Андрей Свинаренко: учеба должна длиться всю жизнь

581

Глава Фонда инфраструктурных и образовательных программ о программах подготовки кадров для высокотехнологичных предприятий, рассчитанных на любой возраст – от школьников до молодых инженеров.– Российские компании, которые работают в сфере высоких технологий, сетуют на дефицит квалифицированных специалистов, заявляя, что выпускники вузов часто не обладают необходимыми навыками. Как можно решить эту проблему?

– Дефицит квалифицированных кадров связан не только с уровнем подготовки выпускников вузов, но и недостаточно развитой системой дополнительного образования. В прошлом человек мог получить образование, а затем работать всю жизнь, опираясь на полученные знания. Но теперь технологии меняются настолько быстро, что специалисты должны учиться постоянно, повышая свою квалификацию или даже меняя ее. И мы видим свою задачу в том, чтобы и школьники, и студенты, и молодые специалисты, и уже опытные инженеры могли получать знания об актуальных технологиях. Наши проекты ориентированы на все этапы жизни человека – от школьника до молодого специалиста технологической компании.

Например, Фонд реализует программу «Школьная лига «Роснано», направленную на раннюю профориентацию школьников и повышение качества естественнонаучного образования. Сегодня в программе участвует 680 школ, педагоги которых получают дополнительную подготовку по современным методам преподавания естественных наук и основ нанотехнологий, базирующуюся на принципах междисциплинарности, командной работы и проектного подхода. А школьники, в свою очередь, из первых рук узнают о том, что происходит в сфере высоких технологий.

Ежегодно мы организуем для учащихся летние школы «Наноград», в рамках которых старшеклассники не только знакомятся с достижениями в области науки и высоких технологий, но и готовятся стать технопредпринимателями.

Участники «Нанограда» решают реальные бизнес-кейсы, которые ставят перед ними компании-партнеры, преимущественно из наноиндустрии. Уже состоялось шесть таких летних школ, общее число участников – около 1500 человек.

Совместно с МГУ имени М. В. Ломоносова Фонд организует интернет-олимпиаду «Нанотехнологии – прорыв в будущее!», для участия в которой ежегодно регистрируются около 5 тыс. человек. Мы также активно сотрудничаем и с образовательным центром «Сириус». В соответствии с соглашением, которое Фонд подписал с центром, мы будем активно сотрудничать по проведению проектных смен, в первую очередь на базе Лаборатории нанотехнологий – как в части образования детей, так и повышения квалификации педагогов, а также совместно разрабатывать программы дополнительного образования школьников с естественнонаучной компонентой на базе организаций детского отдыха.

– Но инженеры «рождаются» все же не в школах, а в вузах. Что делает Фонд в этом направлении?

– Мы подходим к этой проблеме с другой стороны – исходим из потребностей предприятий. Они имеют дело с современными технологиями, и специалистов, умеющих работать с ними, еще предстоит готовить вузам. Мы получаем от компаний «заказ» на определенную специализацию, готовим техническое задание, отбираем вузы по конкурсу и в результате на основе паритетного софинансирования получаем программу дополнительного профессионального образования. При этом важно подчеркнуть, что компании-»заказчики» контролируют и содержание программ, и качество подготовки, то есть они получают именно те кадры, которые им необходимы.

Так, для компанией «ПЭТ-Технолоджи», которая создает сеть центров позитронно-эмиссионной томографии, в Башкирском медицинском университете были разработаны учебные модули для подготовки врачей-радиологов, радиохимиков, медицинских физиков. В итоге в России появляются квалифицированные специалисты, способные, например, работать на современных циклотронах по производству медицинских изотопов или обращаться с аппаратами лучевой хирургии.

И это только один пример, а всего при поддержке Фонда за последние пять лет было создано более 140 программ для подготовки специалистов по новым технологиям – в сфере работы с наноматериалами, в медицине и фармацевтике, в электронике и энергетике. Обучение по этим материалам прошли более 45 тыс. человек.

