станет ли наступающий октябрь последним?

07.10.2021
1 311

Он действительно наступает, говорится в подзаголовке “России” №39 от 2 октября 1991 года, последний Октябрь. Уже- без парадов и без демонстраций, и без торжеств на полсвета, называвшихся не иначе, как праздником Великого Октября. Этот выпуск газеты к его наследию имеет не только самое непосредственное отношение, но и его основной материал в разделе “Расследование” станет международной сенсацией.

Твердым ленинцам-  твердая валюта

 Секретный фонд высших эшелонов компартии

Александр ЕВЛАХОВ

Загадка 600 тысяч долларов

Слухи о том, что KПCС иногда запускала руку в государственный карман, несколько преуменьшены.

Лишь несколько дней отделяют событие, ставшее толчком к появлению этой публикации от заседания Верховного Совета СССР, на котором шеф Международного отдела и Секретарь ЦК КПСС Валентин Фалин с негодованием сообщил, что вопреки депутатскому иммунитету у него совершен обыск.

  Немногим позднее именно в этом отделе ЦК в присутствии понятых были изъяты из сейфа. шестьсот тысяч долларов в нераспечатанных пачках, только их пересчет и актирование заняли несколько часов

. Теперь этим инцидентом занимается следственная группа. Редакция «России» понимает, что любые попытки вмешаться в следственный процесс нежелательны.

Однако ясно и другое: сейчас, когда вопрос о средствах КПСС в центре общественного внимания, когда он обрастает домыслами, сидеть сложа руки тоже нельзя.   

Не дает покоя вопрос, откуда в отделе ЦК компартии столь крупная сумма валюты?

Это что, членские взносы коммунистов, работающих за рубежом? Дар компартии от зарубежных благожелателей?

Сегодня уже есть ответ на этот вопрос. Благодаря имеющейся у редакции информации о деятельности ЦК КПСС, скрывавшейся от глаз «простых смертных», картина вырисовывается довольно полная.

«Выделить на специальные цели»

Один из сотрудников Международного отдела ЦК однажды упомянул, что бывший бeссменный шеф отдела секретарь ЦК КПСС Б.Пономарев (к слову сказать, до недавнего времени и «в отставке» занимавший служебный кабинет на Старой площади) как-то разоткровенничался.

Он сообщил, что еще в конце сороковых годов по заданию Сталина ему довелось участвовать в создании «Международного фонда помощи левым рабочим организациям». Однако, что это за фонд, кем и за счет чего он финансировался, на что расходовался –уточнять не стал. И лишь теперь то, о чем можно было только догадываться, становится явным.

Еще одно постановление с грифом “Особая папка” от 30 ноября 1987 года

Нельзя поручиться, что в святая святых ЦК- общем отделе, ныне опечатанном, сохранились все совершенно секретные постановления Политбюро. Но вот некоторые из относящихся к более позднему времени и касающиеся нашей темы. Одно из них, датированное 4 февраля 1987 года (N П-51/49), гласит:

 2. Поручить Правлению Госбанка СССР (Деменцеву В.В.) выдать т. Добрынину А.Ф. 17.500.000 долларов на специальные цели.

 3. Поручить т. Добрынину А.Ф. согласовать с компартиями-участницами Международного фонда размерфоцл долларов и о ределить долевой взнос КПСС в 17.500.00 долларов. 2. Поручить Правлению Госбанка СССР Цеменцеву В.В.) выдать т. Добрынину А. 17.500.000 долларов на специальные цели.

 3. Поручить т. Добрынину А.Ф. согласовать с компартиями-участницами Международного фонда размер размер фонда на 1987 год в размерe 20.300.000 долларов и долевой взнос о каждой из партий».

Подтверждается документами и доля каждой из бывших братских партий в «секрет ном» фонде, что соответствует сведениям выплеснувшимся в прессу этих стран после краха коммунистических структур. Только в 1987 году доля эта составила: для БКП-50 тысяч, для ВСРП -650 тысяч, для КПЧ- 50 тысяч, для СЕПГ-1 миллион 200 тысяч долларов. Нет нужды говорить о том, что так же как и в нашей стране, эти валютные суммы изымались отнюдь не из партийной кассы.

Кому и за что?

Система распределения долларовых инъекций была гибка.

Рисунок Джангира Агаева 1991г

Как явствует из совсекретного документа от 25 февраля 1987 года (N П-54/18) компартиям США и Франции было выделено по 2 миллиона долларов, Португалии- 1 миллион, Греции- 900 тысяч, Израиля- 600 тысяч, Индии- 500 тысяч, Аргентины Дании и Уругвая-по 350 тысяч долларов. Кстати, из документов видно, что в странах, где существует несколько компартий, дотированию подлежали обычно те из них, что стояли на наиболее ортодоксальных позициях.

Подобные постановления принимались ежегодно. Последнее из них от 11 декабря (N П-175/3) обязало уже т. Геращенко «выдать т. Фалину В.М. на 1990 г. на специальные цели 22 миллиона долларов».

 Впрочем, годичные инъекции «твердым ленинцам» отнюдь не были единственной формой их финансирования. Существовала еще и так называемая дополнительная помощь, оказанная, к примеру, в 1987 год компартии Франции в размере 1 миллион долларов, а компартии США-500 тысяч. Полагаю, многие лидеры зарубежных компартий, включая сегодняшних, должны признать: их объяснения в любви к КПСС (даже при определенных разногласиях) были далеко не бескорыстными.

Так было с Жоржем Марше, когда он, несмотря на бойкот Олимпийских игр 1980года (из-за Афганистана), прибыл в Москву и обнимался с Л.Брежневым.

Жорж Луи́ Рене́ Марше́ — французский политический и государственный деятель-коммунист. Генеральный секретарь ФКП с 1972 по 1994 год

Так было и с другими лидерами, приехавшими праздновать 70-летие Октября: им были «выплачены» отнюдь не одни командировочные.

 Можно возразить: о каких левых рабочих организациях идет речь (а ведь именно такое название носил фонд) применительно к компартии США, получавшей наряду с французской наибольшие суммы, если она в основном состоит из платных функционеров и за ней давным-давно никакие рабочие не идут?

Вопрос резонный. Но много ли рабочих идет за остальными? История давно решила. спор между социал-демократами и коммунистами. И – отнюдь не в пользу последних. Однако с закрытыми глазами правды не увидишь. Ленинско-сталинские мифы о влиянии коммунистических идей на мировое развитие у нас, как видно, вполне уживались новым мышлением.

