, того или иного образа? Здесь важны три ключевых слова: этос, логос, пафос, т.е. я могу структурировать информацию, я доказателен, и я в определенном смысле авторитетен.
  •  Андрагог должен быть адекватным и успешным человеком, и неважно, чему он учит, каким содержанием обладает.
  •  Андрагог должен обладать целым калейдоскопом качеств: первое – мотивация к самообразованию, стремление к развитию; второе – аутентичность, целостность; третье – умение видеть в любом человеке неповторимые качества и помочь в процессе общения сделать их более осознаваемыми.
  •  В процесс повышения квалификации нужно включать культурологические программы.
  •  В систему повышения квалификации должны войти ресурсные центры, получившие признание и пользующиеся уважением в педагогическом сообществе, сама система повышения квалификации должна иметь сетевую структуру; должно быть принято положение об индивидуальном образовательном маршруте и накопительной системе.
  •  Нужно создать команду андрагогов, которые смогут выезжать в ОУ для разрешения сложных ситуаций, решения проблем на местах – так называемая «скорая андрагогическая помощь»
  •  Важна коммуникативная культура педагога: обучающиеся с большим желанием пойдут к тому преподавателю, который умеет общаться, умеет слушать, умеет поддержать разговор.
  •  Важно, чтобы любой преподаватель системы постдипломного образования был исследователем.

Дистанционное обучение: положительные и отрицательные эффекты

  •  Готовы ли мы? Понимаем ли, зачем оно нам? Кто сегодня может обучать с помощью дистанционных методов?
  • Это неизбежное следствие информатизации образования. От этого уже никуда не уйти. Важное условие для формирования информационных компетенций.
  • Существует  риск дискредитации самой идеи дистанционного обучения, если оно будет сведено просто к текстовым материалам.
  • Низкая результативность, поскольку нет «живого» общения учителя и ученика.
  • Дистанционное обучение не передает систему идей, эта система может родиться только в корпоративном обучении.
  • С помощью этого инструмента сложно передать собственно педагогический опыт учителя.
  • Позитив – в оперативной передаче нормативной информации, минус – в отсутствии возможности для личностного включения.
  • Плюс в обеспечении равного доступа к информации независимо от места проживания.
  • Дает выигрыш по времени.
  • Дает возможность встречи с «великими» из любой сферы
  • Постдипломное образование возможно только в единстве традиционного, корпоративного и дистанционного обучения. При этом можно говорить об определенной иерархии типов обучения: традиционное → корпоративное → самообразование (дистанционное обучение).
  • Корпоративное обучение дает мотивацию, которая является условием успешности/результативности дистанционного обучения.
  • Сайты «Одноклассники» и «ВКонтакте» дают хороший пример того, как может быть налажено общение педагогов: широта контактов, вариативность.
  • Может рассматриваться как вариант построения индивидуального образовательного маршрута для учителя.
  • Дает возможность учета индивидуальных запросов слушателей.
  • Это вариант обучения для регионов, особенно в условиях закрытия филиалов СПК.

Для эффективной организации процесса необходимо умение педагога, андрагога осуществлять on-line общение с обучающимися. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *