Сегодня, 2 февраля, в Колонном зале Дома Союзов открылся IV Всероссийский социологический конгресс. В его трёхдневной работе примут участие представители 60 российских регионов. Темой этого собрания заявлена «Социология в системе научного управления общества». В приветственном слове председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко напомнила присутствующим о сложной судьбе российской социологии, которая после октября 1917 года была предана забвению. Её возрождение и развитие началось в 1960-70-е годы благодаря Владимиру Ядову и Геннадию Осипову.

Муравьёва Марина

IV Всероссийский социологический конгресс проходит 2-3 февраля в Москве

«Социология – важнейшая наука из всех гуманитарных, – подчеркнула Валентина Матвиенко. – Учёных-социологов можно сравнить с врачами-диагностами, которые способны определить состояние здоровья общества».

По мнению спикера Совета Федерации, региональные власти должны резервировать в бюджетах средства на социологические исследования. Эти затраты наверняка оправдаются. Со времён перестройки власт

и запаздывают с реакцией на общественные потребности. Важно, чтобы исследования носили научный характер – «ложных опят», по словам Матвиенко, в этой сфере очень много. По её мнению, росту авторитета социологии мешают два фактора: во-первых, «стремление политиков сделать социологию своей служанкой; особенно это проявляется перед выборами, когда у некоторых деятелей вырастают рейтинги, в то время как население об этих людях ничего не знает».

Во-вторых, существование «псевдосоциологического братства, которое за деньги готово выдать любые результаты.

По мнению Валентины Матвиенко, социологии угрожает псевдосоциологическое братство, которое за деньги готово выдать любые результаты

Надо выводить на чистую воду этих лжеучёных», – считает Матвиенко.

«Социология – обоюдоострое оружие, которое может служить как во благо, так и во зло», – признал директор Института социально-политических исследований РАН академик Геннадий Осипов. В своём выступлении он посетовал на то, что в период перестройки власти не прислушались к рекомендациям социологов, в результате чего был «принят ошибочный курс развития». К сожалению, по словам академика, руководство государства до сих пор придерживается экономико-центристского подхода к социальной реальности. По-прежнему одной из ключевых задач, которую декларируют власти, остаётся увеличение валового внутреннего продукта, при этом мало кто задумывается о таких важных параметрах, как удовлетворённость и качество жизни человека. На сегодняшний день Геннадий Осипов отмечает «оскорбительно низкий» уровень качества жизни россиян. Чтобы изменить такое положение дел, необходимо установить диалог между властью и обществом посредством социологов, проводящих честные и объективные исследования, считает академик Осипов.

«Судьба отечественной социологии никогда не была простой – ни в советское время, ни в новой России», – согласился вице-президент РАН академик Александр Некипелов.

Необходимо установить диалог между властью и обществом посредством социологов, проводящих честные и объективные исследования, считает академик Осипов

Хотя это касается не только социологии, но и в целом общественных наук. В последнее время наблюдается подъём социологии как науки, появляются новые темы, расширяется набор используемых методов, появляются новые специализированные издания. Кроме того, многое сделано для развития качественного социологического образования в России. Если в начале 1990-х годов специалистов в этой сфере выпускало только шесть вузов, то сегодня их сотни. Социология как специальность вошла в новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Ректор МГУ Виктор Садовничий отметил, что современная Россия нуждается в новых специалистах. Как показывают социологические исследования, в последние десятилетия изменилось отношение молодёжи к образованию: если в 1990-е годы считалось, что образование и социальный статус между собой не связаны (успеха добивались малообразованные так называемые «новые русские»), то с середины 2000-х годов понимание важности образования возросло. Вместе с тем появилась новая тенденция – нарастающая девальвация образования. По сравнению с 2002 годом, в 1,6 раза сократилось количество людей, ценящих образование; каждый второй сегодня считает, что любую проблему можно решить не с помощью знаний, а при наличии денег.

Крайне негативно, по словам Садовничего, общество воспринимает и реформы, проводимые в сфере образования. Например, более 50 процентов респондентов одного из социологических исследований не поддерживают новый образовательный стандарт для старшей школы. Этот стандарт предполагает профилирование обучения, в то время как российское общество хочет, чтобы ученики получали знания самого широкого спектра.

В ходе конгресса планируется провести 42 научные секции и 23 круглых стола. На них будут обсуждаться вопросы, связанные с социологией культуры, науки, политики, религии, образования, труда, управления и других сторон общественной жизни.

Источник: «Наука и технологии России»