Отношения музеев и Церквей в постсоветский период складываются весьма непросто. В Санкт-Петербурге есть, однако, немало примеров нахождения общих позиций на почве сохранения и возрождения исторических традиций.

Юрий Светов

Гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский

Гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский

В Государственном Эрмитаже в дни празднования 250-летия музея завершилась реставрация Большой церкви Зимнего дворца. Она была создана в 1753-1762 гг. одновременно с возведением Зимнего дворца по проекту Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) в стиле пышного елизаветинского барокко. Храм освящен 12 июля 1763 года архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом во имя Нерукотворного Образа Спасителя. После   пожара 1837 года восстановлен по проекту архитектора В.П. Стасова с приближением к первоначальному виду. Церковь являлась домашним храмом императорской семьи. Поскольку дворцовые праздники начинались с богослужений, многие деятели русской культуры бывали в ней. С 1917 года храм использовался как музейное помещение.

Князь Дмитрий Романов с супругой Доррит

Князь Дмитрий Романов с супругой Доррит

В декабре 2013 года начались работы по реставрации интерьеров и предметов декоративно-прикладного искусства, общая площадь отреставрированных помещений составляет 525 кв. м. Большая часть элементов декора внутреннего убранства Большой церкви Зимнего дворца выполнена из папье-маше (в буквальном переводе с франц. жеваная бумагалегко поддающаяся формовке масса из смеси бумаги или   картона с клеем, гипсом и т.д.), процесс его реставрации очень трудоемкий и сложный.    .

На основе иконографических материалов и проекта воссозданы ранее утраченные крылья у двух больших ангелов в Трапезной, фрагменты херувимов в Трапезной части и в подкупольном пространстве.  В Алтарной части было выполнено воссоздание элементов обрамления запрестольного образа: рельефные накладки «Херувимы» и «Всевидящее око» (резьба, папье-маше), а также рама живописного образа «Вознесение Господне».

Отреставрирована алтарная сень — шатёр, опирающийся на антаблемент, который несут на себе спаренные колонны коринфского ордера, которые, в свою очередь, установлены на четыре симметричных постамента. Восстановлена деревянная кафедра, примыкавшая к северной стене подкупольного пространства церкви. Балдахин и постамент связаны между собой рамой для иконы. Церковный иконостас занимал центральное место в художественном убранстве интерьера Большой церкви и был разобран в период строительных работ 1938-1939 гг. При реставрации обеспечено максимально возможное включение сохранившихся подлинных деталей в иконостас.

В Большой церкви Зимнего дворца будет мемориал семьи Романовых из хранящихся в музее фамильных экспонатов. Создание прихода и регулярные богослужения не предполагаются. Церковная служба в ней будет проходить всего один раз в год — 25 декабря. В этот день в 1812 году император Александр I подписал Высочайший Манифест об изгнании неприятеля из пределов России. Русская православная церковь эту дату как праздник сохранила, государство после революции 1917 года про нее забыло.

25 декабря 2014 года после 96-летнего перерыва     о. Владимиром Сорокиным,   благочинным Центрального района Санкт-Петербурга и настоятелем Князь-Владимирского собора, совершено малое освящение храма Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце. Была отслужена заупокойная лития с поименным поминовением всех, чьи портреты помещены в Военную галерею 1812 года (их имена внесены в Синодик храма), а затем вознесена благодарственная молитва в «воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти вязык». Затем в Георгиевский зал Зимнего дворца ротой Почетного караула были внесены знамена и штандарты полков, участвовавших в войне с Наполеоном. Среди них – штандарты Белорусского 7-го гусарского Императора Александра I полка и 7-го Кинбурнского драгунского полка, переданные на постоянное хранение в Эрмитаж генеральным секретарем Объединения памяти Лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка, хранителем Музея этого полка в Париже А.П. Бобриковым. Представители Санкт-Петербургского Английского собрания (Английский клуб) передали в дар музею работу А.И. Шарлеманя «Наполеон на поле битвы при Аустерлице» (бумага, гуашь, белила, 1887). В торжественной церемонии в Георгиевском зале принял участие Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы под управлением В. Лященко, в исполнении которого прозвучали исторические военные марши. В приветственном слове генеральный директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский подчеркнул, что такие церемонии помогают Россия сохранять свое главное конкурентное преимущество в мире — культуру и национальную историю.

В отличие от эрмитажного храма, Домовая церковь в   Юсуповском дворце на Мойке,94 в 2015 году открывает свои двери для проведения торжественных служб и таинств. Станет возможным провести обряд крещения или венчания в стенах уникальной церкви князей Юсуповых.

Домовая церковь Юсуповского дворца была освящена в марте 1881 года в честь особо почитаемого в православии праздника Покрова Пресвятой Богородицы и оформлена по проекту академика архитектуры В.А. Кенеля (1834 – 1893) в модном тогда византийском стиле. В церкви проходили все значимые события семьи князей Юсуповых. Во время страшной болезни Зинаиды Николаевны Юсуповой молиться за ее здоровье приезжал протоирей Иоанн Кронштадтский. Ровно сто лет назад, в 1915 году на крещении Ирины — дочери Феликса Юсупова и княжны императорской крови Ирины Романовой, присутствовал император Николай II вместе с матерью вдовствующей императрицей Марией Федоровной.

Воссоздание уникального интерьера Домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы — один из самых серьезных и трудных проектов Юсуповского Дворца, в котором активно участвовали частные спонсоры. Церковь   действовала до 1917 года, в течение еще семи лет в ней сохранялись прежняя церковная обстановка в 1930-х годах она была полностью разрушена. В 2005 году, когда началась работа по ее возрождению, ни одна деталь внутренней отделки стандартного лекционного зала не напоминала о том, что здесь когда-то был храм.   За 9 лет сотрудникам дворца и реставраторам удалось восстановить архитектурный облик церкви и иконостаса, завершить устройство притвора Церкви с дубовой лестницей. Интерьер Домовой церкви и посвященная реставрации выставка  «Возрождение храма» открылись  для посещения экскурсионных групп с 11 декабря 2014 года.

Юсуповский Дворец на Мойке вошел в историю России не только как один из лучших частных особняков в Европе, но и как место трагического убийства Григория Распутина. На протяжении многих десятилетий тяжелый отзвук тех событий продолжал тревожить Россию. По мнению Нины Васильевны Кукурузовой, директора Юсуповского Дворца: «Домовая церковь для нас – это другой полюс во дворце, полюс добра, прощения и искупления».

Спустя почти век здесь вновь прошла служба. 21 декабря 2014 года впервые в истории домовой церкви Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы при Юсуповском дворце и совершил чин малого освящения храма. Но ждут еще своего часа и своих благотворителей  последующие работы по украшению храма росписью.

Государственный Русский музей представил в декабре минувшего года масштабную выставку «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее», посвященную 100-летию со дня открытия Древлехранилища имени императора Николая II, Это собрание формировалось с 1897 по 1914 гг. Сейчас в анфиладе корпуса Бенуа около 600 произведений экспонируется группами, представляющими частные коллекции, поступавшие в музей, и блоками, позволяющими воссоздать обстановку первых музейных экспозиций.

Основу Древлехранилища заложил Музей христианских древностей Императорской Академии художеств, перевезенный в полном составе в Русский музей в 1897 году. Его коллекции включали 1616 древних икон, около 3 тысяч произведений литья, резьбы, шитья. В результате в Русском музее появилось особое «Отделение христианских древностей». В продолжение через год сюда поступило собрание памятников церковной старины, принадлежавшее художнику и коллекционеру В.А.Прохорову (1818-1882), бывшему заведующему МХД. Среди них выделялись исключительными художественными достоинствами образ «Богоматерь Умиление», созданный мастером круга Андрея Рублева (один из ранних списков чудотворной Владимирской иконы) и икона «Избранные святые с Богоматерью Знамение» третьей четверти XV века, снискавшая славу классического образца живописи Великого Новгорода.

Затем было приобретено собрание художника-баталиста В.В.Верещагина (1842-1904), получена в дар от графини О.В.Васильчиковой коллекция ее покойного сына. Уникальные древние произведения, например, рукописное Евангелие XVI века в медном окладе XIV века, входили в коллекцию потомственного почетного гражданина П.В.Синицина, пожертвованную им Николаю II. Музеем был принят дар академика Н.П.Кондакова (1844-1925), включавший более 100 икон, написанных мастерами владимирских иконописных сел Палеха, Мстеры, Холуя.

Последовательно приобретались и принимались в дар и единичные предметы от частных лиц и государственных учреждений.. В 1909 году с приходом на должность хранителя Художественного отдела П.И. Нерадовского (1875-1962) начались поездки по монастырям и церквям для собирания древностей, а в 1912 году состоялось представление Николаю II икон и памятников прикладного искусства, присланных московскими антикварами и реставраторами.

Дополнительные ассигнования из личных средств императора позволили в 1913 году приобрести крупнейшее — почти 1500 произведений —   частное собрание христианских ценностей, коллекцию икон и памятников прикладного искусства Н.П.Лихачева (1862-1936). Строго систематизированная, она позволила с большой полнотой представить русскую икону с XIV по XVII век в ее лучших и характерных образцах. Таких, как «Святые Борис и Глеб» (середина XIV в.), «Святые Параскева и Анастасия» и «Святые Флор, Иаков, Лавр» (XV в.), «Святой Андрей Юродивый в житии « и «Покров Богородицы» (XVI в.).

Быстрое пополнение музейного собрания привело к идее создания Древлехранилища, открывшегося 18 марта 1914 года правом крыле Михайловского дворца. Буквально накануне в него пришло последнее поступление — 46 древних икон из Покровского женского монастыря в Суздале. Переговоры по этому поводу длились почти два года, участвовали в них даже император и Священный Синод.

Центром экспозиционного пространства юбилейной выставки стала Новгородская иконная палата, оформленная по проекту архитектора А.В.Щусева (1873-1949). Впервые за долгие годы показаны вместе уникальные памятники, которые были представлены в экспозиции 1898 года: древнейший деревянный резной амвон, резные Царские ворота и медная «Корсунская» лампада из новгородского Софийского собора, часовня-киот из Воскресенского собора в Романове-Борисоглебске (XVII век), а также фигуры «старцев» из древнейших новгородских монастырей. Другой зал воспроизводит облик Древлехранилища на момент 1914 года, дополненный   архивными фотографиями с видами его залов.