 Так стоит ли удивляться парадоксальной ситуации, когда одна рука-берущая-в связи с нашим бедственным положением принимала у стран Запада гуманитарную помощь, а другая- дающая- подкармливала в этих же странах деструктивные силы.

Не обходилось, конечно, и без «приятных» минут для властей предержащих, когда, например, в нашей печати появлялось интервью Г.Холла «Рыба гниет с головы», приуроченное к поездке в США Б.Ельцина.

Майкл Давидоу родился в России и жил в СССР

Или та же «Советская Россия» получала возможность в очередной раз промыть мозги читателю с помощью никому не известного в Америке публициста Майкла Давидоу- гостя ленинградских инициативников, на днях поставившего свою подпись под посланием в защиту КПСС рядом с Р.Косолаповым, Ю.Слободкиным и другими. Уж ему-то точно без КПСС, щедро раздающей подарки из народного кармана, прожить будет нелегко.

 Секреты технологии

Впрочем, хватит об этом. Обратимся вновь к истории с 600 тысячами долларов, ныне возвращенными в казну. Разгадка ее -в истинной истории коммунистического движения, которая пока не написана.

 Когда в 1989 году ПОРП оказалась на краю гибели, ее руководители, спасая положение, обратились к лидерам КПСС с просьбой о предоставлении кредита. Естественно, он был предоставлен в размере 1,232миллиона долларов и 500 миллионов злотых. В октябре 1990 года, незадолго до занятия вице-президентского поста, Г.Янаев посетил Польшу и великодушно простил львиную долю этого долга, скостив его до 600 тысяч.

В письме КГБ СССР 600 тыс. долларов названы “Ценной посылкой”

Скорее всего именно эти доллары и лежали в сейфе Международного отдела ЦК КПСС. Вероятно, доставили их по специальным каналам.

 По каким именно?

Секрет технологии доставки, как, впрочем, и место помещения средств, знал строго ограниченный круг лиц. Лишь заведующий отделом и еще два сотрудника были осведомлены о существовании во Внешэкономбанке СССР депозита N 1, где хранились деньги, выделявшиеся для «специальных целей».

Особо секретные документы писались от руки

 Получив распоряжение от заведующего, один из этих сотрудников звонил по обычному городскому телефону в банк и называл условным кодом требуемую сумму.

 Через считанные минуты прибывала автомашина и, поднявшись в отдел, «хранитель средств» вручал звонившему затребованную сумму. Наличными.

После этого следовал еще один звонок- на сей раз на Лубянку, откуда прибывал сотрудник ПГУ КГБ СССР. (В некоторых постановлениях Политбюро, в частности от 3 июля 1987 года, где речь шла о дополнительной по- мощи ФКП, в одном из пунктов есть на этот счет и специальная запись: «Передачу средств поручить КГБ СССР»). По каналам КГБ деньги уходили адресатам, чья расписка в получении тем же путем возвращалась на Старую площадь и оседала в сейфах Общего отдела. Последние расписки такого рода датированы концом 1990года. Даже тогда, когда экономика страны оказалась на краю гибели, запущенный  десятилетия назад «подкормочный» механизм продолжал работать.

 Кто теперь поможет преданным марксистам?

С уходом КПСС с политической арены многие из компартий скорее всего окажутся в сложном положении. Ведь и без того численность их сторонников только за последние два года сократилась, по данным Гуверовского института по проблемам войны, революции и мира, примерно на 10 миллионов.

Сбывается сделанный 3.Бжезинским прогноз, согласно которому к началу будущего столетия коммунизм останется в памяти людей как наиболее необычное политическое и интеллектуальное заблуждение. И тем не менее есть вполне серьезные основания считать, что ту нишу, которую в так называемом комдвижении занимала прежде КПСС, еще попытаются заполнить.

 Вполне понятно, что сделать это сможет лишь та партия, которая все еще обладает монополией государственной власти и, подобно КПСС, в действительности никакой партией не является.

Ряд экспертов полагает, что такую роль попытается взять на себя компартия Китая. Есть и еще гипотеза: остатками Коммунистических сил за пределами нашей страны будут предприняты усилия (в том числе материальные) для того, чтобы содействовать возрождению в России партии марксистско-ленинского типа.

Что касается феодально-коммунистических бастионов на территории бывшего СССР – тем более. Люмпенизация нашего общества делает эти утверждения далеко не безосновательными. Остающиеся у власти коммунистические режимы будут делать все возможное, чтобы процессы, произошедшие в Восточной Европе и в нашей стране, до них не докатились.

От редакции. По вполне понятным причинам мы не сочли возможным назвать имена ряда лиц, упомянутых в публикации, и тех, кто предоставил нам необходимые доку-менты, позволяющие вскоре продолжить разговор о тайнах, которые еще недавно столь ревностно оберегались.

Мы благодарим бывших сотрудников Международного отдела ЦК КПСС, специалистов других ведомств за данные ими экспертные оценки. Остается лишь сожалеть о том, что направленное 21 августа с.г. в газету «Правда» группой сотрудников этого отдела заявление, в котором осуждается «свидетельствующее о политической импотенции» Заявление секретариата ЦК КПСС, оставлено редакцией без внимания.

Реакция на публикацию “России” во Франции

В последующие дни редакцию “России” буквально осаждали журналисты различных стран, желающие опубликовать в своих изданиях информацию о финансировании их компартий со стороны СССР. Тем более, что их лидеры данный факт упорно отрицали. А я был приглашен дать на эту тему интервью французской телекомпании ТФ1, поскольку ФКП финансировалась наиболее щедро. В итоге журналиста “России” Александра Евлахова захотели пригласить по данному вопросу на парламентские слушания.

Кочующие музы

Александр Шерель

Проблемы взаимоотношений между народами и странами никакая революция быстро не разрешает. Напротив- она их только обостряет. То, что казалось незыблемым, перестает быть таковым, но никакие противоречия не исчезают сами собой. Можно изменить все в своем доме, но долги соседу, если они не выплачены, остаются. Можно продекламировать любые принципы о суверенитете и дружбе, но если сосед не вернул часть твоего семейного имущества, которое он забрал в прошлом году (или в прошлом веке, это не так уж и важно), то конфликт остается.

Поэтому и проблема так называемых «трофейных художественных ценностей» не перестала быть актуальной и после нашей августовской революции.

 Эмоциональный градус последних публикаций на эту тему явно поднялся выше отметки, возможной и достойной для дискуссии о столь запутанном и болезненном предмете. Сильно запахло нравами коммунальной кухни.

В одной весьма аргументированной и по-своему логичной статье независимой теперь писательской «Литературной газеты» встречаю призыв- не признавать «за своими отцами право грабителей».

Грабители-это о солдатах, пришедших добивать гитлеровский фашизм в Берлине. Пассаж, прямо скажем, не слишком корректный.

 Пресса вообще заполнена предложениями волевого решения проблемы, отражающими слоеный пирог стереотипов в общественном мнении. Они различны по идеям, но обладают равной степенью экстремизма. По сути, они поляризуются в достаточно примитивные «нулевые» варианты.

Бывшие спринтеры бывшей перестройки формулируют: «После войны прошло почти полвека, сам Президент призывал 22 июня возложить цветы на могилы павших с обеих сторон; пусть и в вопросе о художественных трофеях каждая сторона возвратит другой то, что вывезла, и начнем жизнь сначала».

 Мальчики из «Памяти» – в портупеях, штурмовиков Эрнста Рэма, и только перекрасившие их коричневые рубахи в черный цвет, в полном соответствии со своими традициями декламируют: «Мы- победители, а значит, никому ничего не должны; и долой всякие переговоры, ибо это есть скрытая распродажа Отечества».

Бессмыслица подобных подходов и с политической, и с практической точки зрения очевидна. И тем не менее эти стереотипы живут и набирают постепенно все большую силу, таково уж свойство эволюции общественного мнения в трудный переходный период истории народа и государства, которое пока еще само достаточно плохо ориентируется в своих принципах, законах и традициях.

 Попробуем разобраться в ситуации с возможным спокойствием.

А то ведь вопросы, вопросы, вопросы…

Как нас грабили?

Когда Гитлер бросил вслед армиям, отправляющимся на Восточный фронт: «Солдаты, я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью», он хорошо знал, что делает. В войне с русскими заранее были отброшены какие бы то ни было нормы цивилизованного общения.

В отношениях с западными противниками фашистская Германия стремилась «сохранить лицо» культурного государства. В первый день второй мировой войны президент США Рузвельт обратился к воюющим странам с воззванием, в котором призывал уважать население на оккупированных территориях, сохранять художественные ценности, имеющие общечеловеческое, мировое значение, одним словом, воевать не как варвары…

Гитлер немедленно заявил публично, что призыв Рузвельта «абсолютно совпадает» с его личными взглядами и что он безоговорочно поддерживает главу американского государства. В своей речи перед рейхстагом 1 сентября 1939 г. Гитлер говорил о предписаниях», «специальных предписаниях», занесенных в солдатские книжки вермахта, в соответствии с которыми немецкий солдат обязан:

«1) Сражаясь за победу, вести себя по-рыцарски. Беспочвенная жестокость и погромы унижают достоинство солдата;

2) Гражданское население- святыня. Солдатам запрещаются грабежи и преднамеренное уничтожение объектов. Памятники истории, а также здания, имеющие отношение к религии, искусству, науке, благотворительности, следует окружить особой заботой».

Я не знаю, сохранялись ли эти слова в солдатских книжках военнослужащих вермахта, наступавших на Ленинград и Киев, на Москву и Кавказ, но вряд ли нужны доказательства фарисейства этих утверждений.

 Еще до начала войны при министерстве иностранных дел Германии был создан батальон особого назначения-подчинявшийся лично рейхсминистру Риббентропу, -для розыска, отбора, вывоза или уничтожения ценностей на территории Советского Союза.

 В начале войны при рейхсминистре восточных территорий Розенберге была создана специальная служба- «рабочий штаб рейхсляйтера Розенберга». В нем работали 350 экспертов, наделенных особыми полномочиями, – квалифицированные историки, искусствоведы, архивисты, библиотекари. Спорить с ними обычно не рисковали даже офицеры гестапо. У каждого из экспертов была специальная группа вспомогательного персонала. Эти люди собирали, регистрировали и каталогизировали конфискованные сокровища.

Все, что нельзя было вывезти или не представляло для фашистов интереса, подлежало уничтожению. Для этого специально обучали отряды факельщиков и минеров. Их деятельность была официально узаконена приказом генерал-фельдмаршала фон Рейхенау «О поведении войск на Востоке».

«Никакие памятники истории и искусства на Востоке не имеют ни малейшего значения», говорилось в тексте этого приказа. А выполнялся он с превеликим старанием и истинно «нордической» аккуратностью.

Консультанты гестаповских зондеркоманд заканчивали Фрайбургский и Гейдельбергский университеты, Берлинскую и Венскую консерватории с их великолепными научными школами и блистательными исследовательскими методиками. Эти капитаны и штурмбанфюреры из спецбатальона майора фон Кюнсберга или спецподразделения графа Солмса в группе армий «Север», из зондеркоманды профессора археологии Паульсена (вдумайтесь в это словосочетание!), из личного окружения главного начальника айнзатцштаба Фридриха Шиллера были превосходно ориентированы.

Россию грабили в «четыре волны».

 Сначала эксперты Риббентропа и Розенберга. Впрочем, и у них не было «права первой ночи». Оно принадлежало лишь самому фюреру.

 Живопись, книги, старинное оружие, антикварные монеты, археологические ценности подвергались особой экспертизе на право экспонирования в личном музее Гитлера в его родном городе Линце.

Портрет Хендрикье Стоффельс

 Еженедельник «Цайт» недавно очень точно написал об этом: «Народ, которому некоторые политики желают наконец-то выйти «из тени Гитлера», стоя перед рембрандтовым «Портретом Хендрикье Стоффельс» во. Франкфурте или «Танцем» Ватто в западноберлинском музее «Далем», даже не подозревает, что эти полотна достались ему в наследство от того же самого Гитлера… Те 1067 картин, которые федеральное министерство передало 102 музеям, те 210 полотен, которые висят в вилле Хаммершмидт, в ведомстве иностранных дел или в немецких посольствах, те 256 картин, которыми руководящие чины боннских министерств и других федеральных органов украшают свои кабинеты, собраны не благородными пожертвователями или коллекционерами, а двумя «пронырливыми грабителями».

Так автор статьи именует Гитлера и Геринга, предупреждая при этом, что если рейхсмаршал Геринг публично хвастался своими «приобретениями», то Гитлер, напротив, пытался сохранять тайну или создавать видимость легальности.

 Еще в марте 1938 года у Гитлера возникла идея «утереть нос» ненавистной Вене, отвергшей его художественные притязания, и основать в родном Линце музей, который затмил бы Лувр, Эрмитаж, Метрополитен и лондонскую Национальную галерею.

Замысел принял со временем гигантские масштабы-огромная галерея, хранилище с колокольней, висячий мост, библиотека, музей оружия с фортификационным отделом, нумизматический кабинет, скульптурная коллекция и собственная усыпальница- и стал настолько навязчивым, что даже в апреле 1945 года в бункере рейхсканцелярии Гитлер обсуждал с личным архитектором Шпеером проекты сооружений, а в предсмертные минуты продиктовал завещание, где отказывал все собранные им кар- тины художественной галерее города Линца на Дунае.

Импрессионистов, экспрессионистов и вообще художников конца XIX- начала ХХ веков века Гитлер не признавал, считая их вырожденцами. Основу коллекций его музея должны были составить «старые мастера». И вот это обстоятельство особенно подгоняло «экспертов по художественной России» в военной форме. Они знали, какие неожиданные богатства можно было обнаружить в музеях русских провинциальных городов, чьи собрания формировались усилиями и щедростью российских купцов, увлекавшихся изящными искусствами.

 Во-первых, за стоящую находку, «годную для Линца», могли хорошо наградить.

 А во-вторых, если Мурильо из Пятигорска, или Рембрандт из Калуги, или Донателло из Ростова-на-Дону для личного музея фюрера не подойдут, то, чем черт не шутит, они могут остаться в личном собрании «эксперта».

 То же и с редкими книгами.

 В наших архивах хранятся донесения в штаб Розенберга со списками художественных произведений, книг и журналов, предназначенных для вывоза в Германию или уже отосланных в Берлин из библиотек Украины, Воронежа, Курска, Новгорода.

Ну саранча, чистая саранча!

Это на первый взгляд. А потом вчитываешься, глядь, а книги уже раскассированы, причем очень четко, с учетом их ценностных критериев и категорий.

Вслед за экспертами айнзатцштаба приходили генералы с адъютантами.

Потом на оставшееся набрасывались адъютанты с денщиками.

Наконец, четвертая волна солдаты и офицеры из местных комендатур, после них не оставалось ни дверных ручек, ни оконных шпингалетов, ни фланелевых варежек, в которых грели руки старушки-смотрительницы…

После победы мы не сразу осознали размеры художественных потерь. Слишком страшна была жизнь первых послевоенных зим, слишком велико было число похоронок и извещений «пропал без вести». Да, в этих условиях разговоры об утраченном Рубенсе или пропавшем Левитане, о драгоценном паркете из Царскосельского дворца или полусгоревших книгах первопечатника Ивана Федорова представлялись не самыми актуальными. Полураздетые, обнищавшие люди озабочены были куском хлеба!

Но прошло время. И в Москве сосчитали -где, сколько и почем. И цифра получилась столь фантастическая даже для наших теперешних дней, что она требует специальной расшифровки.

В золотых рублях чеканки 1914 года?

Выступая на Нюрнбергском процессе, американский прокурop в своей обвинительной речи говорил: «Надо представить себе Европу в виде сокровищницы, в которой собрана большая часть произведений искусства и литературы, созданных за два тысячелетия существования западной цивилизации. Далее следует себе представить, что в эту сокровищницу вламывается орда вандалов, решившая последовательно вывезти все сокровища в Германию сокровища, которые в известном смысле являются наследием нас всех… Никогда еще в истории человечества не создавалось такой огромной коллекции таким бессовестным образом».

Ватто Танец

Какую часть этого богатства составляют ценности, вывезенные из Советского Союза? И каким образом эта цифра может быть определена с необходимой мерой достоверности? 2 ноября 1942г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была создана при Совнаркоме СССР Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и рассмотрению злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. В eе структуру входил отдел культуры. На местах -в областях и республиках- были созданы аналогичные комиссии, работа которых завершалась передачей всех сведений в центр.

 В Москву пришли также акты из различных музеев, библиотек, художественных галерей об ущербе, причиненном во время оккупации. Были подготовлены многочисленные фотоальбомы и фотодокументы, зафиксировавшие разрушенные здания, разграбленные библиотеки и музейные экспозиции. Часть этих материалов напечатана, некоторые были представлены на Нюрнбергском процессе, но многие до сих пор не опубликованы и хранятся в различных архивах.

7 мая и 7 июня 1943 г. СНК СССР утвердил инструкции по учету нанесенного ущерба- для денежного выражения потерь. Вскоре после войны был составлен «Сводный список наиболее ценных художественных экспонатов, погибших, вывезенных из музеев и разграбленных оккупантами». Ориентировочная стоимость художественных произведений, включенных в него, определялась в ценах 1946 года.

По имеющимся сегодня в Министерстве культуры СССР материалам, общее число вывезенных из нашей страны и «исчезнувших» музейных ценностей превышает 200 тыс. единиц хранения: Рафаэль, Рембрандт, Тициан, Брейгель, Кранах.. Репин, Левитан, Суриков, Кипренский- бесконечный перечень утрат…

По данным Государственной комиссии, только в массовых библиотеках, находившихся на оккупированных территориях похищено или уничтожено более 100 миллионов книг. Музейные, книжные коллекции, инкунабулы, хранившиеся в библиотеках Академии наук Украины, Белоруссии, рукописные книги духовного содержания из церквей, костелов и мечетей в разных районах страны-те, что не погибли в огне, оказались вывезены полностью. Всего книжный фонд Советского Союза, по подсчетам специалистов, потерял от варварских и грабительских действий немецких оккупационных войск около 200 миллионов томов.

Позднее и списки, и цены уточнялись. Шло время, цены менялись, и надо было остановиться на каком-то определенном уровне. После долгих споров финансисты нашли «соломоново решение» – похищенные гитлеровцами у советского народа художественные ценности были «оприходованы» заочно в золотых рублях чеканки 1914 года. Получилось около 140 миллиардов рублей общий ущерб. 23,9миллиарда- стоимость картин, книг, нотных и других коллекций, увезенных из СССР в Германию. В пересчете на доллары эта последняя сумма (только движимых ценностей) составляет сегодня около 230 миллиардов.

Нy, а мы в сорок пятом? Мы тоже не лыком шиты!