Такие программы могут со временем интегрироваться в основной учебный вузовский курс. Например, с нашей помощью ЛЭТИ, Чувашский госуниверситет и Физико-технический институт имени Иоффе разработали курс подготовки специалистов по солнечной энергетике. Впоследствии он стал основой для специализации в рамках магистратуры ЛЭТИ. Требования бизнеса к специалистам позволяют сформулировать профессиональные стандарты, содержащие характеристики уровня квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида трудовой деятельности. Профстандарты для наноиндустрии служат сигналом системе образования в вопросах реализации программ подготовки, способствующих формированию у специалистов востребованных компетенций. На сегодняшний день нами разработано 45 профстандартов по перспективным инженерным специальностям в наноиндустрии. Все они утверждены в Минтруде России и внесены в реестр профессиональных стандартов Российской Федерации.

Кроме того, в этом году мы запустили программу развития системы независимой оценки квалификаций в наноиндустрии, в рамках которой уже открыт первый центр оценки квалификаций специалистов нанотехнологического профиля.

– Сейчас во всем мире развиваются системы дистанционного электронного образования, есть ли у вас проекты в этой сфере?

Мы не отстаем – учрежденная Фондом компания eNANO (edunano.ru) создала более 400 электронных образовательных модулей по нанотехнологиям, технопредпринимательству и управлению инновациями, предназначенных для дополнительного образования преподавателей вузов, сотрудников высокотехнологичных предприятий, а также студентов и школьников.

Также в сентябре 2016 года стартовал «Стемфорд» – дистанционный образовательный проект для школьников 7-11-х классов, разработчиком которого выступила eNANO. Были созданы электронные образовательные ресурсы, авторами которых выступили ведущие ученые и специалисты отрасли: учебные курсы, сетевые дистанционные проекты, вебинары «Ключ в Наномиры», научно-популярные видео, обучающая компьютерная игра. Проект дает возможность получать знания о современных разработках в области нанотехнологий и естественных наук всем школьникам. В нем нет специальных требований или ограничений – нужен только доступ в интернет. Уже сегодня в «Стемфорде» зарегистрировано более 100 организаций-участников из 28 регионов России, на платформе проходят обучение более 1500 российских школьников.

– Сейчас часто говорят, что нашей стране нужны не просто инженеры, а инженеры-предприниматели, способные не только придумать новую идею, но и вывести ее на рынок, могут ли вузы перестроиться и начать готовить таких предпринимателей?

– Технический прогресс сегодня невозможен без инновационных компаний. Даже если вы придумали отличную технологию и создали опытный образец, вам потребуются компетенции предпринимателя, чтобы ваш продукт пошел в серию, был востребован. И, конечно, для России это большая проблема – нехватка таких инновационных предпринимателей, которые, с одной стороны, понимают инженерную суть новой технологии, а с другой – обладают знанием рынка, способны достичь успеха в бизнесе.

В 2011 году мы создали кафедру технопредпринимательства на базе ведущего российского вуза – МФТИ, ее возглавил председатель правления Фонда Анатолий Чубайс. Сегодня эта кафедра превратилась в Межвузовскую программу по технопредпринимательству, в которой, помимо МФТИ, участвуют НИЯУ «МИФИ», НИТУ «МИСиС», РАНХиГС.

Суть обучения в рамках программы состоит в том, что студенты получают реальные производственные и бизнес-задачи от инновационных компаний-партнеров и решают их, «изнутри» знакомясь с повседневной практикой работы фирм, в которых им предстоит работать.

– Как быть тем студентам, которые учатся в региональных вузах, но хотят попробовать себя в создании стартапов?

– Для них мы создаем систему технологических конкурсов, главный из которых – Всероссийский инженерный конкурс для студентов и аспирантов в области нанотехнологий – «ВИК.Нано». Его участники решают инженерные задачи, предложенные предприятиями наноиндустрии или нашими наноцентрами, либо же предлагают свои проекты в области нанотехнологий. Затем авторы лучших решений и проектов приезжают к нам на очный тур конкурса, где жюри выбирает победителей.

Для участников конкурса это уникальная возможность пообщаться с опытными специалистами, получить советы по развитию проектов.

В этом году среди победителей «ВИК.Нано» – студенты из Томска, Санкт-Петербурга и Казани. Несколько дней назад они участвовали в церемонии закрытия Всероссийского инженерного конкурса в Санкт-Петербургского политехническом университете Петра Великого, а в марте отправятся в один из крупнейших инновационных центров Европы – бельгийский кластер Лёвен.

Важно понимать, что такие конкурсы позволяют нам не только найти талантливых ребят, но и поднять общий уровень подготовки кадров в вузах.

Источник: Информационное агентство России «ТАСС»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *