В концерне Daimler учат автомобиль «видеть» мир в трехмерном пространстве и оценивать степень возможной опасности. Речь идет о новой технологии 6D-Vision. За ее разработку ученых номинировали на Немецкую премию будущего.

Пешеход, неожиданно вышедший на проезжую часть, или велосипедист, не замеченный при резком повороте направо, – как правило, водители реагируют в подобных ситуациях слишком поздно. Когда ребенок вдруг выбегает на дорогу, человеку за рулем требуется секунда на то, чтобы оценить последствия. При скорости 50 километров в час автомобиль проезжает за эту секунду 15 метров. «Если затормозить удастся на полсекунды раньше, тормозной путь сократится сразу на семь метров», – говорит Уве Франке, руководитель исследовательской группы автоконцерна Daimler в Штутгарте.

Стереоскопия с датчиками движения

Уве Франке, который работает над созданием «электронных помощников» для водителей с 1996 года, «научил» машину воспринимать мир как трехмерный. «Важно дать автомобилю два глаза, чтобы он – как и человек – видел мир вокруг в объеме, то есть мог оценить глубину пространства и расстояние», – объясняет исследователь.

Конечно, одного лишь этого недостаточно для того чтобы распознать опасность и правильно ее оценить. Автомобиль должен не только «видеть» все в трехмерном пространстве, но и фиксировать любые движения. В свою очередь, бортовой компьютер анализирует все «увиденное» и при необходимости отдает команды «электронным ассистентам»: например, повернуть руль в другую сторону при выезде с полосы или притормозить в случае появления опасности. То есть делать то же самое, что и человек, только быстрее. Видеокамеры, которыми оснащен автомобиль, фиксируют движение каждой точки в зоне видимости. Благодаря этому компьютер способен оценить опасность за 200 миллисекунд. 6D-Vision – так сами исследователи назвали новую технологию. О ее значении говорит тот факт, что ее разработчики вышли в финал конкурса на соискание Немецкой премии будущего.

Человек не может видеть все

Восприятие человека всегда избирательно, он, как правило, может сконцентрироваться только на одном объекте. Другое дело – «электронный помощник». Ему не нужно идентифицировать машину или пешехода, достаточно восприятия отдельных точек и расчетов, связанных с опасностью столкновения.

Уже подсчитав количество точек, компьютер способен определить, кто или что находится перед ним: едущая навстречу машина, неожиданно появившийся на проезжей части человек или выкатившийся на нее футбольный мяч. После этого «электронный помощник» поможет автомобилю уйти от столкновения или просто вовремя затормозить. Кстати, идентификации уже упомянутых футбольных мячей исследователи не зря уделяют особое внимание. Ведь во многих случаях вслед за мячами на дорогу выбегают дети.

Мир глазами компьютера

Когда опытный образец «умного» автомобиля едет по улицам Штутгарта, все окрестности, улицы, все участники дорожного движения, включая другие машины, велосипедистов и пешеходов, он воспринимает как точки. «Красные точки находятся близко, зеленые – на расстоянии в 30-50 метров, темно-зеленые так далеко, что уже не представляют интереса для «электронного ассистента», – говорит исследователь концерна Daimler Клеменс Рабе. Компьютер реагирует быстро, потому что он просчитывает «поведение» точек, а не объектов.

Поскольку при плохих погодных условиях, например при тумане, дожде или снеге у камер возникают те же проблемы, что и у людей, их дополняют сенсоры движения и радары. Процесс доведения «электронных помощников» до ума еще не закончен. Так, угол зрения опытного образца автомобиля достигает лишь 50 градусов. Следующим шагом должно стать доведение этого угла зрения до 180 и даже до 360 градусов. По словам Уве Франке, компьютер должен научиться просчитывать дальнейшее поведение участников движения – например, понять, что сделает велосипедист после того, как поднял левую руку. «Это очень важная задача», – говорит исследователь. В будущем автомобили будут в состоянии поддерживать связь друг с другом и сообщать о дальнейших действиях. Через какое-то время у человека появится возможность выбирать, в каком качестве – водителя или пассажира – ему хочется отправиться в путь. Именно так представляет исполнение своей мечты Уве Франке.

Источник: BFM.RU