Продолжение следует

 Только бы этот документ не попал в руки журналистов

 Примерно так было сказано на заседании одной из комиссий Верховного Совета РСФСР при обсуждении документа о затратах на содержание Народных депутатов РСФСР и аппарата Верховного Совета РСФСР (в тыс.руб. на 1992 г)

. Расходы по выполнению депутатских полномочий Народными депутатами РСФСР, в том числе:

ДЕПУТАТСКИЕ СРЕДСТВА- 4300;

РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАБОТОЙ КОМИТЕТОВ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР-2850;

ЗАРПЛАТА ДЕПУТАТАМ- 4170;

РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАБОТОЙ СЕССИЙ и СЪЕЗДОВ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР-9700;

 ПРЕМИАЛЬНЫЙ ФОНД НАРОДНЫМ ДЕПУТАТАМ РСФСР-924;

КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПУТЕВКАМИ, КОМПЕНСАЦИЯ СТОЛОВОЙ СМ РСФСР- 400;

СРЕДСТВА В РАСПОРЯЖЕНИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВС РСФСP- 100;

ИТОГО: 88 124;

 РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ АППАРАТА- 23 294

Сколько стоит российский парламент? Получить ответ на этот вопрос оказалось не легче, чем добыть объективные данные о наших военных расходах. Хотя, казалось бы, что тут секретного? Ведь речь идет о священном праве каждого налогоплательщика знать, во сколько обходится содержание избранной им власти.

 Вполне возможно, хранителей секретов опять смутило: а вдруг народ не поймет? Ну как спросит, почему российские законодатели в 1989 году обошлись нам в 3,7 млн., за девять месяцев нынешнего в 65,8 млн., а на будущий год на них планируется ассигновать 113,4 млн. рублей?

Хотя ведь каждому ясно, что два года назад мы платили не за власть, а за декорацию. И 4,1 миллиона на зарплату депутатов в будущем году мы тоже уж как-нибудь переживем. И даже два миллиона на загранкомандировки им выделим- может, хоть что-нибудь и у нас, как «у них», будет.

Если же говорить о 4,9 миллионах, что планируется отвести на проведение выборов новых депутатов взамен выбывших, то можно и больше «отстегнуть», только бы выбыли те избранники, кто целый год только и делал, что голосовал против реформ. Спору нет, кое-какие вопросы, конечно, в результате предания гласности сметы расходов возникнуть могут. Почему, например, содержание аппарата обходится вдвое дороже, чем депутатов, или почему на проведение сессий и съездов на будущий год планируется 9,7 млн., а уже за девять месяцев этого мы бухнули 12,3 млн.?

Впрочем, поразмыслив, мы и сами догадаемся, что это наши внеочередные съезды, которых мы нынче провели аж целых два и где все пытались выяснить, как это Ельцин с Хасбулатовым потратили 850 тысяч на Высший консультативно-координационный Совет, влетают в такую кругленькую сумму. А вообще-то, поделив парламентские расходы на число россиян, мы легко обнаружим, что в будущем году с нас причитается по семьдесят копеек на брата. Разве ж это деньги по нынешним вре менам? Мы готовы и большим поступиться. Только чтобы с пользой и не по секрету от нас.

Вождь предпочитал шалаш, его последователи –дворец

 Битва за 12 музеев и 114 скульптур основателя Страны Советов

Лариса Усова

В 1989 году, попав под «чистку» в начавшей было перестраиваться партии, коммунист Галина Ивановна Баринова вынуждена была покинуть свой высокий пост заведующей идеологическим отделом Ленинградского ОК КПСС.

Но Галину Ивановну не обидели: назначили директором Ленинградского филиала Центрального музея В.И. Ленина, не имеющего, кстати, среди экспонатов почти ни одного подлинника или раритета, но зато занявшего уникальный старинный Мраморный дворец.

 Дворец – памятник архитектуры русского раннего классицизма, которых осталось в Петербурге считанные единицы. Музей Ленина поселился в Мраморном дворце в 1937 году… бесплатно: как выяснилось, с тех пор за аренду роскошного особняка, из партийной казны не шло в бюджет города ни копейки. Кроме дворца, в комплекс музея Ленина входят также 6 мемориальных квартир Владимира Ильича, «Сарай», «Шалаш» в Разливе и некоторые другие объекты, на содержание которых, включая зарплату сотрудникам музея, уходило ежегодно около 800 тысяч рублей.

 У «сборной» Комиссии по приемке имущества КПСС в Петербурге насчет мемориала в Разливе существенных разногласий не было: использование «ленинских мест» было решено отдать на усмотрение городской мэрии и Ленсовета. Так, например, «Сарай» и «Шалаш», по мнению некоторых членов комиссии, могли бы стать составной частью создаваемого в Сестрорецке краеведческого музея. Что касается Мраморного дворца, то здесь Баринова решила стоять насмерть- только это здание она считала достойным музея Ленина. Соглашалась даже на часть залов, но именно в Мраморном дворце.

Точку зрения Бариновой поддержала комиссия, сделав заключение о необходимости существования в Мраморном дворце музея Ленина. Такое утверждение комиссии, как следует из ее отчета, основано на якобы имеющихся «целостности и ценности экспозиции музея и его фондов». Все это вызывает недоумение. Об этом же говорит член комиссии по музею Ленина, председатель Комиссии по гласности и средствам массовой информации Ленсовета Юрий Вдовин.

Он написал свое особое мнение в приложении к официальному отчету комиссии: -Я не согласен с мнением комиссии о необходимости иметь музей Ленина именно в Мраморном дворце. Значение этого человека в истории и так достаточно отражено-одних только скульптурных памятников Ленину в Санкт-Петербурге 114, я вообще считаю, что цель всевозможных – не сохранение для истории достоверной информации о событиях и роли Ленина в них, а насильственное прививание в сознание людей коммунистической идеологии. Все музеи Ленина служили именно этой цели. Наша комиссия, состоявшая в основном из ученых и музейных работников, всю свою жизнь посвятивших прославлению Ленина, пыталась не разобраться в существе вопроса, а любым способом сохранить музей. Требовалось же другое: оценить нужность экспонатов и определить их судьбу-что в архив, что на продажу, что в другие музеи. Многочисленные «ленинские» квартиры, например, передать Музею истории Санкт-Петербурга; паровоз у Финляндского вокзала- в музей железнодорожного транспорта; броневик -в артиллерийский музей. Мраморный дворец должен использоваться на нужды города. К нам уже обратился Русский музей с просьбой предоставить им дворец.

Вокруг Волкова кладбища

Было или нет завещание Ленина-похоронить его рядом с матерью на Волковом кладбище, -споры об этом в прессе разгорелись с новой силой. Причиной явилось выступление мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака на последнем чрезвычайном Съезде народных депутатов СССР, где он предложил перенести тело Ленина из Мавзолея в семейный склеп на кладбище в Петербурге.

 Казалось бы, о чем спорить? Было или нет завещание, христианский обычай велит предать тело человека земле, и, безусловно, лучше всего положить его рядом с родственниками.

 – Этому, кроме того, нет никаких технических препятствий, – говорит директор Государственного музея городской скульптуры Владимир Тимофеев. Некрополь «Литераторские мостки» на Волковом кладбище, где сейчас располагаются могилы семьи – «Ульяновский» мемориал находится в удобном, просторном месте; рядом с могилой сестры Ленина, Анны, есть участок, где можно было бы при необходимости произвести еще одно захоронение. Так что не придется, как считают некоторые, в случае перенесения сюда тела или праха Ленина вскрывать прежние могилы или разрушать монумент, в 1952 году созданный архитектором Кирхоглани. Просто слева мемориал можно продолжить и даже установить небольшой бюст.

 Это, по мнению специалистов, не повредит и художественному облику мемориала, не нарушит архитектурную композицию. Захоронению тела Ленина на Волковом кладбище не препятствуют и обычные в таких случаях строгие санитарные нормы. Все родственники Владимира Ильича, как известно, были похоронены здесь очень давно: сестра Ольга Ульянова в 1891-м, мать 1916-м, Марк Елизаров, муж сестры Анны, в 1919-м, а сама Анна Ильинична-в 1935-м. Ее захоронение- последнее в мемориале Ульяновых.

Кроме того, с 1939 года «Литераторские мостки» стали памятником и не являются действующим кладбищем. Поэтому рядом нет свежих могил, которые могли бы быть повреждены при переносе сюда праха Ленина или при посещении его могилы экскурсантами. Вообще в радиусе 5 метров от «ульяновского» мемориала нет никаких захоронений. Я абсолютно убежден, что более гуманно, человечно предать тело Ленина земле, чем продолжать это кощунство с Мавзолеем. Если такое решение будет принято российским Президентом или парламентом, мы, со своей стороны, готовы принять его прах в Санкт- Петербурге и захоронить с приличествующим уважением.

Опрос Санкт-Петербургского НИЦ Северо-Западного отделения ССА АН СССР

 Захоронить Ленина в соответствии с его завещанием рядом с матерью на Волковом  кладбище Санкт-Петербурга

 Да, согласен:                      65.0%

Пожалуй, да:                         9,9%

 Пожалуй, нет:                       5.0%  

 Нет.                                          10,4%

Затрудняюсь ответить:               9,7%

Сообщается также, что музейные хранители Финляндии вызвались принять на сохранение тело Ленина: выручали в предреволюционные годы, почему бы не помочь и в этот раз.

На снимке: то, о чем говорят, но не все видели- мемориал на Волковом кладбище, где предполагается похоронить тело Ленина.

С дрекольем – на цыган?

Национальные проблемы перестали быть «привилегией» столиц и республик. В небольшом уральском городе Алапаевске второй раз за три года гремят выстрелы и льется кровь. Виновны ли в этом «чужие»? И кто, они?

Сергей ПЛОТНИКОВ

 На городском кладбище есть могила, где точно отмечена первая черная веха: 13 августа 1988 года. Тот, кто здесь похоронен, был убит случайным выстрелом участкового, еще нескольких человек ранило рикошетом огня милицейских автоматов. Несколько участников тогдашних беспорядков были привлечены к уголовной ответственности. Начальник алапаевской милиции получил аж четыре взыскания, щедро всыпали выговоров и другим отцам города. Но оставили при своих должностях.

18 июля 1991 года именно к этим людям адресовали горожане свое письмо-ультиматум: «Мы, нижеподписавшиеся, выдвигаем требование властям г. Алапаевска: выселить лиц цыганской национальности в течение 24 часов. Требования предъявляются в связи с тем, что неоднократно в течение нескольких предыдущих лет лицами цыганской национальности наносились телесные повреждения и побои гражданам г.Алапаевска, а также были угрозы убийства с применением холодного и огнестрельного оружия. В противном случае, с неразрешением этого вопроса мы, нижеподписавшиеся, снимаем с себя всякую ответственность за дальнейший ход событий и будем принимать меры в соответствии с обстановкой».

 В Алапаевске, типичном уральском городе-заводе, цыган не больше чем в других местах: до описываемых событий их здесь проживало четыре десятка семей, примерно 250 человек. Но народ они шумный, любят быть на виду. Если это выражается в песнях и плясках, то ромалы срывают аплодисменты, как это было в том же Алапаевске на городском празднике меньше чем за месяц до стычки.

 А если спекулируют сигаретами и водкой? Держат на положении рабов русских бомжей? Устраивают постоянные «разборки» с местной молодежью, избивают пожилую женщину прямо в центре города?

Быть чужими везде крест цыганской нации. Быть чужими в голодной стране, это почти приговор. Инстинкт кочевого народа должен был подать сигнал тревоги… Но услышать eго, похоже, уже некому. Обстановка общей нестабильности разрушает то немногое, что осталось от векового опыта. Цыганская молодежь уже не чтит заповеди вроде «в своей деревне лошадь не воруй». Из-за частой даже для цыган смены мест распадаются иерархические связи, при помощи которых родовые авторитеты еще как-то держат в узде молодых.

Спекуляция порождает презрение к людям труда. Напряженность заставляет вести себя нагло и агрессивно…

Так что же, то, что произошло, должно было произойти? В понедельник 19 июля по истечении данного властям срока более двухсот горожан, собравшихся на площади Победы, после заявления предгорисполкома В.Винцюна о невозможности выселить обидчиков, двинулись в сторону так называемого Рабочего городка, где живет большинство цыган.

 Где-то среди них шел Петр Власов – единственный задержанный после этих беспорядков. (Как тут не припомить его литературного однофамильца из романа «Мать», тем более что Алапаевск называют родиной первых уральских Советов. Только алапаевский Власов в отличие от горьковского не пролетарий, а председатель кооператива. (Иное время- иные герои). Когда шли через мост, распространился слух: впереди цыганская засада. На мосту шла стройка, и кое- кому показалось нелишним прихватить арматуру и колья. До этого шли с пустыми руками…

За мостом их встретил редкий милицейский заслон.

Толпа спокойно обтекла блюстителей порядка и двинулась дальше. Метров за сто до первых цыганских домов идущих встретил залп! Полтора два-десятка выстрелов из охотничьих ружей, первые раненые. Толпа отпрянула, остановилась. Потом снова двинулась вперед. И вновь нестройный залп цыган.  И третий. Застрочили поверх голов для острастки милицейские автоматы. Рев «калашниковых» заставил толпу отступить и рассеяться…

Итоги: более двух десятков раненых, из них трое сотрудников милиции и двое цыган. В больнице от огнестрельного ранения картечиной в голову скончался 30-летний уроженец Алапаевска. Еще одна могила на местном погосте.

Всем, с кем встречался в Алапаевске, я предлагал сравнить «кровавую субботу» 1988 года и «черный» понедельник 1991-го. И каждый отвечал: ничего похожего. Разницу, на мой взгляд, точнее всех определил руководитель следственной группы облпрокуратуры Евгений Агафонов:

– Несмотря на ультимативный характер требований мы имеем в событиях 18-19 июля классический пример челобитной властям. Люди требовали от них оздоровить обстановку в городе, причем требовали обоснованно. …Не совладали? Не услышали? Не уступили? Да. Прошло всего три года-и люди стали другими. Слепая стихия беспорядков сменилась осознанным желанием потребовать от властей оправдать кредит доверия. Потому и ждали сутки, что хотели, чтобы их остановили, решив дело законным путем. Но ничего не поняли власти. И в этом горькая схожесть их поведения и сейчас, и три года назад…

Они, за данные им 24 часа, не сделали и десятой доли того, что могли бы,-считает следователь по особо важным делам Агафонов. В эти драгоценные часы что-то, конечно, делалось, но не делалось элементарного-попытки свести враждующие стороны за столом переговоров, нащупать пути к согласию. Не было предпринято усилий, чтобы поднять против грядущего кровопролития всю депутатскую рать, а ведь она избрана народом и может- бескровный и мирный исход так называемого «винного» бунта в Свердловске это доказал убедительно! -может найти общий язык с избирателями.

 Для меня лично самым убедительным свидетельством возросшего чувства ответственности через два дня Цыган чувства ответственности людей  через два дня после стычки с цыганами стало вот что: выстрел в цыганском доме оборвал жизнь русской женщины. Следствием установлено: было роковое стечение обстоятельств, а никак не месть. Но в день убийства горожане, конечно, этого не знали. Погибла русская- этого вполне хватило для взрыва возмущения. Но взрыва не произошло. Это ли не доказательство?

В Алапаевске цыган прозвали «маврами». Что же, мавр сделал свое дело,  мавр может и уйти. Половина цыганских семей уже. откочевала из города. Ну, а нам то, оседлым, куда уходить друг от друга? Статья 190 часть 3.по которой и три года назад и сейчас возбуждено уголовное дело, относится к главе УК «Преступления против порядка управления Каков порядок, таковы и… Впрочем, юридическая оценка действий участников конфликта впереди. А вот нравственную, уже можно сделать. Когда власть не, понимает своих cограждан, она чужая им.

Тихая республика

 Стефани РЭЙБЕРН, английский журналист

За последние годы в советском обществе появилось два стереотипа. Молодое поколение, мечтающее о сближении с Западом путем заключения брачных союзов, чтобы получить валюту, и «старая гвардия» зловещие сторонники Брежнева, которые даже не утруждают себя тем, чтобы скрыть подозрение и враждебность к иностранцам.

 В день, когда было официально объявлено, что попытка военного переворота не удалась, ликование британской прессы могло быть услышано и за Уралом: «Появилась новая волна оптимизма в СССР… Кажется, что люди действительно хотят демократических перемен… Буш и Мейджор согласны на новую гуманитарную помощь Союзу..»

 В тот четверг утром я позвонила своему другу Юрию в Минске: «Мои поздравления! Может быть, демократия гораздо ближе сейчас, чем мы думали», – воскликнула я. Он сказал озадаченно: «Что ты имеешь в виду?» Возможно, Он не понял меня.

 «Почему? Ведь ГКЧП арестован. Это же здорово, не правда ли?» Голос Юрия стал совсем тихим: «Ну я, конечно, слышал что-то про это в выпусках новостей. Но нам не так уж интересно заниматься политикой. Мы всего-навсего хотим жить тихой жизнью. Если магазины не будут пустовать, как сейчас, тогда будет здорово. Нам больше ничего не надо».

Он не шутил, и он не единственный так думает. Был бы конечный результат другим, если бы путч начался в Минске?

В мыслях я вернулась на 18 месяцев назад, когда я провела в Минске полгода. Мои работодатели заявили, что я не могу жить в частном доме. «Это потому, что вы иностранка- «Может ли ОВИР показать мне копию этого закона?». Наконец они сдались. «Наверное, это постановление было отменено, мы не знали»,- сказал один из служащих.

До этого я провела невеселый уикенд, организованный партийным комитетом местной фабрики. С нами была делегация аппаратчиков, которые, казалось, жили для того, чтобы постоянно подкрепляться водкой. Самый невоспитанный из них-Иван, к моему изумлению, работал над докладом, суть которого была настолько туманна, что никто, кроме него, не понимал, о чем идет речь. Я предположила, что он просто тратил свое время впустую.

Он выглядел обиженным. «В этом случае, добрая половина страны ничем от меня не отличается», сказал он. Я полностью согласилась. Объявили о конкурсе для работников аппарата (на мой взгляд, глупейший конкурс, но я, будучи иностранкой, никогда не пойму этого, как сказали мне советские друзья). В качестве призов команда победителей получит комплект красных и белых настольных клеенок.

Минск производит электротехнику достаточно высокого качества, которую русские не могут купить из-за польских спекулянтов, скупающих здесь все, что можно. Я чувствовала напряженность в магазинах, автобусах, на улицах,если прохожие принимали меня за польку.

 Я провела много грустных дней, таскаясь в дождь и ветер по городу, перед тем, как вечером попасть в кинотеатр посмотреть английский фильм 30-летней давности, вставая рано утром, чтобы обнаружить, что единственная газета на английском языке, которую можно купить, – это «Морнинг стар».

Одна из моих коллег была в Белоруссии в прошлом году. Она привезла с собой в дар жителям республики, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, значительную сумму денег. Вместо благодарности она и ее компаньон- доктор встретили крайне недоброжелательный прием у местной бюрократии. К счастью, они достигли своей цели. «Я убедилась, что существует различие между гордостью и козлиным упрямством», – сказала она, возвратясь в Лондон.

Мой водитель хвастался, что он знает владельца дома, где Ленин проводил первый съезд партии. «Так ли важно это теперь?»,-усмехнулась я. «Вздор, это место имеет большое значение для нас всех», искренне возразил водитель. И только тот факт, что он произнес эти слова, уже является для нас очень важным.

Мои заметки, мои чувства, мои мысли по поводу Советского Союза, в частности, Белоруссии, типичны для иностранцев, которые жили и работали здесь. На мой взгляд, сами люди сейчас держат в руках ключ к своей собственной судьбе. Они должны все менять и, главное, меняться сами. Иначе все останется так, как есть.

Заутреня в стиле «рэп»

Американцы распорядились с религией куда разумнее, чем мы: не только религией, впрочем

Андрей ШАРЫЙ

Я включил магнитофон и пятеро темнокожих братьев с острова Западное Самоа, теперь уже вполне натурализованных американцев, запели, заиграли и, очевидно, заплясали что-то совершенно негритянско-зажигательное в столь модном ныне стиле «рэп». «Вы слушаете «Катина бойз»,-с вызовом заявил из Динамика диск-жокей, стиль освежит вас, а любовь этих парней к Христу очевидна». Когда освежение закончилось, один из невидимых братьев Катина сказал: «Я думаю, что быть христианином значит поступать так, как поступал Христос. Эта дорога трудна, особенно для молодых людей, но сказано в Библии: «Знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет». Христос воистину поможет нам».  А потом- еще немного музыки в стиле «рэп».

…Жизнь в американской провинции, несмотря на то, что провинция американская, разнообразием не балует. Даже к невиданной, по нашим меркам, роскоши привыкают. Отцы американских семей с утра до вечера трудятся в поте лица, предоставляя женам возможность наслаждаться общением с собственными детьми и телевизионными персонажами из «мыльных опер». С понедельника до пятницы жизнь, в общем, однообразна.

Зато воскресным утром каждую семью ожидает церковь.

В храме божьем мужчины пьют холодное пиво и обсуждают детали модных по- литических скандалов, женщины обмениваются мнениям о новом платье миссис Джейкобз и новом женихе мисс Паркинс, дети постарше играют в баскетбол или перебрасываются пластмассовой летающей тарелочкой фрисби, а совсем малыши копошатся в специальном «загоне» в компании плюшевых медведей и игрушечных, но почти всамделишных, грузовиков. По воскресеньям в церкви собирается вся «комьюнити» община, а проще говоря, жители стоящих по-соседству домов. В десять часов начинается духовное песнопение под гитару и ударник, потом кто-нибудь из прихожан- активистов, облаченный в свитер и джинсы, а иногда и святой отец, читает получасовую проповедь. Потом, если захотите, немного музыки в стиле «рэп».

 Большинство американцев верят в Бога или, по крайней мере, говорят, что верят, хотя я не назвал бы эту страну религиозной. Общественные стандарты поведения в Соединенных Штатах за двести лет относительно спокойной социальной эволюции настолько устоялись, что Америка с полным основанием может считать себя гарантированной от носящих почти шизофренический характер национальных увлечений-будь то повальное изучение марксизма или обязательное в «приличном обществе» знакомство с методологией Кашпировского. Церковь раз и навсегда, подобно звездно-полосатому флагу, яблочному пирогу и кока-коле, внесена в список национальных святынь.

Я сомневаюсь, что человек, когда-то определявший здесь характер отношений между церковью и государством, был глубоко верующим, потому что отношения эти основаны не столько на взаимном почитании, сколько на здоровом рационализме. Но Бог, если он существует, не обделил этого человека умом и здравым смыслом, поскольку тот совершенно справедливо рассудил: чем стрелять в священников и устраивать в храмах хозяйственные магазины, лучше добиться совпадения интересов государства и церкви.

В одном и том же американском храме – все чаще и чаще это помещение средней школы, свободной по воскресеньям, могут с утра молиться католики, в полдень православные, а после обеда-протестанты, потому что, как считают здесь, важно не различие между конфессиями, а сходство. В американской истории сплелись десятки языков, традиций, верований, страна не имеет столь уж прочных единых этнических корней, а лучший способ сплотить нацию- дать людям общего Бога. Иисус Христос из символа веры стал ее смыслом: в центре религии стоит не вопрос о том, сколькими пальцами правильно креститься, а сама личность Спасителя.

Церковь в Америке разумна, как учебник грамматики, и логична, как математический расчет. Американцы и вероучение смогли в определенном смысле поставить на конвейер, превратив его немножко в шоу, немножко клуб, немножко-в чисто капиталистическое предприятие. Церковь возвращает к нормальной жизни алкоголиков и наркоманов. Церковь строит и содержит госпитали, богадельни, школы, приюты для бездомных, чтобы помочь удержаться на плаву тем, о ком не хватает времени, желания или сил заботиться государству. Церковь пытается помочь молодым американцам из «нормальных» семей, развращенных, по мнению их собственных родителей, избытком материальных благ, а потому не слишком отягощенных размышлениями о высоком, заглянуть поглубже в собственную душу. Наконец церковь по мере сил борется с некоторыми прелестями современной цивилизации- всякие помойки капиталистического общества, которые прежде усиленно эксплуатировались советской международной журналистикой при описании «той» жизни, если очень захочешь, отыскать можно.

Не стоит ожидать от американских священников ответов на вопросы, которые извечно волнуют русскую душу. Достоевский немоден в практической жизни этой страны, и поисками смысла жизни тут заняты немногие. Но уж, извините, какова народная душа – таковы и душевные целители. Паскаль, если не ошибаюсь, когда-то сказал, что в глубине каждой человеческой души есть вакуум. Церковь торопится заполнить это пространство, потому что тот же Паскаль, будучи физиком, понимал, что природа пустоты не потерпит. Христос приходит к американцам в раннем детстве- сначала в мультфильмах и в комиксах, потом в музыке стиля «рэп» и школьных спектаклях, а потом в привычных семейных проповедях. Молитва перед завтраком для десятилетнего американца привычна, как гигиенические процедуры.

У каждого народа свои представления о счастье и несчастье, о добре и зле, поэтому у каждого народа-свой Бог. Россию. говорят, когда-то называли «святой» наверное, не только по числу златоглавых церквей в первопрестольной, но и потому, что православие веками служило опорой государственной власти. Где та былая святость? Американцы распорядились своей религией куда разумнее, чем мы, – не только религией, впрочем.

Не раз и не два я встречал в американских журналах объявления: «Помогите советским людям встретиться с настоящим Христом». Международное общество любителей Библии озабочено сбором денег для того, чтобы переслать в СССР четыре миллиона экземпляров Нового Завета на русском языке: «советские устали от духовного голода». Из-за границы, значит, следует ждать не только рождественских посылок с продуктами. Боюсь только, что религиозная музыка в стиле «рэп» в моей стране  никогда не  будет пользоваться популярностью.







 –
— —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *