Надо ли звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» давать посмертно

11.12.2012
616

Депутаты ЗакСа предложили назвать именем братьев Стругацких одну из петербургских улиц, установить мемориальную доску на доме, где жил Борис Стругацкий и издать собрание сочинений братьев за счет городского бюджета. Плюс к этом депутат-яблочник Максим Резник считает, что Борис Стругацкий должен быть посмертно удостоен звания Почетного гражданина Петербурга. Надо ли это делать?

Юрий СВЕТОВ

Фото: fondnasledie.ru

Звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» по смыслу своему предназначено для живых. Утверждаю, как автор-составитель двух книг, посвященных этому знаку общественного признания, в связи с чем   прочитал немало первоисточников.

Устав Санкт-Петербурга определяет «Высшим почетным званием Санкт-Петербурга является звание “Почетный гражданин Санкт-Петербурга”». Институт почетных граждан российских городов появился на волне реформ семидесятых годов   XIX века. Часто путают их  с почетными гражданами   как привилегированной  категорией сословия «городских обывателей» Российской империи. С ее  введением  в 1832 году  лица недворянского происхождения (купцы, чиновники, духовенство, деятели культуры и науки) имели право подать прошение Императору  о возведении в почетные граждане. В случае положительного решения выдавалась грамота на личное или потомственное (передающееся по наследству) почетное гражданство.

В 1863 году возник внесословный  институт почетного гражданства городов. Этого звания  за особые заслуги перед   городом –  мог быть удостоен  подданный Российской империи любого сословия и звания либо иностранец.  И процедура   получения  утвердилась иная, с участием общественности, за которой закреплялось право инициативы присвоения звания.  По наследству  оно не передавалось.

В Санкт-Петербурге, как столице, кандидатура почетного гражданина предлагалась на заседании городской думы, после чего испрашивалось высочайшее разрешение Государя Императора на поднесение звания данному лицу. Во всех известных случаях выдвигались кандидатуры только живых на тот момент людей. Звание почетного гражданина Санкт-Петербурга присваивалось на протяжении 43 лет, начиная с 1866 года, удостоены его были  всего 8 человек.

Самым первым почетным гражданином 5 апреля 1866 года стал шапочный мастер О. И. Комиссаров как «охранитель жизни царя» во время покушения на Александра II. Через 4 месяца звание преподнесли представителю Северо-Американской нации, члену Вашингтонского кабинета Густаву Фоксу, возглавлявшему делегацию для выражения сочуствия к России и ее Государю. До своей кончины в 1883 году  Фокс ни разу более не удостоил своим посещением  Петербург.

Потом был большой перерыв и лишь в 1878 году, когда город за городом называли своим почетным гражданином героя русско-турецкой войны фельдмаршала Ф. Ф. Радецкого, петербургская дума присоединилась к этому процессу. Была с ее стороны и  попытка фрондировать.  4 мая  1881 года император  Александр III принял  отставку министра  внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов, практику действий которого иронично именовали «диктатурой сердца». А через 2 недели 140 гласных городской думы из 194 присутствующих проголосовали за то, чтобы испросить высочайшее разрешение на поднесение графу Лорис-Меликову звания почетного гражданина Петербурга. Затем был подан протест одного из гласных с требованием, чтобы признавать  избранными в звание почетного гражданина лишь по единогласному голосованию. Протест отклонили, но некоторые исследователи полагают, что император ходатайство не рассматривал.

Впрочем, звание почетного гражданина присвоили и таким достойным людям как купец первой гильдии Н. И. Погребов, 5 раз избиравшийся на должность городского головы; путешественник Н. М. Пржевальский; принц А. П. Ольденбургский,  основатель и попечитель института экспериментальной медицины; редактор-издатель журнала «Вестник Европы» М. М. Стасюлевич, больше четверти века избиравшийся  гласным городской думы. Его избрание в 1909 году и завершило историю дореволюционных почетных граждан Петербурга.

Любопытно, что многие советские города присваивали звание почетных граждан в основном за боевые  заслуги, а Ленинград почему-то нет.

Возродил традицию в мае 1993 года Анатолий Собчак. Он же и начал ее нарушать. Присуждал звание единолично, хотя еще действовал Ленсовет.  Присвоил его посмертно – поэту Ольге Берггольц в январе 1994 года. Определенной  даты и регламентации количества удостоенных не было. Так, в 1994 году распоряжениями мэра троим присвоено звание  в январе и по одному – в феврале и марте, каждый раз как отклик на актуальные события. Потом появилось Законодательное собрание, началась критика подобных единоличных решений.

В 1995 году звание присваивалось постановлением правительства Петербурга. Наконец, 29 ноября 1995 года был принят Закон Санкт-Петербурга об этом звании. Процедура была предусмотрена такая: общественность выдвигает свои кандидатуры, Законодательное собрание принимает решение на закрытом заседании, предшествующем Дню основания города. Присваивается не более двух званий ежегодно.

А потом закон стали обходить. В эйфории от победы «Зенита» городские власти в 2008 году  добились присвоения звания тренеру Дику Адвокату. Нарушены были сроки выдвижения его кандидатуры, превышено установленное на год количество званий – до Адвоката его уже получили 2 человека.

Потом  ради Анатолия Собчака изменили закон. Если прежде  его статья 2 гласила:. «Звание “Почетный гражданин Санкт-Петербурга” присваивается при жизни гражданам РФ, гражданам других государств, а также лицам без гражданства.», то согласно изменениям, внесенным 17 марта 2010 года она позволяет присваивать звание как при жизни, так и посмертно. Общественная реакция на это решение была довольно бурной, самый корректный вопрос о том, почему не начали с основателя города Петра Великого.

Поразительно, что сейчас депутаты, избранные в ЗС от оппозиции, вместо того, чтобы добиться отмены этой неуместной законодательной новеллы, сами спешат ею воспользоваться, чтобы почтить память Бориса Стругацкого. Означает ли это, что всякий гражданин, попадавший в список кандидатов на звание и не получивший его при жизни, будет   автоматически удостаиваться его после ухода в мир иной?

Суета вокруг увековечивания памяти самых достойных людей, стремление в нарушение установленных законом сроков вывешивать  мемориальные доски, называть улицы, теперь еще и присваивать почетное гражданство, невольно наводить на мысли, что ходатаи  сами не уверены в том, что заслуги, о которых они твердят, выдержат проверку временем.
Справка

С 1993 года звания были удостоены 38 человек. Среди  них 7 ученых, 6 спортсменов, 6 актеров (четверо из БДТ), 3 писателя и  3 генеральных директора, 2 дирижера,  2 военных летчика, 2 священнослужителя и 2 политика, по одному композитору, скульптору, музейному работнику,  космонавту и учителю. Все они отмечены множеством отечественных и иностранных премий, орденов, медалей, ученых и  почетных званий. Двое лауреаты Нобелевской премии.   24 почетных гражданина плодотворно трудятся и поныне. Их средний возраст – 72,5 года.                    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *