Уже 70 лет, начиная с Устава Организации Объединенных Наций (ООН), принятом в 1945 г., в котором впервые в международном соглашении был подтвержден принцип равенства между женщинами и мужчинами, международное сообщество с разной степенью интенсивности уделяет внимание проблеме гендерного равенства. На самом деле ООН вносит значительный конкретный вклад в создание согласованных на международном уровне стратегий, стандартов, программ и целей по продвижению статуса женщин во всем мире.

Шведова Надежда Александровна 
Доктор политических наук, 
Руководитель Центра социально-политических исследований 
Федерального  государственного бюджетного учреждения науки 
Института США и Канады Российской академии наук ИСКРАН)

 

ООН: Гендерные измерения XXI столетияЮбилейные даты – всегда повод для подведения итогов. Исполнилось 35 лет со дня принятие Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), 20 лет Платформы Действий и Пекинской Декларации, рожденных 4-ой Всемирной Пекинской конференцией по положению женщин (1995), без преувеличения впечатляющего крупнейшего международного события. По сути, завершился пятнадцатилетний период, отведенный для реализации Целей Развития Тысячелетия (ЦРТ) на 2000-2015 г.г., включающих и Цель номер 3 о достижении гендерного равенства (всего 8 целей)[10]. Одновременно происходят широкие обсуждение планов на будущее, идет выработка новых задач на период после 2015 года.

Билль о правах женщин

Роль и значение Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (далее: Конвенция-прим.автора), занявшей особое место и не случайно получившей неформальное название «Билля о правах женщин», трудно переоценить с точки зрения гендерного равенства.

На протяжении последних 35-ти лет среди семи ключевых международных договоров по правам человека Конвенция – международный документ, который в свое время был инициирован СССР, а Россия как правопреемница, обязалась выполнять ее, пользуется особым престижем. Многостороннюю Конвенцию (Multilateral Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women (CEDAW) 7 июля 1980 от имени СССР подписала Валентина Владимировна Николаева-Терешкова [13], первая женщина-космонавт на планете Земля. Это стало знаковым событием в истории страны. Конвенция была принята и открыта для подписания, ратификации в присоединение резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 года, вступила в силу 3 сентября 1981 года в соответствии со статьей 27 (1), будучи открытой для подписания в штаб-квартире ООН 1 марта 1980 г.

Однако еще ранее в 1945 году в Сан-Франциско Устав Организации Объединенных Наций (ООН), в преамбуле которого говорится о необходимости вновь утвердить веру «в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций…», закрепил принцип гендерного равенства. Остальные международные документы – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, Конвенция о правах ребенка и Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей – чрезвычайно важны, которые в совокупности создают широкую международно-правовую базу для борьбы за права человека в универсальном своем проявлении.

Таким образом, уже ко второй половине ХХ-го века международное сообщество, в течение полувека вырабатывающее согласие относительно гендерного равенства, пришло к признанию его как важного принципа современности, и был провозглашен принцип равенства прав мужчин и женщин. Сегодня существует внушительный объем норм, стандартов и принципов, относящихся к проблемам гендерного равенства и справедливости, которые ООН отстаивает в мире.

Почему Конвенция занимает такое важное место в ряду себе подобных? Что делает ее исключительно важным документом в сфере утверждения гендерного равенства?

Ответ на поставленные вопросы кроется в понимании характерных черт данного международного документа: Конвенция (плюс Протокол к ней) всесторонне определяет права женщин и является основным международным инструментом для решения проблем гендерной дискриминации [2]. Ратифицируя эту Конвенцию, государства-участники принимают на себя обязательства не только установить формальное правовое равенство между мужчинами и женщинами, но также принимать меры для обеспечения реального осуществления женщинами своих прав наравне с мужчинами.

В настоящее время ее ратифицировали 187 стран из 194 государств-членов ООН. Всего семь стран, включая США, Иран, Судан, Южный Судан, Сомали, Палау и Тонга не ратифицировали ее [7]. Иными словами, не многие международные договоры получили столь общее одобрение мирового сообщества, что, безусловно, свидетельствует о высоком уровне престижа, которым пользуется данная Конвенция.

Конвенция охватывает исчерпывающий круг гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и возлагает юридические обязательства на государства, которые обязаны обеспечить защиту, продвижение и реализацию прав женщин.

Платформа Действий

Под эгидой ООН состоялась 4-ая Всемирная Пекинская конференция по положению женщин (1995). В ней приняло участие 17 тысяч человек – 4995 официальных делегатов-представителей из 189 государств, 3250 журналистов, 446 представителей структурных органов и программ Организации Объединенных Наций, представлено 26 межправительственных организаций, аккредитовано более 4000 представителей неправительственных организаций. Было достигнуто соглашение, известное как «Платформа Действий», в которой положение женщин во власти и на уровне принятия решений признано одной из 12 важнейших проблемных областей[16]. Межпарламентским союзом было установлено, что женщины-политики уделяют значительно больше внимания социальной и правовой защите, а также улучшают доверие в обществе.

Беспрецедентное, 17 тысяч, число участников и 30 тысяч активистов устремились в Пекин (Китай) на открытие 4-ой Всемирной конференции по положению женщин в сентябре 1995 г. Они были разные, но объединенные общей целью: добиться гендерного равенства и расширения прав и возможностей для всех женщин во всем мире.

Тридцать тысяч неправительственных активистов приняли участие в параллельном Форуме НПО, который проходил в нескольких десятках километров от Пекина в небольшом городе Хуайжоу (с 30 августа по 8 сентября 1995), собрав почти в два раза больше участников, и почти в шесть раз больше самих делегатов от неправительственных женских (НЖО) организаций со всей планеты. Форум, несомненно, оказывал влияние на рядом проходившую «официальную» конференцию.

Две недели политических дебатов представителями 189 правительств завершились выработкой обязательств, которые носят исторический характер [14]. Были подготовлены «Пекинская Декларация» и «Платформа Действий», наиболее конструктивный план в современной истории для продвижения прав женщин. Даже 20 лет спустя, этот документ не теряет своей актуальности, «оставаясь мощным источником руководства и вдохновения», о чем свидетельствуют выделенные важнейшие проблемные области жизни женщин:

  1. Институциональные механизмы улучшения положения женщин
  2. Женщины во власти и на уровне принятия решений
  3. Женщины и экономика
  4. Женщины и бедность
  5. Насилие в отношении женщин
  6. Права человека женщин
  7. Женщины и здоровье
  8. Женщины и вооруженные конфликты
  9. Образование и профессиональная подготовка женщин
  10. Женщины и средства массовой информации
  11. Девочки
  12. Женщины и окружающая среда

«Платформа представляет себе мир, в котором каждая женщина и девушка может осуществлять свои свободы и выбор, и реализовать все свои права, например, жить свободной от насилия, чтобы ходить в школу, чтобы участвовать в принятии решений и зарабатывать равную оплату за равный труд»[14], – справедливо подчеркивается в ней.

Пекинская конференция – это не одноразовое мероприятие или событие, а процесс, который раскрепостил политическую волю, связал и усилил активность женских движений в глобальном масштабе. Участницы и участники конференции отправились домой с большой надеждой и четким представлением о том, как достичь равенства и расширения возможностей.

Платформа Действий – это документ, который служит основой для оказания помощи странам в разработке государственной политики, нацеленной на достижение гендерного равенства. Значительный прогресс в различных областях случился с тех пор. «Тем не менее, результаты не достаточно хороши. Есть много несправедливости и неравенства, которые мы должны победить в политической, экономической и социальной сферах. Мы все еще видим серьезные неравенства в области участия женщин в процессе принятия решений»[5], – горько замечает Мишель Бачелет, нынешний Президент Чили и первая Исполнительный директор относительно новой структуры «ООН-Женщины» (2010).

На самом деле участие женщин имеет основополагающее значение для демократического устройства и управления. Тем не менее, женщины по-прежнему не располагают равным представительством во властных структурах и руководстве: ни в высших эшелонах корпораций, ни в президентских кабинетах.

Отдавая отчет себе в том, что цифры не являются абсолютным и достоверным критерием суждения о состоянии явлений в обществе и государстве, тем не менее они могут сказать многое в относительном сравнительном контексте.

Сегодня в мире лишь около 22 процентов парламентариев – женщины (на 1 декабря 2014 г. в соответствии с данными известной и авторитетной организации – Межпарламентский союз)[8]. Двадцать лет назад в 1995 г., когда состоялась 4-я Всемирная Пекинская конференции по положению женщин (1995 г.)[16], их было ровно в два раза меньше – почти 11 процентов. Нельзя не признать, что темпы роста представительства женщин за этот период желают лучшего: в среднем доля женщин-парламентариев выросла лишь на полпроцента за каждый год. В 39 странах женщины занимают от 63,8% до 30% депутатских мест в парламентах, а в 38 странах во всем мире женщины составляют от 0 до 10 процентов членов высшего законодательного органа страны. Эти неравенства более выражены в таких регионах, как Ближний Восток, Северная Африка и Азия[8].

Российская Федерация занимает 103 место в мире (из 189 стран-участников рейтинга) после Сомали и Гвинеи-Бисау, перед Румынией и Гватемалой со своими 13,6 процента в Государственной Думе и 8 процентами в Совете Федерации. Для сравнения: в странах Тихоокеанского региона, где самые низкие показатели, в верхней палате 36 процентов составляют женщины-депутатки, а в Арабских странах – почти 8 процентов [8].

США на 75 месте после Чехии, перед Кенией и Эстонией–19,3 процента в Палате Представителей и 20 процентов в Сенате, а Канада – на 52 месте после Казахстана, перед Лаосской НДР – 25,1 процентов в Палате Общин и 39,6 процентов в Сенате) [8].

Хотя женщины смогли проникнуть во многие области жизни, однако, если будут сохранены нынешние темпы перемен, то гендерный паритет в правительстве, парламентах случится лишь в 22 веке [16].

На политическом Олимпе женщины все еще редкое явление в 21 веке: в январе 2014 г. было только 9 женщин-глав государств, и всего в 15 странах женщины замещали пост главы правительства, лишь 17 процентов государственных министров были женщины, большинство портфелей которых традиционно связаны с социальными секторами, что, несомненно, «отражает живучесть стереотипов в отношении роли женщин в обществе», – как справедливо подчеркивает М. Бачелет, и далее: «Поскольку женщины составляют 51 процент населения земного шара, эти цифры иллюстрируют, насколько женщины недопредставлены. Результатом является то, что законные требования и потребности, которые мы имеем, как женщины, не видимы. Однако эта ситуация является не просто проблемой с точки зрения справедливости. Это представляет собой значительный недостаток в качестве наших демократий» [5].

Современная статистика о положении женщин в мире далека от радужной и вряд ли может вызвать ободряющий оптимизм: женщины зарабатывают меньше мужчин, чаще занимая некачественные мало оплачиваемые рабочие места; треть женщин страдает от физического или сексуального насилия в течении своей жизни. К тому же несовершенство и пробелы в законодательстве о репродуктивных правах, изъяны в здравоохранении приводят к тому, что 800 женщин умирает во время родов каждый день [14].

В частности, хронические проявления гендерного неравенства существуют в экономической сфере, где наблюдается гендерная сегрегация и гендерные разрывы в уровнях оплаты труда. Из 2,9 млрд. работающих жителей планеты 1,2 млрд. – женщины (41,4%). Женщины заняты в менее доходных сферах деятельности или же получают более низкую заработную плату, чем мужчины, выполняя те же служебные обязанности (МОТ). Женщины по-прежнему заняты, главным образом, в отраслях и на работах, которые считаются «женскими» – и многие из них являются низкооплачиваемыми. Среди работающих бедняков, тех, кто получает за свой труд менее одного доллара в день, женщин более 60%. Безработица среди женщин достигла рекордного уровня – более 80 млн. из них безуспешно пытаются найти работу. Две трети из общего числа 771 млн. взрослых неграмотных на земле – женщины. Среди наибеднейшего населения планеты общее число 1,3 млрд. человек – 70 процентов женщины [17]..

Цели Развития Тысячелетия

Известно, что в 2000 году состоялась Встреча на высшем уровне, посвященная целям в области развития. Была принята Декларация Развития Тысячелетия (ЦРТ), в которой изложен глобальный план действий, т.е. определены восемь целей развития, которые надо достичь к 2015 году. Расширение прав и возможностей женщин и гендерного равенства как самостоятельных целей развития нашло свое отражение в Целях номер 3 и 5, которые были сформулированы в Декларации ООН, в которой признается самостоятельная и практическая ценность гендерного равенства.

На этой встрече была также принята резолюция, которая призывала принять меры к обеспечению гендерного паритета в области образования и здравоохранения, экономических возможностей и принятия решений путем повсеместного учета гендерного фактора при разработке политики развития.

Доклад о мировом развитии 2012, подготовленный Международным банком реконструкции и развития/Всемирным банком, вышел в свет под названием «Гендерное равенство и развитие», который посвящен тенденциям прогресса и застоя в сфере гендерного равенства [1] Предполагалось, что данный документ станет полезным подспорьем как странам, так и международным партнерам при осмыслении и учете вопросов обеспечения гендерного равенства в качестве ключевых в процессе разработки политики и программ развития.

В нем подчеркнуто, что «развитие» рассматривается «как процесс расширения свобод в равной для каждого человека степени». При таком подходе к развитию гендерное равенство представляет собой одну из его самостоятельных основных целей. Если развитие означает сокращение бедности, которая обусловлена низкими доходами, или расширение доступа к правосудию, развитие должно означать и сокращение разрыва в благосостоянии между мужчинами и женщинами[4]. Именно такой подход разделяет международное сообщество.

Резолюция и план действий Декларации Развития Тысячелетия ООН отражают убежденность международного сообщества в том, что гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин являются как самостоятельными целями в области развития (ЦРТ 3 и 5), так и важнейшими инструментами достижения других ЦРТ и сокращения бедности по доходам и нищеты.

Структура «ООН-Женщины»

2 июля 2010 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией (A/64/L.56, параграф 49) приняла решение о создании специального подразделения в рамках ООН по гендерному равенству и развитию в интересах женщин. В резолюции сказано: «Генеральная Ассамблея постановляет создать настоящей резолюцией объединенную структуру – структуру Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения возможностей женщин, – которая будет именоваться «ООН-Женщины» (UN Women)[9].

Таким образом, организация «ООН-Женщины» – одно из структурных подразделений разветвленной организационной системы ООН, а ее главная миссия и задача – способствовать гендерному равенству и расширению прав и возможностей женщин. Перед ней поставлена цель – ускорить прогресс в реализации интересов и потребностей женщин во всем мире. Поскольку государства-члены ООН выразили приверженность установлению международных стандартов для достижения гендерного равенства, они поддерживают данную структуру и ее деятельность.

Структура «ООН-Женщины» сотрудничает с правительствами и гражданским обществом для разработки законов, политики, программ и услуг, необходимых для реализации стандартов гендерного равенства и справедливости, которые подразумевают равноправное участие женщин во всех аспектах жизни, уделяя особое внимание пяти приоритетным направлениям:

  • лидерство и уровень принятия решений;
  • насилие в отношении женщин;
  • миротворческий процесс и безопасность;
  • расширение экономических прав женщин;
  • принятие гендерного равенства в качестве центрального принципа в процессе планирования национального развития и бюджетирования.

На структуру «ООН-Женщины» также возложены координирующие функции в рамках системы ООН в деле продвижения гендерного равенства.

Генеральный секретарь Пан Ги Мун назвал это решение историческим, заявив, что оно должно привести к ускорению прогресса на пути к обеспечению равенства полов. По замыслу, наличие эффективной и консолидированной гендерной архитектуры должно создать более благоприятные условия для выполнения обязательств стран — членов ООН в соответствии с Пекинской Платформой Действий, Целями Развития Тысячелетия. Кроме того, назначение на пост главы нового подразделения ООН Мишель Бачелет, бывшего в тот момент президента Чили, в ранге заместителя Генерального секретаря свидетельствует о придании приоритетного значения данному направлению деятельности международной организации. (11 марта 2014 года Мишель Бачелет вновь избрана президентом страны).

Структура «ООН-Женщины» издала свой ежегодный доклад за 2013-2014 г.г., по поводу которого доктор Фумзиле Mламбо-Нгкука, Заместитель Генерального секретаря ООН и нынешний исполнительный директор данного подразделения, заявила: «Этот ежегодный доклад демонстрирует прогресс и потенциал «ООН-Женщины». Я благодарю всех людей, которые работают и рядом с нами. Вместе мы можем добиться равенства между мужчинами и женщинами в 21 веке» [15].

В 2013 году структура «ООН-Женщины» оказала  прямую поддержку программам в 96 странах, которые по направлениям были разнообразные, однако крупнейшими областями  оказания поддержки было искоренение насилия в отношении женщин (85 стран), лидерство и участие (71 страна) и расширение экономических возможностей (67 стран).

В докладе сказано: «Мы регистрируем уверенный рост вместе с нашими партнерами… Мы объединяем свои усилия для глобального движение за гендерное равенство, расширение прав и возможностей женщин и девочек. Прямо сейчас у нас есть уникальная возможность добиться большего прогресса, так как международное сообщество работает над реализацией Целей Развития Тысячелетия (ЦРТ), определением задач на период после 2015 года и анализирует позитивные результаты, зафиксированные после 4-ой Всемирной Пекинской конференции по положению женщин (1995). Соглашение, достигнутое в 2014 Комиссией ООН по положению женщин, закладывает прочный фундамент для преобразующей повестки дня глобального развития, направленного на устранение структурного гендерного неравенства [15].

Структура «ООН-Женщины» играет ведущую роль в продвижении и поддержке усовершенствования норм и стандартов на глобальном уровне, которые ускоряют реализацию гендерного равенства, предоставляя экспертные знания и аргументы в защиту критических проблем, осуществляя созыв основных заинтересованных сторон для обсуждений, и взаимодействуя с государствами-членами ООН для достижения консенсуса и выработки соглашений по новым обязательствам.

Благодаря поддержке «ООН-Женщины» на Сессии 2014 года Комиссии ООН по положению женщин государства-члены впервые проанализировали работу сквозь призму интересов женщин и девочек в рамках реализации всех восьми ЦРТ и выявленных факторов, сдерживающих достижение, таких как неравноправные отношения между женщинами и мужчинами, бедность и дискриминационные законы, социальные нормы и негативная практика. В результате было достигнуто согласие о том, что такие вопросы, как насилие в отношении женщин и девочек, их непропорционально большая доля неоплачиваемого труда по уходу, неравный доступ к достойному труду и производственным ресурсам, и стойкие препятствия для репродуктивных прав женщин не получили надлежащего внимания.

В итоге Комиссия призвала государства-члены принять «преобразующий и комплексный подход к решению остающихся проблем». Она одобрила как самостоятельную долгосрочную цель гендерного равенства в повестке на период после 2015 года и интеграцию гендерного равенства во все пункты повестки, также утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН. Соглашение, достигнутое в 2014 Комиссией ООН по положению женщин, закладывает прочный фундамент для преобразующей повестки дня глобального развития, направленного на устранение структурного гендерного неравенства.

Тем не менее, по мнению Организации Объединенных Наций, страны-члены ООН не уделяют надлежащего внимания поддержке женщин, чтобы помочь им стать более активными участницами экономической и политической жизни в своих странах. «Почти 20 лет спустя после Пекинской Конференции о положении женщин и 15 лет после Встречи на высоком уровне по случаю следующего тысячелетия …все больше женщин занимают лидерские позиции. Однако ни одна страна мира не достигла полного равенства между женщинами и мужчинами, между девушками и юношами, и права женщин и девушек по-прежнему грубо нарушаются»[11],– заявила глава структуры «ООН-Женщины». Фумзиле Мламбо-Нгкука справедливо подчеркнула: «Поддерживая равное представительство женщин на лидирующих позициях в установлении всеобщего мира, в жизни сообществ, в политике, бизнесе и религиозных организациях, мы построим более справедливый, бесконфликтный и надежный мир» [11].

Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2122, которая укрепляет последовательные действия по положению женщин, мира и безопасности, и эту позицию давно отстаивает «ООН-Женщины». Резолюция подчеркивает четкую связь между гендерным равенством и международным миром и безопасностью. Это подтверждает обязательство – поставить ведущую роль женщин в центр всех усилий по урегулированию конфликтов и укреплению мира.

Структура «ООН­-женщины» придает особое значение партнерским отношениям с организациями гражданского общества, в том числе поддерживая уникальную сеть из 34 консультативных групп гражданского общества – от национального – до глобального уровня.

Женский фонд ООН по вопросам гендерного равенства предоставляет гранты для правительств и организаций гражданского общества для продвижения экономических и политических прав женщин: в 2013 году фонд выдал 8,8 млн. долл. (США) 69 действующим программам, помогая 40 тысячам женщин. В общей сложности, с момента его запуска в 2009 году, Фонд предоставил 56,5млн.долл.(США) для 96 программ в 72 странах, достигнув более 8 миллионов прямых бенефициаров [11].

Целевой фонд ООН по ликвидации насилия в отношении женщин поддерживает инновационные, перспективные подходы к предотвращению и реагированию на насилие в отношении женщин и девочек. Созданный Генеральной Ассамблеи ООН в 1996 году, и управляемый структурой «ООН-Женщины» от имени системы ООН, в настоящее время он поддерживает 78 инициатив в 71 странах и территориях с грантами на общую сумму 56,8млн. долл.(США) [11].

В упомянутом докладе Всемирного банка 2012 года справедливо подчеркнуто, что способность к действию – это возможность делать выбор и трансформировать его в желаемые действия и результаты. Во всех странах и культурах существуют различия между возможностями мужчин и женщин делать выбор, причем эти различия, как правило, не в пользу женщин. Такие гендерные различия влияют не только на благосостояние женщин, но и на целый комплекс результатов для их семей и для общества в целом. Если женщины располагают ресурсами к действию, то, безусловно, это ведет к наращиванию их человеческого капитала и использованию экономических возможностей. Иными словами, расширение прав и возможностей женщин в политической и социальной сферах может изменять политический выбор и делать институты выразителями более широкого спектра мнений. Так, опыт показывает, что в Соединенных Штатах предоставление права голоса женщинам заставило политиков обратить внимание на защиту здоровья матери и ребенка и помогло снизить младенческую смертность на 8-15 процентов.

Кроме того, во многих странах расширение участия женщин в экономической деятельности в сочетании с ростом их представительства на уровне принятия решений и в рядах политической элиты способствовало изменению общественного отношения к сочетанию семейной и трудовой жизни в целом и принятию законодательства, в большей степени учитывающего интересы семьи.

Напротив, там, где у женщин и мужчин нет равных возможностей активно участвовать в общественной и политической жизни и влиять на законы, политику и ее разработку, институты и политика рискуют оказаться социально недостаточными и систематически ориентированными на интересы узких более влиятельных сил. Таким образом, повышение роли женщин в общественной жизни выгодно не только для женщин и детей, но и для мужчин.

В Докладе выделены четыре приоритетных области[1], где в предстоящие годы следует осуществить ряд мер политики. Это, во-первых, сокращение гендерных разрывов в человеческом капитале – прежде всего, тех, что касаются женской смертности и женского образования.

Во-вторых, преодоление гендерных разрывов в доступе к экономическим возможностям, уровнях оплаты труда и производительности.

В-третьих, минимизация неравенства в весе голосов мужчин и женщин и их способности к действиям в обществе.

В-четвертых, ограничение воспроизводства гендерного неравенства в последующих поколениях. Борьба с гендерными предрассудками – важнейшее направление, поскольку гендерные стереотипы – обобщенные представления о том, как должны себя вести мужчины и женщины – «страшное» и глубоко историческое понятие, которое с трудом поддается преодолению и искоренению.

В современном глобальном мире такие факторы, как: открытость торговли, распространение недорогих информационно-коммуникационных технологий расширяют женщинам доступ к рынкам и экономическим возможностям, а опыт изменения взглядов мужчин и женщин на гендерные отношения и нормы создают стимулы для принятия странами мер, способствующих гендерному равенству, что, в свою очередь, оказывает влияние на уменьшение гендерных диспропорций.

В этой связи роль международного сообщества не может не возрастать, поскольку в его распоряжении предоставление данных более высокого качества, оценка результатов и обмен опытом; корректировка нынешних мер поддержки; скоординированные усилия по содействию инновациям и обучению, а также повышение эффективности партнерств. Международное сообщество способно содействовать партнерствам, которым необходимо выйти за рамки правительств и учреждений, занимающихся вопросами развития, и привлечь к своей деятельности частный сектор, организации гражданского общества и научные институты в странах разного уровня развития. В мире существует растущая потребность в увеличении помощи непосредственно на повышение степени доступности данных, разбитых по гендерному признаку, а также требуется увеличение помощи на активизацию внедрения и проведение системной оценки механизмов, расширяющих доступ женщин к рынкам, услугам и правосудию.

Однако без принятия эффективных мер политики на национальном уровне[3] проблему минимизации гендерных диспропорций не решить. Целенаправленные и устойчивые меры внутренней политики – важнейшие условия достижения гендерного равенства. Меры политики, необходимые для усиления голоса женщин в обществе, включают введение квот в сфере политического представительства (что уже было сделано многими странами мира), выявление и подготовку женщин – потенциальных лидеров, привлечение женщин к деятельности профессиональных союзов и других ассоциаций и организаций гражданской активности. В частности, Генеральный секретарь Межпарламентского союза Андерс Джонсон[12] считает, что единственным действительно эффективным способом усилить представительство женщин в политике являются квоты. В противном случае, по его словам, никакого прогресса не будет. Джонсон А. также подчеркивает, что законы меняются к лучшему, когда больше женщин попадает в парламент. Женщины могут вынести на обсуждение предложения, которые, как правило, не заботят мужчин-депутатов. Они более восприимчивы к социальным вопросам. «Как только женщины попадают в парламент, им становится намного легче получать власть и влияние, но только если их больше одной-двух, – говорит Джонсон. – Нужно, чтобы их представительство было не просто символическим.  Вот почему как ООН, так и Межпарламентский союз так активно говорят о пороге в 30%. И все больше и больше стран достигают этого порога»[12].

В результате женщины инициируют гендерную озабоченность, привнося новые элементы в политическую культуру вообще. Они выдвигают законодательные инициативы, которые близки интересам женщин — происходит трансформация женских интересов в политические курсы, вопросы ставятся на повестку дня парламентов.

Вместе с тем женщины – политики служат «ролевой моделью» для других женщин, молодежи и детей, поскольку своей судьбой вдохновляют других, способствуют разрушению старых, косных традиций и стереотипов на назначение полов в обществе. Происходит облегчение доступа женщин через женщин к парламенту, что способствует ликвидации определенных препятствий на пути женщин в высший законодательный орган страны. В конечном итоге, с точки зрения здорового общества, паритетное представительство женщин в выборных и назначенных позициях власти – это дело справедливости и равенства. Мировой опыт, как, впрочем, и здравый смысл, подсказывает, что только там комфортное государство, где «больше демократии», где паритет женщин и мужчин в семье и вне дома — в большой политике, которая и существует, в конце концов, для того, чтобы была успешной «малая политика» в семье.

При этом следует учитывать и тот факт, что наличие женщин в парламенте, например, совсем не означает автоматической поддержки гендерно чувствительной политики. Возникает вопрос: в какой степени, как и почему количественное представительство женщин коррелируется с сутью гендерно чувствительной политики?

Действительно, не существует «образцового» сценария, подходящего для всех стран. Напротив, наиболее эффективные стратегии обычно разрабатываются с учетом конкретных условий. Однако очевидно, что необходимо развивать гендерное образование, которое станет мощным стимулом к гендерному самосознанию. Следует также осознать, что без активного и инициативного женского независимого движения политические партии, партийные машины которых все еще с преимущественно мужским обликом, с трудом станут проявлять политическую волю к проведению умной гендерной политики. В условиях глобализации и порой ярко выраженных кризисных явлениях, в которых часто сильнее страдают женщины, политика продвижения идеи гендерного равенства и реализация приверженности международным документам о гендерном равенстве требует последовательной политической воли, поскольку и общество, и государство нуждается в «умной» гендерной политике.

Таким образом сегодня реальное положение женщин в мире требует к себе пристального внимания, поскольку прогресс на пути достижения гендерного равенства происходит слишком медленными темпами.

Можно ли достичь устойчивого развития без соблюдения равенства полов? Какие международные инициативы обеспечивают женщинам обретение силы для реализации своих фундаментальных прав и свобод? «Почти 20 лет после Пекинской Декларации и Платформы Действий, мы должны признать значительный прогресс, который стал возможным благодаря приверженности международных организаций, государств и гражданского общества. Тем не менее, мы по-прежнему сталкиваемся со многими проблемами. Построение справедливого мира требует больше равенства и справедливости между мужчинами и женщинами. Как только мы превратим эту мечту в реальность, мы полностью выполним задачу, поставленную в Платформе Действий»,[5]– убедительно свидетельствует Мишель Бачелет.

Генеральный Секретарь ООН Пан Ги-мун в свою очередь подчеркнул: «Реализация прав человека и равенство, это не сон, это обязанность правительств, ООН и каждого человека… Мужчины и мальчики должны играть свою роль. Все мы окажемся в выиграше, если женщины и девушки – ваши мамы, сестры, друзья и коллеги – смогут полностью раскрыть свой потенциал»[6].

Юбилейные празднования по случаю важнейших событий в истории становления и утверждения принципов гендерного равенства и справедливости, которые остро актуальны для настоящего момента, открывают новые возможности для возобновления связей, восстановления приверженности, подпитки политической воли и мобилизации общественности для достижения гендерного равенства как условия и инструмента устойчивого развития.

 

Литература

  1. Доклад о мировом развитии 2012 Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк
  2. Шведова Н.А. Билль о правах женщин: тридцатилетний юбилей. Научный журнал Женщина в российском обществе. 2009.№ 3. С. 60-72.
  3. Шведова Н.А. Гендерное равенство в России в ХХ1 веке в контексте международных обязательств: прогресс или упущенные возможности?   Научный журнал. Женщина в российском обществе. 2011. № 3. С. 22-29.
  4. Шведова Н.А. Гендер и развитие: проблемы и достижения//США и Канада: экономика, политика, культура.  № 3.
  5. Bachelet, Michelle. Once we make this dream a reality…http://beijing20.unwomen.org/en/news-and-events/stories/2014/6/michelle-bachelet
  6. Ban Ki-moon. Secretary-General’s Message for 2014 http://www.un.org/en/events/womensday/2014/sgmessage.shtml

7. Сedaw at a Glance. http://www.womenstreaty.org/index.php/about-cedaw/cedaw-at-a-glance

  1. http://www.ipu.org/wmn-e/classif.htm Situation as of 1stDecember 2014 (Дата обращения02.2015)
  2. http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/64/L.56&referer=http://www.un.org/womenwatch/osagi/sta_creationUNWomen.html&Lang=R
  3. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml
  4. http://www.unwomen.org/~/media/Headquarters/Attachments/Sections/News/In%20Focus/RusIWD%20ED%20Message%20for%20International%20Womens%20Day%20pdf.pdf
  5. http://www.voanews.com/russian/news/IPU-Women-Politics-2011-03-08-117568338.html
  6. http://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%201249/volume-1249-I-20378-Other.pdf
  7. The Beijing Platform for Action: inspiration then and now http://beijing20.unwomen.org/en/about
  8. UN Women Annual Report 2013-2014 http://www.unwomen.org/~/media/58ED9AE6A3B544149C9DEFA302CC9884.ashx
  9. Women in Power and Decision-making. http://beijing20.unwomen.org/en/in-focus/decision-making
  10. The Unfortunate Facts of Life for too Many Women and Girls Around the World http://www.womenstreaty.org/facts_home.htm