Главные проблемы сообщества глухих: образование и трудоустройство

04.12.2017
1 025

Международный день инвалидов 3 декабря в нынешнем году в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН отмечается уже в 25 раз. В России около 15 млн. инвалидов. Это примерно, каждый десятый житель нашей страны. Старейшая общественная организация инвалидов России – Всероссийское общество глухих (ВОГ), которому в этом году исполнилось 100 лет. Это обстоятельство стало главным побудительным мотивом для встречи с президентом ВОГ В.Н. Рухледевым. Впрочем, есть и другое, не менее важное, обстоятельство – победа нашей сборной на недавних Сурдлимпийских играх.

Беседовал Виктор Паленный

– Валерий Никитич, как бы вы оценили главные итоги 100-летнего пути возглавляемого вами Общества?

– 100-летнего?! Тут не все так просто… Я понимаю, что Вы имеете в виду Первый Всероссийский съезд глухих 1917 года, когда была создана первая общенациональная организация глухих граждан. Всероссийский союз глухонемых (ВСГ) действовал, несмотря на сложное время, открывал отделы. Но в 1920 году, по окончании Гражданской войны, Союз был распущен по требованию большевистской власти. И в результате Всероссийское общество глухих (ВОГ) официально отсчитывает свою «биографию» с 25 сентября 1926 года, когда был принят первый наш Устав (в 1917 году Устав не был зарегистрирован официально). Но преемственность ВСГ и ВОГ очевидна, и вполне можно говорить о 100-летнем пути национальной организации глухих.

Теперь попробуем ответить на Ваш вопрос… Как мы ни оценивали советский период, нельзя отрицать того, что глухие тогда получили очень много. Ничтожно малое число глухих до 1917 года были грамотными, имели достойную работу. В 1920-е годы при деятельном участии ВОГ стали происходить разительные изменения. Организовывались артели, учебно-производственные мастерские, проводилась ликвидация безграмотности… В 1930-е годы глухие принимали участие в строительстве «гигантов пятилеток», была практически решена проблема безработицы. В клубах велась культурно-просветительная работа, члены ВОГ привлекались к художественной самодеятельности, к занятиям массовым спортом. Расширялась (не без участия ВОГ!) сеть школ для неслышащих детей. Было организовано групповое обучение глухих с переводчиком в ряде вузов и училищ. В суровые годы Великой Отечественной войны глухие граждане самоотверженно трудились в тылу. Строительство материально-технической базы, укрепление учебно-производственных предприятий позволили Обществу глухих уже с начала 1950-х перейти на самофинансирование. В 1960-е годы создан первый в мире профессиональный театр глухих – Театр мимики и жеста, построен Дом отдыха «Маяк» на черноморском побережье Кавказа, основан Ленинградский восстановительный центр, где велась подготовка художников, культработников и переводчиков. Отдельная тема – развитие физкультуры и спорта, международных связей. Глухие, скажем так, были уверены в завтрашнем дне.

Иная ситуация сложилась в 1990-е годы. Не будем перечислять беды, мы все их знаем. ВОГ, несмотря ни на что, всегда пытался защищать права и интересы глухих граждан. И сейчас, когда все более-менее стабилизировалось, могу сказать, что главный итог «российского» периода – это то, что нам удалось наладить социальное партнерство с властями, разными общественными организациями. Именно оно позволяет нам решать проблемы нашего контингента, защищать права глухих на достойный уровень жизни.

– Если попытаться выстроить иерархию проблем глухих, чтобы вы поставили в верхнюю часть списка?

– На первом месте – образование и трудоустройство. Пишу эти слова вместе, т.к. без образования не устроишься на хорошую работу. Во времена СССР проблемы получения глухими образования и трудоустройства стояли не так остро, т.к. практически все желающие работать трудоустраивались. Положение резко ухудшилось с наступлением рыночных времен. И сейчас вопросы повышения доступности профессионального образования и рабочих мест для неслышащих стоят остро, несмотря на отдельные положительные примеры.

На втором месте – обеспечение физической и информационной доступности. В качестве положительного примера можно отметить увеличение количества субтитрированных программ на шести федеральных государственных каналах, мероприятия по повышению статуса русского жестового языка и подготовке переводчиков ЖЯ. Но остаются нерешенным вопрос внедрения жестового языка в образовательный процесс глухих детей. И в последнее время почему-то постепенно идет сокращение субтитрированных телепередач…

Имелись серьезные проблемы в сфере переводческих услуг. В результате работы, проведенной руководством ВОГ совместно с Фондом социального страхования РФ и Министерством труда и социальной защиты РФ, был разработан документ – Распоряжение Правительства РФ от 9 ноября 2016 г. № 2369-р о признании ВОГ единственным исполнителем услуг по переводу русского жестового языка, рассчитанный на двухлетний срок – с 2017 по 2018 г. В этом году впервые осуществляется работа по реализации этого распоряжения, которое позволило обеспечить региональные отделения ВОГ финансированием услуг по переводу РЖЯ без участия в конкурсных процедурах. Но есть негативные моменты, которые мы пытаемся устранить совместно с ФСС РФ.

На третье место я бы поставил стереотипы в отношении глухих. Важно активнее проводить мероприятия по разрушению стереотипов и мифов в отношении людей с ОВЗ, которые все еще имеются в нашем обществе. Именно из-за негативного восприятия и отсутствия информации происходит дискриминация инвалидов. Здесь очень важна роль средств массовой информации. Популяризация положительных примеров и успехов инвалидов в разных сферах жизни позволит развеять стереотипы.

– Исторически сложилось так, что спорт глухих идет своим путем по отношению к спорту инвалидов, в том числе к Паралимпийскому движению. Какие объективные причины лежат в основе данного явления?

– Сурдлимпийское движение старше паралимпийского. Намного! Первые Международные игры глухих состоялись еще в 1924 году – в Париже. А первые зимние Игры были организованы в 1949 году в австрийском Зеефельде. В 1955 году Международный комитет спорта глухих получил признание Международного Олимпийского комитета; спустя 30 лет, в 1981 году, Всемирные игры глухих в Кёльне посетил президент МОК Хуан Антонио Самаранч. А первые Паралимпийские игры были организованы лишь в 1960 году – в Риме. Международный комитет спорта глухих был одним из учредителей Международного Паралимпийского комитета.

Многие рассуждают так: глухие инвалиды, раз так, то их – следует приписать к Паралимпийскому комитету. Задам провокационный вопрос: глухие – инвалиды? По медицинским показателям – да, нет слуха, и, для многих характерно нарушение вестибулярного аппарата. Это с одной стороны. А с другой – руки-ноги на месте, какие же они инвалиды? Пусть с нормальными состязаются! Действительно, мы занимаемся теми же видами спорта, что и олимпийцы, только по правилам имеются небольшие допущения (действия арбитров должны быть видимыми, вместо звуковых сигналов – световые вспышки…). Так куда нас девать-то?!

Глухими мы считаем тех, у кого потеря слуха не менее 55 дБ. А это 1-2 чел. на тысячу человек населения. Поэтому в истории спорта мало примеров успешного выступления глухих спортсменов в Олимпийских играх. А что делать остальным, которые не так одарены, как эти единицы? Как их стимулировать? В паралимпийцы записать? Тут другие сложности: спектр спортивных дисциплин, доступных глухих, в разы шире, чем у инвалидов других категорий. На соревнованиях паралимпийцев идет дифференциация по характеру инвалидности, и в гипотетическом случае участия глухих в Паралимпийских играх последние будут «выяснять отношения» исключительно между собой. Уж лучше проводить отдельные, чемпионаты и Игры. Тем более что в этом вопросе не меньшую роль, чем медицинский, играет культурологический фактор. Глухие представляют собой своеобразное социокультурное и лингвистическое меньшинство. В каждой стране свой национальный жестовый язык, но таких барьеров при общении, как у слышащих спортсменов из разных государств, у глухих не возникает. Поэтому Сурдлимпиады – это состязания в кругу «своих». Игры глухих – это встреча людей одной судьбы. Это праздник людей, которые могут свободно общаться друг с другом – при том, что дома они имеют проблемы в общении со слышащими согражданами. Аналогами наших Игр можно назвать Универсиады. Или Маккабиады – Всемирные игры евреев из разных стран.

– Если сравнивать Сурдлимпийские игры последних 12 лет, то какие тенденции (тренды) наиболее очевидны?

– 12 лет? В 2005 году на ХХ летних Сурдлимпийских играх в австралийском Мельбурне состязались 2038 атлетов из 63 стран мира – меньше, чем на Играх-2001 в Риме (2208 спортсменов из 67 стран). Но причина была явно в удаленности зеленого континента. Количество видов спорта при этом выросло до 17-ти, в программу Игр были включены женский футбол и пляжной волейбол.

Начиная со следующих Игр, которые прошли в Тайбее (Китайская Республика), все цифры только росли. В Тайбее состязались 2492 атлета из 77 стран. На Играх дебютировали 10 стран (в Мельбурне – пять). В программу Игр были включены дзюдо, каратэ, тхэквондо. Следует отметить, что Тайбей стал первым городом в Азии, который принял Игры, и они имели огромный успех – благодаря патронажу со стороны мэра города и президента страны. Подчеркиваю это, т.к. состоявшиеся в Ханты-Мансийске и Магнитогорске последние зимние Игры были организованы на самом высоком уровне – благодаря поддержке Правительства РФ и лично губернатора ХМАО Натальи Комаровой, хотя на подготовку этих Игр у нас не было даже двух лет. XXII летние Сурдлимпийские игры состоялись в 2013 году в Софии. В Болгарию прибыли около 2800 спортсменов из 81 страны. Летом 2017 года в Играх в турецком Самсуне приняли участие свыше 3 тысяч спортсменов из 86 стран мира, они стали крупнейшими за всю историю этих соревнований и прошли с большим успехом.

Казалось бы, все в ажуре. На самом же деле, мировое сурдлимпийское движение попало в полосу кризиса: Сорвалось проведение зимних Игр-2011 в словацких Татрах, под вопросом оказалось проведение Игр 2015 года (от их проведения отказалась Канада). Что касается летних Игр 2013 года, первоначально планировалось провести их не в Софии, а в Афинах, но греки за два с половиной года до начала соревнований отказались от проведения Игр. Нас лихорадило. В этой ситуации пассивно вело себя прежнее руководство МКСГ.

Когда меня впервые избрали президентом МКСГ – это случилось в Софии в 2013 году – все усилия я направил на подготовку зимних Игр 2015 года. И именно проведение с 28 марта по 6 апреля 2015 года XVIII зимних Сурдлимпийских игр 2015 года в гг. Ханты-Мансийске и Магнитогорске ознаменовало собой конец самого масштабного кризиса за все время существования МКСГ и придало нам уверенности: зимним Играм – быть и впредь. Важно, что спортивная программа зимних Игр в России стала рекордной по количеству дисциплин: около 340 спортсменов из 27 стран боролись за медали в 17 дисциплинах соревнований по пяти видам спорта.

Что еще отметим? В Риме в 2001 году в неофициальном командном зачете победили США – 70 медалей, Россия заняла второе место с 51-й медалью. На третьем и четвертом местах соответственно Германия и Украина. Спустя 4 года успех праздновали украинцы, россияне – на том же втором месте, на третьем – ЮАР. Американцы только четвертые, Германия – на восьмом месте, она пропустила вперед Тайвань, Иран и Южную Корею. Начиная с 2009 года команда России удерживает первую строчку неофициального командного зачета. Вторые – украинцы. В числе ближайших преследователей – сборные команды Южной Кореи, Китая, Турции, Ирана… Налицо «азиатский ренессанс».

Постепенно растет число стран-членов МКСГ. Сейчас их 113.

– Вас вновь избрали президентом Международного комитета спорта глухих. Это, безусловно, честь, но и большая ответственность. Каковы Ваши планы? Как Вы относитесь к тому, чтобы Сурдлимпийские игры проходили в один год с Олимпийскими и Паралимпийскими играми?

– Мое избрание на высокий пост – это признание заслуг России в развитии сурдлимпийского спорта. И я намерен приложить все усилия, чтобы придать новый импульс развитию сурдлимпийского движения.

Буду добиваться того, чтобы во всех странах было уважение к глухим. Это значит существование отдельного сурдлимпийского движения, не под «крышей» паралимпизма. Для примера, во Франции, где состоялись первые Международные игры глухих, нет автономной национальной спортивной организации глухих, глухие спортсмены там проходят по ведомству паралимпийского комитета. Мы с Томасом Бахом, президентом МОК, подписали Меморандум, в основе которого – признание спорта глухих и сотрудничество МОК и МКСГ.

Мы потратили много времени на регистрацию МКСГ в Швейцарии. Все благополучно завершилось. В скором времени откроем банковский счет. А это – стабильность и уверенность в будущем… Готовим спонсорский пакет. Ведем переговоры с Международным спортивным университетом Лозанны, чтобы это было подготовлено на серьезном уровне. Деньги нам нужны на приобретение здания МКСГ в Лозанне. Откроем отель с конференц-залом, музей истории международного спортивного движения глухих.

Недавно в Астане я провел переговоры с депутатами Парламента, представителями министерств – о возможном проведении в Медео близ Алматы зимних Игр 2019 года. Надеемся, что Казахстан возьмет на себя их проведение.

К сожалению, пока нет определенности насчет места проведения следующих летних Игр. Ведем переговоры с потенциальными кандидатами.

Ежегодно под эгидой МКСГ проводятся чемпионаты мира, Европы, Азии… Считаю важным регулярно проводить эти чемпионаты, и не только среди взрослых, но и также среди молодежи. В ближайших планах – проведение Всемирных молодежных игр.

Проводить Сурдлимпийские игры в один год с Олимпийскими и Паралимпийскими? Это было бы очень неплохо: в распоряжении глухих будет «свежая» спортивная инфраструктуры, будет всплеск внимания СМИ, которым мы, к сожалению, не избалованы. Этот вопрос надо прорабатывать отдельно – вместе с функционерами МОК.

– Валерий Никитич, мы с Вами встречаемся в канун Международного дня инвалидов… Весной будущего года России предстоит делать доклад в Комитете ООН по правам инвалидов, посвященный реализации Конвенции по правам инвалидов. Как Вы оцениваете путь, который Россия проделала за это время – с точки зрения законодательных реформ, формирования социальной политики?

– Конвенция была ратифицирована Российской Федерацией в 2012 году. Но серьезная работа на государственном уровне началась еще задолго до этого события. Начиная с 2008 года, после подписания Россией акта о присоединении к Конвенции, был создан Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации; на заседаниях Совета совместно с представителями общественных организаций инвалидов обсуждались решения по формированию государственной политики в отношении инвалидов. Аналогичные совещательные органы появились на региональном и муниципальном уровнях.

Правительством в составе Министерства труда и соцзащиты РФ был создан Департамент по делам инвалидов. Это Министерство с участием НПО инвалидов разработало и приняло Государственную программу «Доступная среда». Была проведена большая работа по приведению российского законодательства в соответствие с положениями Конвенции ООН. Сразу же после ратификации Конвенции разработаны и приняты новые законы и нормативные акты, направленные на повышение качества жизни инвалидов в нашей стране.

В 2014 году принят федеральный закон №419, который внес поправки в 25 федеральных законов, регулирующих правоотношения по обеспечению доступной среды на транспорте, в учреждениях культуры, образования, физкультуры и спорта, социальной защиты, здравоохранения, а также при получении государственных услуг, услуг связи, осуществлении правосудия, реализации избирательных прав.

Где-то меры принимаются с соблюдением всех нормативов и регламентов, а где-то подходят к решению вопроса формально, «для галочки». Тут мы не молчим и заявляем об имеющихся случаях нарушения прав инвалидов. Невозможно сразу устранить недостатки в обеспечении условий создания безбарьерной среды и случаи дискриминации людей с ОВЗ. Но важнее всего, что российские государственные органы власти стали активнее привлекать общественные организации инвалидов и экспертов-инвалидов к совместной работе, что свидетельствует о растущем понимании проблем лиц с ОВЗ и готовности совместно решать эти проблемы.

Как член Комитета по правам инвалидов, я заслушиваю доклады государств-участников Конвенции и альтернативные доклады НПО. Принимая участие в работе 17-й и 18-й сессий Комитета, я каждый раз ставил вопросы: почему ничего не говорится про положение глухих! Где информация по жестовому языку? Качеству образования глухих? Какова ситуация с переводческими услугами? Кстати, члены Комитета удивились: как же проблемы глухих оказались вне их поля зрения!

Доклад Российской Федерации будет заслушан в феврале-марте 2018 года. Учтите, что во время российского доклада я права голоса не буду иметь, так сказать, как «заинтересованное лицо». Но надеюсь, что коллеги из Комитета самым пристальным образом обратят внимание на недоработки в области защиты прав инвалидов в нашей стране. И, соответственно, буду ожидать, что наше государство учтет рекомендации Комитета и использует их практически.

Мы со стороны редакции журнала обращаемся ко всем, кто занимается реабилитацией и интеграцией в общество инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровне, чтобы они высказали свои суждения и соображения по данной проблеме. Полагаем, что это позволит сделать доклад более аргументированным и полноценным.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *