На днях вернулся из Екатеринбурга, где представлял издательские проекты, осуществленные при поддержке Фонда Б.Н. Ельцина. Реализация первого из них – 38-томной серии «Новая библиотека русской классики –  обязательный экземпляр», предназначенной для бесплатного распространения в библиотеках страны, началась еще при жизни Первого президента России. Открыв первый том серии – собрание сочинений П. Ершова и удивившись, что герой его рассказа «Панин бугор» носит фамилию Сталин, Б.Н. Ельцин высказался тогда   в поддержку издания литературы, заметив, что человек – смертен, а книга – вечна. В последние годы нами были изданы книги культуролога Игоря Яковенко «Мир через призму культуры» и «Россия и модернизация», художественные произведения – сборник Григория Файмана «Неформат» и никогда не издававшиеся в России биографические труды Джорджа Оруэлла «Наперекор порядку вещей».

Александр Евлахов, кандидат исторических наук

На «Острове Свободы».В какой-то мере особняком в этом ряду стоит провокационный и выходящий за традиционные рамки политкорректности двухтомник культуролога Андрея Пелипенко «Глобальный кризис и судьбы Запада» и «Контрэволюция». В Екатеринбурге, по приглашению Ельцин центра их автор прочитал цикл лекций.

Хотя я был в курсе многих идей, касающихся сооружения  Ельцин центра, после его открытия в ноябре 2015 года В.В. Путиным и Д.А. Медведевым, я посетил его впервые.

Что такое Президентские центры вообще?  Традиция их сооружения появилась в США с 32-го президента  Франклина Рузвельта и привела к наличию в стране тринадцати таких центров. Самый масштабный и впечатляющий из них – центр 40-го президента Рональда Рейгана, на территории которого он, к слову, и похоронен. После Соединенных Штатов президентские центры стали распространяться по миру. К примеру, в Австралии действуют три центра премьер министров, а в Южной Корее 13 лет назад открылся Центр бывшего президента Ким Дэ Чжуна– ключевой фигуры в демократизации страны.

Ельцин Центр был создан в соответствии с федеральным законом от 13 мая 2008 года №68 «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий». То есть это решение принималось не «под Ельцина», а «под всех российских президентов» и каждый из них, уйдя в отставку, будет такой центр иметь. Если внимательно читать Закон, то не трудно увидеть, что из федерального бюджета финансируется не вся деятельность Центра, а выделяются только те средства, которые необходимы для «обеспечения хранения, учета и пополнения музейной коллекции, архивного фонда, сохранения и пополнения фондов библиотеки центра»,а также охраны объекта.

От принятия Закона до сооружения Центра в Екатеринбурге прошло семь лет. Срок, конечно, не малый. Однако достигнутое того, безусловно, стоит. За воплощением многих идей стоят известные имена. За архитектуру здания отвечало российское архитектурное бюро Бориса Бернаскони. Тендер на его дизайнерское оформление выиграло нью-йоркское агентство «Ральф Эпплбаум ассошиэйтес».На  счету агентства более 350объектов, среди которых аналогичный центр Билла Клинтона в Арканзасе, Мемориальный музей холокоста в Вашингтоне, музей Джона Леннона в Нью Йорке. Тем не менее с точки зрения инновационных подходов и технологических решений аналогов Ельцин центру в мире пока нет.

За семь  месяцев после открытия он стал одним из наиболее посещаемых в Екатеринбурге мест, обогнав по числу посетителей художественную галерею. Объясняется это, прежде всего, тем, что Центр – не только музей Первого Президента России, но прежде всего – публичное пространство , просветительский центр, архитектурная достопримечательность столицы Урала. Полные залы собирают аудитории образовательно-просветительского центра, обилие детей и взрослых постоянно находится в парке научных развлечений Newton park . Книжный магазин «Пиотровский», названный так по имени просветителя и основателя в 1876 году в Перми первого на Урале книжного магазина Юзефа Пиотровского, – лучший из всех, в которых мне довелось побывать в России.

Отдельного внимания заслуживает, безусловно, сам музей  Б.Н. Ельцина, который по сути своей является очень современным и не похожим ни на один другой, историческим музеем. Это такой «Остров Свободы», где посетителю почти ничего не запрещено трогать, а при желании можно, проявив активность, оставить собственный след. Открывается экспозиция о судьбе  первого президента России и его эпохи в лабиринте российской истории анимационным видеороликом Джаника Файзиева, озвученного Лизой Боярской. Его тема задается первым сюжетом о Новгородской республике и очень важным тезисом: демократия в России старше самодержавия. Все остальные сюжеты – не «новый краткий курс истории России», как его пытаются воспринять некоторые, а хронология попыток ограничить самодержавие и развить выборность и самоуправление . Поэтому там есть «ранний» Иван Грозный с его кружком «избранной рады» Сильвестра, Адашева и князя Курбского, но нет правителей– самодержцев, которые такие попытки даже не предпринимали. Так что не стоит удивляться отсутствию в этом мультипликационном ряду таких фигур, как Елизавета и Павел I, Николай I и Александр III, и руководителей СССР Сталина , Андропова и Черненко. История семьи Б.Н. Ельцина , на мой взгляд , органично «встроена» в период советской истории, представленной двумя уровнями: официальным и фактическим. «Зацепили» меня в этом ряду многие экспонаты. Но больше всего Владимирский плакат 1918 года о предстоящем митинге на тему казни Николая Романова и текущего момента. И еще изъеденная временем дверь, с отверстиями от пуль, за которой в конце 30-х годов расстреливали заключенных и размещенная рядом с ней справка с просьбой отчислить студента из Ленинградского ВУЗа по причине его расстрела.

Большей частью панорамно представлена и история 80-х, после переезда Б.Н. Ельцина в Москву. Безусловно интересна трибуна, с которой он выступает на Октябрьском (1987г) Пленуме ЦК КПСС, с аудиозаписью речи оратора, долгое время считавшейся утерянной, но потом все же обнаруженной в архивах ФСБ. Рядом на стене – портреты членов ЦК КПСС. Переверни такой портрет – и увидишь на обороте, что каждый выступающий поддерживает М.С. Горбачева и осуждает Б.Н. Ельцина. Пленумы ЦК того периода, несмотря на перестройку и гласность, – еще не место для дискуссий. Впрочем, «Сталин умер вчера», как озаглавил свою статью М. Гефтер в выставленном по соседству самом «перестроечном» по тем временам сборнике «Иного не дано» под редакцией Юрия Афанасьева дает исчерпывающий ответ на вопрос о том, почему все, включая Э. А.Шеварднадзе и А.Н.Яковлева говорили так, а не иначе. Его   утверждение по поводу того,что эпоху Сталина и Перестройку отделяет ничтожно малый период актуально и сегодня, когда мы пытаемся понять, почему основная масса (по выражению Ю.Н.Афанасьева агрессивно-послушное большинство) предпочитает, как и в те времена, «колебаться вместе с линией партии».Концепция второго этажа музея «Семь дней»-о самых напряженных моментах ельцинской эпохи продумана известным российским кинорежиссером Павлом Лунгиным. В Центре очень много гостей . При этом дирекция музея старается сознательно ограничивать организованное посещение школами области. И потому школьники составляют около 10% посетителей. Недавно своих учеников – старшеклассников привезла в Екатеринбург из Москвы учитель истории гимназии №1567 Тамара Эйдельман. Ребята не только высказали свои суждения об историческом мультфильме, экспозиции и понимании свободы, но даже выходили на утреннюю пробежку вместе с мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом.

Недавно Ельцин центр «прирос» уникальным медиафасадом, площадью порядка 3000 квадратных метров. Теперь по вечерам на набережной Исети можно наблюдать уникальное свето-музыкальное шоу: сменяющие друг друга два десятка мотивов– архитектура, природа, город, культура,живопись. По словам автора проекта немецкого художника Штефана Хофмана– уроженца крупнейшего города Кельна, он завидует екатеринбуржцам: ничего подобного в его городе нет.