В этом году 31-летний учитель из Петербурга Максим Рыжов занял второе место на всероссийском конкурсе «Учитель года». Он преподает биологию в общеобразовательной школе в Калининском районе и ведет научный кружок. Почему работать в школе престижно, сколько зарабатывает один из лучших учителей в стране и почему он показывает на уроках выпуски «Вечернего Урганта» – «Бумага» поговорила с Максимом о домашних заданиях, ЕГЭ и школьной форме.

Беседу вела Александра Шаргородская

Лучший учитель биологии в Петербурге – о престиже профессии, школьной форме и «Вечернем Урганте» Расскажите о вашей работе. Сколько у вас классов? Есть ли классное руководство?

– Я преподаю биологию у девяти классов. Плюс дополнительное образование: веду клуб «Научный переворот» и являюсь руководителем Школьной лиги Роснано в нашей школе. Раньше было классное руководство – с 6-го по 9-й класс, но в прошлом году мой класс выпустился.

Моя ставка – 18 часов, стандартная ставка преподавателя в школе. Это не считая дополнительного образования. Два года назад у меня было, как у многих учителей, по 28–29 часов, то есть по шесть уроков в день, но я ушел от этого.

Вам как молодому учителю тяжело было заработать авторитет у учеников? 

– Я слышал от многих знакомых, которые работают в школе, что поначалу у них были трудности с дисциплиной. У меня почему-то всё очень гармонично получилось. При этом я не использовал никаких педагогических методик, всё происходило на интуитивном уровне.

Много ли в школе учителей вашего возраста?

– Около 30 процентов. Мне кажется, это оптимальное соотношение. Если бы молодых было большинство, то у кого бы мы перенимали опыт? Полезно прислушиваться к коллегам, которые проработали в школе 15–20 лет: они могут дать хороший совет. Традиции – за людьми с опытом, а инновации – за молодым поколением.

Что еще радует, сейчас в школу приходят не просто молодые преподаватели, а молодые преподаватели-мужчины.

Вы учились в педагогическом вузе. Многие ли ваши однокурсники пошли работать по специальности? 

– Немногие. Из 23 моих одногруппников в школу точно пошли трое. Может быть, кто-то еще, но я об этом не слышал.

– Почему так мало?

– Здесь много разных факторов. Работа учителя подразумевает наличие лидерских качеств, нужно уметь управлять коллективом. Из того, что я слышал, многие боятся: как я буду работать с детьми, как зайду в класс.

Если говорить о престиже профессии, то мне кажется, как раз это сейчас на довольно высоком уровне. Во всяком случае при знакомстве с людьми я с уверенностью говорю, что работаю в школе, и вижу, как люди реагируют. Никто не спрашивает, зачем я пошел в школу.

Мне кажется, многие не хотят работать в школе из-за стереотипов, которые были навязаны в 90-е годы: что у учителей маленькая зарплата, что их не уважают. Могу сказать, что в школе сейчас такого нет. Зарплаты достойные, отношение к преподавателям прекрасное.

На встрече с учителями Владимир Путин поинтересовался, сколько получает «учитель года». Победитель конкурса признался, что получает максимум 30 тысяч рублей. Если не секрет, сколько вы зарабатываете? 

– У меня зарплата около 50 тысяч. Как уже сказал Владимир Владимирович, многое здесь зависит от региона. Зависит также от района и от самой школы. Помимо оплаты за часы и дополнительные уроки есть внебюджетная часть. Учитываются победы детей на олимпиадах, участие самого учителя в конкурсах, конференциях. Чем больше активности у преподавателя, тем у него больше баллов. Исходя из количества баллов к зарплате прибавляется определенная сумма. То есть если быть активным, инициативным, зарплата будет выше среднего.

Как проходят ваши уроки? Показываете ли вы детям презентации, видеоролики?

– Конечно, без этого сейчас никуда. Сегодня, например, показывал девятиклассникам выпуск «Вечернего Урганта», где гостем был Джеймс Уотсон – американский биолог, лауреат Нобелевской премии. Мы смотрели момент, где Иван задает ему вопрос о том, что же такое молекула ДНК. То есть дети узнали, что такое ДНК, из уст человека, который открыл структуру молекулы ДНК.

Как проходят ваши уроки? Показываете ли вы детям презентации, видеоролики?

– Конечно, без этого сейчас никуда. Сегодня, например, показывал девятиклассникам выпуск «Вечернего Урганта», где гостем был Джеймс Уотсон – американский биолог, лауреат Нобелевской премии. Мы смотрели момент, где Иван задает ему вопрос о том, что же такое молекула ДНК. То есть дети узнали, что такое ДНК, из уст человека, который открыл структуру молекулы ДНК.

Источник: Интернет-газета «Бумага»