«Я никогда не отдам жизнь за свои убеждения, потому что я могу заблуждаться».

Английский математик, философ и общественный деятель. Бертран Рассел проделал сложную философскую эволюцию, которую он сам определял как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. 
Бертран Рассел Создал концепцию «логического атомизма» и разработал теорию дескрипций. Рассел считал, что математика может быть выведена из логики. Рассел – один из инициаторов Пагуошского движения, соавтор Манифеста Рассела-Эйнштейна. В 1963 создал «Фонд мира». Совместно с Жан-Полем Сартром организовал международный трибунал по расследованию военных преступлений США во Вьетнаме. В 1950 получил Нобелевскую премию по литературе «…в знак признания разнообразных и значительных произведений, в которых он отстаивает гуманистические идеалы и свободу мысли». В этике и политике Рассел придерживался позиции либерализма, высказывал отвращение к войне и насильственным, агрессивным методам в международной политике – в 1925 году он подписал «Манифест против воинской повинности». В дальнейшем Рассел жёстко критиковал сталинский режим и методы государств провозглашающих марксизм и коммунизм. В 1934 он опубликовал статью «Почему я не коммунист» (Why I Am Not a Communist). Боролся против теорий, проповедующих поглощение личности государством, выступал против фашизма и большевизма («Происхождение фашизма» (1935), «Сцилла и Харибда, или Коммунизм и фашизм» (1939)). Исходя из своих пацифистских убеждений приветствовал Мюнхенское соглашение 1938 года. Частично пересмотрел свои взгляды с началом Второй мировой войны. Считая, что любая война является великим злом, он допустил возможность ситуации, когда она может быть меньшим из зол, имея при этом в виду захват Гитлером Европы.

«Больше всего гордятся собой две категории людей: те, кто несчастлив, и те, кто страдает бессонницей».

«В демократии честный политик может быть терпим, только если он очень глуп. Ибо лишь очень глупый человек может искренне разделять предрассудки большей половины нации».

«В каждой стране пропаганда контролируется государством и представляет собой то, что нравится государству. А что нравится государству, так это ваша готовность совершить убийство, когда вам прикажут».

«Во всей вселенной пахнет нефтью».

«Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать».

«Всякая точная наука основывается на приблизительности».

«Даже если все держатся одного мнения, все могут ошибаться».

«Джентльмен – это человек, общаясь с которым чувствуешь себя джентльменом».

«Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически не осталось».

«Душа человека – своеобразный сплав бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно – частичное, ограниченное, эгоистическое, а другое – всеобщее, бесконечное и беспристрастное».

«Если бы бог и существовал, вряд ли он был бы столь тщеславен, чтобы обижаться на тех, кто сомневается в его существовании».

«Если я предположу, что между Землёй и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите летает фарфоровый чайник, никто не сможет опровергнуть моё утверждение, особенно если я аккуратно добавлю, что чайник настолько мал, что не виден даже самыми мощнейшими телескопами. Но если бы я затем сказал, что если моё утверждение не может быть опровергнуто, то недопустимо человеческому разуму в нём сомневаться, мои слова следовало бы с полным на то основанием счесть бессмыслицей. Тем не менее, если существование такого чайника утверждалось бы в древних книгах, каждое воскресенье заучиваемых как святая истина, и насаждалось бы в умах школьников, то сомнение в его существовании стало бы признаком эксцентричности и привлекло бы к усомнившемуся внимание психиатра в наш просвещённый век, или же инквизитора в прошлом».

«За ширмой… многие люди предпочитают умереть, чем начать думать. Обычно им это удается».

«Зависть – вот фундамент демократии».

«Искусство пропаганды в том виде, как его понимают современные политики, напрямую связано с искусством рекламы».

«К очень неприятным явлениям нашего времени относится то, что только ограниченные люди оказываются очень уверенными в правоте своего дела».

«Как это ни грустно, люди соглашаются лишь с тем, что их, по существу, не интересует».

«Когда детей нет, отношения мужчин и женщин – это их личное дело, не касающееся ни государства, ни соседей».

«Коротка и бессильна жизнь человека; на него и на весь его род медленно и неумолимо падает рок беспощадный и темный. Не замечая добра и зла, безрассудно разрушительная и всемогущая материя следует своим неумолимым путем; человеку, осужденному сегодня потерять самое дорогое, а завтра самому пройти через врата тьмы, остается лишь лелеять, пока не нанесен удар, высокие мысли, освещающие его недолгие дни; презирая трусливый страх раба судьбы – поклоняться святыне, созданной собственными его руками; не боясь власти случая, хранить разум от бессмысленной тирании, господствующей над его внешней жизнью; бросая гордый вызов неумолимым силам, которые терпят до поры его знание и его проклятия, держать на себе мир, подобно усталому, но не сдающемуся Атласу. Держать – вопреки давящей все на своем пути бессознательной силе – мир, сотворенный его идеалами».

«Любви бояться – означает бояться жизни, а кто жизни боится, тот уже на три четверти мертв».

«Любовь – главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни».

«Люди ненавидят скептиков гораздо больше, чем они ненавидят страстных защитников мнений, враждебных их собственным».

«Материя является не частью конечного материала мира, но просто удобным способом связывания событий воедино».

«Моральные правила не должны мешать инстинктивному счастью».

«Мысль не свободна, если ею нельзя заработать на жизнь».

«Наука – это то, что Вы знаете, философия – то, чего не знаете».

«Наш страх перед катастрофой лишь увеличивает ее вероятность».

«Не многие могут быть счастливы, не испытывая ненависти к другому человеку, нации, вероисповеданию»!.

«Невозможно понять, что означает слово „сыр“, если не обладать нелингвистическим знакомством с сыром».

«Некоторые дети имеют привычку мыслить – одна из целей образования состоит в том, чтобы избавить их от нее. Неудобные вопросы замалчиваются, за них даже наказывают. Коллективные эмоции используются для того, чтобы привить нужные взгляды, особенно националистического толка. Капиталисты, милитаристы и церковники сотрудничают в деле образования, потому что всем им выгодно, чтобы у людей развивалось эмоциональное отношение к действительности, а не критическое мышление».

«Никто не сплетничает о тайных добродетелях других людей».

«Он не джентльмен – он одевается слишком хорошо».

Патриотизм – готовность убивать и быть убитым ради заурядных причин.

«Полезно время от времени ставить знак вопроса на вещах, которые тебе давно представляются несомненными».

«Политики не находят прелести во взглядах, которые сами по себе не несут партийного красноречия, а простые смертные предпочитают взгляды, которые приносят несчастье махинациям их врагов».

«Правда – это то, что каждый из нас обязан рассказать полицейскому».

«Практическая нужда в морали возникает вследствие конфликта желаний различных людей или конфликта желаний в одном человеке».

«При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре – править».

«Путь от амебы к человеку казался философам очевидным прогрессом – хотя неизвестно, согласилась бы с этим мнением амеба».

«Смысл философии в том, чтобы начать с самого очевидного, а закончить самым парадоксальным».

«Сознательная жестокость доставляет наслаждение моралистам. Вот почему они придумали Ад».

«Сочувствие выражается в том, что становишься несчастным из-за страданий других».

«Способность умно наполнить свободное время есть высшая ступень личной культуры».

«Страх – основа религии, страх перед таинственным, страх перед неудачей, страх перед смертью. А так как страх является прародителем жестокости, то неудивительно, что жестокость и религия шагали рука об руку».

«Стремление к власти порождено страхом. Те, кто не боится своих соседей, не видит необходимости властвовать над ними».

«Счастье не перестаёт быть счастьем, когда оно кратко, а мысли и любовь не лишаются своей ценности из-за того, что преходящи».

«Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться».

«Умереть за свои убеждения – значит придавать слишком большую цену предположениям».

«Учитывая глупость большинства людей, широко распространенная точка зрения будет скорее глупа, чем разумна».

«Чувство долга необходимо в работе, но оскорбительно во многих других отношениях. Люди хотят, чтобы их любили, а не переносили с терпеливой покорностью».

«Я никогда не отдам жизнь за свои убеждения, потому что я могу заблуждаться».