Юлия Рутберг: «Свобода – большое бремя»

01.10.2018
577

В Ельцин Центре в Екатеринбурге народная артистка России Юлия Рутберг представила программу «Кабаре «Бродячая собака». Программа своего рода микс из воспоминаний актрисы и стихотворений известных поэтов. Пушкин, Ахматова, Антокольский, Коржавин, Окуджава – произведения этих ярчайших представителей культуры составили основу программы Рутберг.

Встречу с актрисой провел киновед, член Российской академии кинематографических искусств «Ника», лауреат премии Москвы Вячеслав Шмыров.

Стоит отметить, что на счету Рутберг, тридцать лет проработавшей в театре им. Вахтангова, галерея ролей театральных и в кино. Среди них, безусловно, особое место занимают образы, созданные Рутберг в родном театре: заглавная роль в «Медее», Зоя Денисовна из «Зойкиной квартиры», Адельма из «Принцессы Турандот», Тайная Недоброжелательность из «Пиковой дамы» и многие другие. В Театре им. Станиславского актриса сыграла Анну Ахматову в спектакле «Хлестаков», а в Театре наций – Аркадину в «Чайке». Не менее обширен и опыт актрисы в кино: Фаина Раневская в фильме «Орлова и Александров», Анна Ахматова в «Анне Герман», Эмма Константиновна в «Московских окнах», Алена в «Макарове» и другие.

– В Екатеринбурге есть свой Люксембург, и это Ельцин Центр, – отметила во время встречи актриса Юлия Рутберг. – Также впервые у меня в сознании соединились две фигуры, имеющие отношение к Екатеринбургу, это Николай II и Борис Николаевич Ельцин. Борис Николаевич – огромная по масштабу фигура, и он был единственным, кто сказал людям «простите меня».

Рассказала Юлия Рутберг и предысторию появления программы «Кабаре «Бродячая собака».

– «Бродячая собака» – место, куда приходили очень молодые люди, начинающие поэты Санкт-Петербурга. Среди них Ахматова, Мандельштам, Мережковский, Гиппиус, Белый, – пояснила Юлия Рутберг. – Туда приезжали Маяковский и Есенин. Это место, откуда вышли поразительные люди, которые оставили след не только в русской культуре, но стали мировыми величинами. Это место существует до сих пор, молодые поэты читают там стихи, там же выступают артисты со своими программами.

Однажды, по словам Рутберг, в рамках проекта «Послушайте!» телеканал «Культура» предложил двенадцати деятелям культуры прочесть свои самые любимые стихи. Этот опыт, вкупе с историей культового кабаре Санкт-Петербурга, подвели Рутберг к мысли о создании собственной оригинальной программы «Кабаре «Бродячая собака».

Рассказала Юлия Рутберг о своем отношении к великой актрисе Фаине Раневской, чей талант произвел на Рутберг сильное впечатление еще в детстве. Игра Раневской, по воспоминаниям Рутберг, трогала зрителей до слез. Саму же Юлию Рутберг до слез растрогал Музей Б.Н. Ельцина, который она посетила перед выступлением.

– Здесь все сделано тонко, творчески, свободно, – сказала, переполненная впечатлениями, Юлия Рутберг. – Вообще свободой нужно уметь пользоваться, она может быть бесконечно созидательной и страшно разрушительной. Музей Б.Н. Ельцина – это что-то невероятное, сделанное умными и тонкими людьми, и это не может не произвести мощное впечатление, как и потрясающая, трагическая фигура Бориса Николаевича.

Разговор о Музее Б.Н. Ельцина вылился в беседу – и интервью для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина.

– Нахожусь в состоянии ошеломленности и удивления от посещения Музея Ельцина, и не потому что не привыкла видеть талантливые вещи, – рассказала в интервью Юлия Рутберг. – Для меня посещение этого музея – событие. В музее информация подана так, что смысл превалирует над антуражем. Это погружение в эпоху и события, которые я пережила и запомнила, будучи уже во взрослом возрасте. Это высокая степень погружения, документальности, образности. Музей Ельцина – документ времени. В нем также можно узнать реакцию людей на тот или иной поступок Бориса Николаевича. Мне запомнился зал музея, где можно прочесть высказывания членов Политбюро в ответ на речь Ельцина… Впоследствии рядом с ним находились невероятные люди, которые оставили огромный след в российской жизни. В общем, я была потрясена работой режиссера Павла Лунгина и его идеей семи дней в Музее Ельцина. В этом музее есть что-то Дантовское, и ад, и рай, и путь. Вот ты в СССР, а вот сделал шаг – и уже в России. Здесь есть символы и «работающие» знаки. Информация в музее доступна и для посвященных людей, и для непосвященных. В музее есть и элемент перформанса, когда тебя вовлекают в музейное пространство.

Разговор о Музее Б.Н. Ельцина вылился в беседу – и интервью для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина.

– Нахожусь в состоянии ошеломленности и удивления от посещения Музея Ельцина, и не потому что не привыкла видеть талантливые вещи, – рассказала в интервью Юлия Рутберг. – Для меня посещение этого музея – событие. В музее информация подана так, что смысл превалирует над антуражем. Это погружение в эпоху и события, которые я пережила и запомнила, будучи уже во взрослом возрасте. Это высокая степень погружения, документальности, образности. Музей Ельцина – документ времени. В нем также можно узнать реакцию людей на тот или иной поступок Бориса Николаевича. Мне запомнился зал музея, где можно прочесть высказывания членов Политбюро в ответ на речь Ельцина… Впоследствии рядом с ним находились невероятные люди, которые оставили огромный след в российской жизни. В общем, я была потрясена работой режиссера Павла Лунгина и его идеей семи дней в Музее Ельцина. В этом музее есть что-то Дантовское, и ад, и рай, и путь. Вот ты в СССР, а вот сделал шаг – и уже в России. Здесь есть символы и «работающие» знаки. Информация в музее доступна и для посвященных людей, и для непосвященных. В музее есть и элемент перформанса, когда тебя вовлекают в музейное пространство.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *