В чем видится необходимость разработки концепции общекультурного развития личности на протяжении всей жизни, базирующейся на принципе создания целостного культурно-образовательного пространства и ориентированной на непрерывное развитие обучаемых?

Владимир.Родионов

Во Всеобщей декларации прав человека записано «Каждый человек как член общества имеет право… на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях».
В Дорожной карте художественного образования определено:     «Культура и искусство – это важнейшие компоненты  всестороннего образования, которое обеспечивает полное развитие личности».[1]
« Общий культурный уровень является в некотором роде пропуском к непрерывному образованию, поскольку он прививает вкус к образованию, а также является его основой, необходимой для того, чтобы учиться на протяжении всей жизни», это цитата из одного из наиболее удачных и полезных с практической точки зрения (по мнению экспертов) документа ЮНЕСКО, доклада Международной комиссии по образованию для XXI века: «Образование: сокрытое сокровище».[2]
Основополагающие международные документы  утверждают право, с                             одной стороны и важность с другой для каждого человека (взрослого человека) осуществлять  развитие в области культуры.
Мотивированность в постоянном обращении к общекультурной проблематики для человека, думается, обусловливается современным состоянием общества: расширением и усложнением общественных связей, постоянным обновлением технологического содержания профессиональной деятельности, расширением коммуникативных возможностей, влиянием экономического кризиса, порождающего состояние нестабильности, девальвацией нравственных ценностей и ориентиров поведения, тотальным дезориентирующим воздействием СМИ.
Противостоять современным вызовам, полагаем, способна только всесторонне развитая личность, опирающаяся на существенный общекультурный базис.
Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом. Значимость этого интегративного качества личности повышается и в связи с переходом к личностно ориентированной парадигме образования, когда обществу нужны активные компетентные специалисты, способные самостоятельно принимать решения и готовые взять на себя ответственность за их осуществление, умеющие ставить цели и констатировать пути их достижения.
Прежде всего, необходимо научиться приобретать знания. Однако, учитывая быстрые изменения, связанные с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности, необходимо сочетать достаточно широкие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин.
Обучение является сегодня важнейшим видом деятельности взрослых.
Концепции «обучающегося общества», «образования в течение всей жизни», «перманентного образования», «возобновляемого обучения», «неформального образования»,  «общинного обучения» находятся в центре внимания правительств и общественности многих стран.
Сегодня теория непрерывного образования развивается в двухосновных направлениях. Первое, используя понятие человеческого капитала, видит задачу образования и развития профессиональной компоненты, в экономическом развитии и конкурентоспособности. Второе – акцентирует внимание на гражданской и личностной (досуговой, бытийной) компонентах учебного процесса.
Сторонники первого, инструментального прохода считают, что сам по себе процесс участия населения в формальных образовательных программах оказывает особое влияние на развитие национальной экономики. При этом отмечается, что каждый год учебы мужчин после 25 лет по программе высшего профессионального образования обусловливает прирост совокупного национального дохода на 1,2%.
Сторонники второго подхода считают, что цели образования определяются внерыночными, «бытийными» факторами. Наличие свидетельства или диплома относится к модусу «приобретения» и «обладания», но не изменяет сущностную природу человека. Между тем задача непрерывного образования заключается в переходе как учащихся, так и преподавателей в рефлексирующее состояние, которое предполагает способность поддержания контактов и коммуникаций.[3]
А.Гидденс отмечал по этому поводу: «Несмотря на то, что учеба и приобретение конкретных навыков могут быть существенны для многих востребуемых сегодня профессий, мне видится, что развитие познавательной и эмоциональной компетентности – все-таки наиболее важно».[4]
Главное назначение образования взрослых – удовлетворить индивидуальные потребности и интересы людей в период их самостоятельной жизни, повысить их компетентность, т.е. способность самостоятельно улучшать свои экономические, социальные, политические и культурные условия жизни.[5]
В самом общем виде в нем можно выделить две ведущие подсистемы: профессиональную и общекультурную (общее образование). Первая связана с повышением квалификации, переподготовкой взрослых и т.д. Вторая – с удовлетворением «внепрофессиональных» общекультурных потребностей людей как творческих личностей, граждан, родителей, представителей тех или иных этнических общностей, и т.д.
Нас интересует вторая подсистема.
Овладение культурой – процесс, во-первых, длительный, требующий непрерывного образования в этой области, во-вторых, гетерохронный – разные области могут преобладать или западать в разные периоды культурного развития человека, в-третьих, разноуровневый, т.к. на разных этапах у разных людей уровень владения теми или иными компонентами разный, следовательно, функциональная грамотность в области культуры имеет множество сочетаний, вариантов, она изначально вариативна.[6]
Тем не менее, функциональная грамотность в области культуры – понятие целостное, глобальное, близкое к понятию общей культуры личности как результата освоения разнообразных гуманитарных, художественных, естественнонаучных, информационно-технологических иных актуальных знаний и ценностей, несомых ими. Общая культура потому и общая, что должна быть личностной принадлежностью любого человека при всех вариантах ее проявления в индивидуальном стиле личности и ее творческом потенциале. Общая культура взрослого определяется его ценностными ориентациями и в свою очередь влияет на них, определяет его понимание себя в мире и мира вокруг себя и зависит от этого понимания, как и окружающий мир, зависит от понимания и взаимопонимания различных групп людей, отдельного человека.
Многие ученые едины в том мнении, что образование, приобретаемое человеком во взрослый период его жизни, может быть понято только посредством изучения социального контекста, в котором оно происходит. Образование вообще и образование взрослых в частности не может существовать в изоляции от мира, в котором живут обучающиеся Оно глубоко связано с этим миром и находится под его влиянием. Люди и социум постоянно находятся в процессе активного взаимодействия. Позиция отдельного человека в обществе неоднозначна: с одной стороны, в процессе поиска своего места в мире индивид формируется под воздействием современного ему социума, с другой стороны – он не является пассивным реципиентом, а способен выступить активным агентом, вносящим определенный вклад в процессы широких социальных изменений. Посредством обратных воздействий личности на окружающий его социум происходят наращивание культуры, дальнейший технологический прогресс и социально-экономические трансформации в обществе.
Известный английский ученый П.Джарвис подчеркивает, что усвоение взрослыми знаний, их переработка и возвращение являются частью процесса изменения и развития культуры в целом. При этом адаптация людей к постоянно меняющемуся обществу, по сути, представляет собой, по мнению ученого, учебный процесс.[7]
Принципиальным для общего культурного  развития является решение вопроса, как воспринимать взрослого в системе культуры – как объект воздействия на него общества или как субъект культуры, ее создающий (речь идет не о профессионалах в этой области, а о массе людей). Решение этого вопроса не может быть альтернативным: или – или, ибо в случае, если мы считаем взрослого только объектом культурного воздействия, потребителем культуры, мы снимаем проблему его саморазвития, развития его творческих способностей и значительно обедняем его жизнь. Если же мы видим в нем только творца, субъекта культуры, то тем самым снимаем другую часть его развития – включение взрослого в общецивилизационный культурный процесс, тем самым оставляем его наедине с собой или в лучшем случае с небольшой группой единомышленников, реально и сильно влияющих на его развитие, но тем не менее искусственно вынимаем его из социокультурной среды, какой бы она ни была. Возникающая в этом случае проблема противодействия плохой социокультурной среде, какой она нередко является ныне, только обостряет проблему развития взрослого, делает необходимой его психолого-педагогическую защиту как объекта культуры от влияния этой среды.[6]
И здесь возникает проблема социокультурной сферы.
Захваченность общества стихией потребления ныне чрезмерно велика и опасна. Потребление без осмысления, без оценки и, главное, по существу без выбора – бери, что дают сегодня по ТВ, что можно купить на книжных и журнально-газетных развалах и т.д. – тормозит развитие общей культуры люде (взрослых), делает их зависимыми от внешних обстоятельств, и внешнего воздействия. Как любая зависимость, это в конечном итоге чаще всего дает отрицательный результат. Возможность и умение выбрать из предлагаемых культурных явлений нужное и хорошее, отмести плохое, вычислить посредственное – вот что необходимо воспитывать, формировать, развивать у взрослых, и это серьезная проблема, составляющая один из аспектов опережающего образования: создание у взрослого устойчивой системы ориентиров и критериев в оценке явлений культуры, создание фона для будущего выбора и отсеивания из него неполноценного, предотвращение футуршока. Рост неосмысленной и непродуктивной стихии потребления – серьезная социальная и культурная опасность.[7]
Потому концепция общекультурного развития личности должна базироваться на принципе создания целостного культурно-образовательного пространства и быть сориентирована на комплексное развитие обучаемых, на овладение ими духовным и материальным  богатством, которое обеспечит сознательное строительство гармоничной жизненной среды, разумные отношения с природой, обществом, государством.
Цельное культурно-образовательное пространство должно включать в себя следующие компоненты:
1.    Общекультурную направленность содержания в профессиональном образовании. Культуросозидающая направленность содержания образования должна, по возможности, смягчать негативные последствия технической цивилизации, которая односторонне гипертрофирует развитие технико-технологических знаний в ущерб гуманитарному знанию.
2.    Важнейшим условием формирования социально и профессионально значимых ценностей является создание культурно-образовательного пространства образовательного учреждения, в границах которого происходит процесс их присвоения.
Таким образом, культурная среда образовательного учреждения должна  быть пространством общекультурно развития участников образовательного процесса независимо от их специальной профессиональной направленности.
3.    Дополнительное образование в системе общекультурного развития. Целями дополнительного образования становятся общекультурное развитие и компенсация дефицита знаний в различных областях экономики и духовной жизни. В этом проявляется социальная защита  специалистов, реальная забота об эффективном включении их в динамично обновляющийся мир производственных отношений.
4.    Сфера досуга в системе развития общей культуры.                          Новая социально-культурная ситуация, новые требования к общекультурному развитию личности предопределяют развитие культуры досуга на основе расширения образовательных и воспитательных функций организующих их структур и учреждений:
— формирование культуры досуга как качества личности, отражающего потребности и умения  конструктивно использовать свое свободное время, реализовывать его в активном отдыхе, духовно насыщенном общении;
—  организация досуга, который обеспечивает рекреацию и дальнейшее духовное и физическое развитие личности.
Подводя итоги, полагаем,  что на основе вышесказанного можно      сформулировать главные идеи концепции общекультурного развития личности на протяжении всей жизни:
— взаимодействие культуры и образования, определяющее сущность человека, его базовые личностные качества, перспективы его развития на протяжении всей жизни;
— доминирование общей культуры в современном мире и максимальное использования ее потенциала в содержании профессионального образования;
— первичность общекультурного развития личности в процессе ее гражданского, нравственного, профессионального становления;
-принципиальная незавершенность образования, раскрывающаяся в постоянном стремлении человека к познанию, освоению и реализации себя в нем;
-целевое единство и ресурсная взаимодополняемость  учреждений образования и структур культурно-досуговой сферы в процессе общекультурного развития личности.

Литература:
1.    Дорожная карта художественного образования // Всемирная конференция по образованию в области искусства: создание творческого потенциала для XXI века – Лиссабон, 6-9 марта 2006 г.
2.    Образование: сокрытое сокровище // Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века / МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» — Москва, 2007
3.    Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. – 232 с.
4.    Giddens,A. (1998). The Third Way: The renewal of social democracy. Polity. Cambridge, p. 125.
5.    Вершловский С.Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования // Человек и образование. СПб.: Академический вестник ИОВ РАО. – 2006. — № 8,9. – С. 54-59.
6.    Браже Т.Г. Потенциал гуманитарной культуры взрослого как фактор личностного развития // Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых: колл. моногр. / под ред.В.И. Подобеда, А.Е. Марона. – Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИОВ РАО, 2009. – С. 52-108.
7.    Шапошникова Т.Д. Социокультурное образование и просвещение врослых за рубежом // Человек и образование. СПб.: Академический вестник ИОВ РАО. – 2011. — № 3. – С. 147-150.
8.    Ивлиева И.А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования (концептуальные основы) // Человек и образование. – СПб.: Академический вестник ИОВ РАО. – 2010. — №4.- С. 163-169.