Неизвестный текст Джона Локка о границах толерантности

08.10.2019
417

Обнаружен ранее неизвестный текст одного из отцов-основателей либерализма, английского философа Джона Локка (1632-1704). Об этом в номере от 30 августа сообщила газета The Wall Street Journal.

Комментируя открытие, британская Guardian подчеркивает, что подобное случается один «раз в поколение». Подлинность документа уже проверена и подтверждена.

Найденный текст под заглавием «Причины для терпимости к папистам наравне с другими» вносит важные коррективы в представления историков и политологов о взглядах Джона Локка. В своем трактате 1667 года «О веротерпимости» Локк, отстаивая свободу совести и правильность невмешательства государства в религиозные убеждения граждан, делает весьма существенное исключение из этого правила для приверженцев католицизма.

Он, в частности, пишет: «Что касается папистов, то, наверное, известно, что не должно терпеть распространения их опасных мнений, которые грозят полным разрушением всем правительствам, кроме папского; правитель, чтобы пресечь их мнения, обязан приструнить сколь надобно всякого, кто устно или в печати станет проповедовать какое-либо из них. (…) Паписты не должны пользоваться благом терпимости, потому что там, где они владеют властью, они считают своей обязанностью отрицать ее за другими. Ведь неразумно разрешать свободное отправление веры всякому, кто не признает за основополагающее начало, что никому не позволено преследовать и угнетать другого из-за того, что он расходится с ним в вере. И раз уж правитель постановил, что терпимость есть то основание, на котором зиждутся мир и спокойствие его народа, то, простирая терпимость на всякого, кто пользуется благом сей снисходительности и в то же время осуждает ее как незаконную, он лишь вскармливает тех, которые почитают своим долгом досаждать его правительству, едва почувствуют себя в силе».

Однако найденный ныне текст, написанный в 1667-68 годах, показывает, что в этом вопросе взгляды Локка не оставались неизменными, а эволюционировали и уточнялись. В «Причинах для терпимости к папистам наравне с другими» Локк отмечает, что страдания преследуемых католиков могут дезориентировать лучших из них и укреплять всех их во враждебных Англии убеждениях. «Поэтому паписты должны быть терпимы» – резюмирует Локк. Он также указывает, что свобода совести для католиков способствует консолидации протестантов. Кроме того, философ признает, что католик в принципе может быть хорошим подданным короны – а эта возможность значит, что «паписты должны быть терпимы». Наконец, Локк подчеркивает, что толерантность к католикам способна интегрировать их в английское общество – и потому «паписты должны быть терпимы».

Этот документ важен, потому что показывает, как один из основоположников либерализма развивался в своих взглядах. Вначале, сформировав свои убеждения в годы гражданской войны и революции 1640-х, Локк оценивает каждого человека с точки зрения его религии. В дальнейшем его точка зрения усложняется: по-прежнему непримиримо относясь к католицизму, Локк признает за каждым католиком свободу совести и действия. Что бы ни говорила верхушка католической церкви – но ее взгляды нельзя автоматически, по умолчанию, приписать всем английским католикам. Каждый человек самостоятельно и многократно выбирает тот или иной путь. Верх берет презумпция доверия к личности, требующая оставить пространство для свободного человеческого самоопределения.

Исследователь Локка Джонатан Уолмсли, обнаруживший этот документ, называет его «источником и катализатором важнейших и фундаментальных идей западной либеральной демократии». Guardian в своей статье отмечает, что мыслитель эпохи Просвещения демонстрирует «неожиданный социальный либерализм». «Это показалось мне совершенно невероятным», – говорит Уолмсли. «Предполагается, что Локк никогда не был терпим к католикам. Все его опубликованные работы демонстрировали, что он не видел для себя такой возможности. А эта рукопись показывает, что он занимал позицию, поразительную и для него, и для мыслителей его времени. Подобного никто не мог предполагать! Это значит, что он в ряде вопросов был гораздо более толерантен, чем считалось ранее».

Причина враждебности между католиками и английскими либералами-вигами заключалась в том, что первые были противниками расширения власти парламента и сторонниками абсолютной власти короля по французскому образцу. На троне в это время вновь находилась династия Стюартов. Ее представители симпатизировали католицизму, а некоторые тайно исповедовали его. Католики ставили власть и распоряжения Папы Римского выше законов и государственных институтов Англии. Среди них было много симпатизантов французского «короля-солнце» Людовика XIV, которого британские протестанты рассматривали, как противника Англии и ее политической системы. Поэтому во второй части «Причин для терпимости к папистам наравне с другими» Локк всё же подчеркивает, что приемлемость «папизма» как религиозных убеждений не означает толерантность к нему, как к политической идеологии.

В известном смысле этот документ сегодня, через 350 лет после своего написания, становится частью нынешних дискуссий о толерантности к исламу в Европе. Если речь идет о свободе совести каждого человека, то в правовом государстве и свободном обществе она должна быть обеспечена для мусульманина точно в такой же мере, как для приверженца любой другой религии или атеиста. Но если речь идет о политическом джихадизме, отрицающем права и свободы человека, светский характер государства и так далее – такой политической силе нет места в демократической политике. В русле такого подхода лежит, например, вынесенное в мае этого года решение бельгийского суда: лидер местной партии «Ислам» был оштрафован за отказ пожать в эфире ТВ-дебатов руку журналистке.

То же самое, впрочем, относится не только к религиозным фанатикам. Подход Джона Локка выглядит разумным в отношении всех радикальных сил, которые используют институты свободного общества и демократического государства, чтобы, придя к власти, установить диктатуру. Всякая свобода и всякое право начинаются с их признания за другими, не похожими на тебя, людьми.

Источник:  Smart Power Journal.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *