Из Архангельска в Нью‑Йорк – пароходом

19.01.2022
1 126

На огромный плакат, извещавший о такой возможности, я натолкнулся в Северном морском музее во время недавней поездки в Архангельск. Экскурсовод, с которым мы познакомились, оказавшись одним из читателей “Новых Знаний”, был рад рассказать его основателю не только об этих рейсах, регулярно осуществлявшихся в 1914- 1916 годах, но и об истории города, истоках его космополитизма.

Поскольку Архангельск был первым морским портом России, уже в 20-х годах XVII века в нем сформировалась иностранная колония, а не имевшие аналогов в стране Архангельские Гостиные дворы стали первым каменным сооружением города. Однако статус постояльцев не устраивал тех немцев, голландцев и англичан, кто обзавелся в Архангельске своим делом, и так в городе появились дома, принадлежавшие иностранцам. Немецкая слобода, куда еще не будучи царем бегал Петр, была создана и в Москве. Однако военные специалисты, Брандт и Сенебье, с которыми он познакомился, а также ставший его другом Франц Лефорт будучи католиками и протестантами компактно проживали изолированно от местного населения. В Архангельске же все- поморы, немцы голландцы, англичане, евреи трудились и жили рядом друг с другом.

Одно из самых красивых зданий на набережной Северной Двины и сегодня дом прусского подданного Альберта Суркова, открывшего ресторан и построившего по соседству пивоваренный завод.

Или, основанное в 1786 году и находящееся рядом с Северным морским музеем здание ресторана “Почтовая контора”, не выходя из которого можно отправить приветственную открытку с одним из видов старого Архангельска.

Русско-американская линия

 Русско-американская линия – так называлось регулярное трансокеанское пассажирское сообщение между Российской империей и США, которое осуществлялось Русским Восточно-Азиатским обществом – дочерней структурой датской пароходной компании. Регулярные грузовые перевозки между Россией и США начались в 1900 году, а в 1906 году РВАО открыло первый регулярный пассажирский маршрут, связавший две страны – Либава (нынешняя Лиепая) – Нью-Йорк.

Причиной, побудившей российские власти и РВАО к созданию регулярного пассажирского сообщения стало резкое увеличение эмиграции из Российской империи в Северную Америку: до сих пор эмигранты могли попасть в Америку только через иностранные порты и на иностранных пароходах, тем самым принося немалый доход европейским пароходным компаниям.

Билет до Нью-Йорка в первом классе стоил 170 рублей, во втором – 135, в эмигрантском – 85 ( 1 рубль того времени соответствовал 1513 рублям нынешним). Тем не менее низкой цену билета никак не назовешь, поскольку зарплата рабочего тогда составляла 37,5, учителя начальных классов- 25, а полковника 325 рублей в месяц. Однако была она и не выше, чем на других судах: для сравнения, на «Титанике» плавание стандартным первым классом от Англии до США стоило 230 рублей (23 ф.ст.), третьим классом – 75 рублей (7,5 ф.ст.). Продолжительность рейса – 10-15 дней.
                       
Линию Либава-Нью-Йорк 14 сентября 1906 года открыл пароход «Корея» 1899 года постройки (водоизмещение 6 163 брт брутто-регистровая тонна — единица измерения грузоподъёмности судна); у материнской датской компании судно ранее было задействовано в торговле с Дальним Востоком. «Корея» перевозила пассажиров в США до начала 1909 года, после снятия с пассажирской линии она еще не раз ходила в Штаты как чисто грузовой пароход и на этой линии встретила свой конец: 1 марта 1910 г., идя с грузом руды из Нарвика в Филадельфию, первенец линии из-за аварийного смещения груза в штормовых условиях был срочно оставлен экипажем и через некоторое время затонул.

В 1907 датчане пополнили Русско-американскую линию другими пароходами, крепкими старичками с английскими корнями, не слишком быстрыми и менее вместительными: пароходы «Литуания» (1889 г. экс-«Ланкашир», 4248 брт), «Эстония» (1889 г. экс-«Йоркшир», 3137 брт) и весьма потрёпанная «Аркония» (1896 г. экс-«Дунолли Кастл», 4167 брт), снятая с линии уже в следующем 1908-м году.
«Литуания»

Следует отметить, что РВАО было не единственным пароходной компанией, работавшим по маршруту Либава-Америка, в том же 1906 своё пассажирское сообщение там открыл российское государственное пароходство «Добровольный флот»: в 1906-1908 годах по тому же маршруту плавали доброфлотовские пассажирские пароходы «Херсон», «Москва», «Петербург»,    «Саратов» и “Смоленск”. Но Доброфлот недолго был  конкурентом РВАО и уже в 1908 году фактически отказался от русско-американского пассажирского сообщения.

В том же 1908 году у Русского Восточно-Азиатского общества на Русско-американской линии появился первый новый пароход, построенный специально для неё, настоящая “звезда” линии – пароход «Россия», созданный на верфях английской фирмы «Barclay, Curle&Co». Размеры судна были такими – длина 144,8 м, ширина 17,5 м, осадка 5,79 м. Дальность плавания при 13 узлах составляла 8000 миль. Помещения лайнера были рассчитаны на 51 пассажира 1-го класса, 204 – 2-го класса и 1392 – 3-го класса. Грузоподъемность парохода составляла 6450 тонн. Все каюты и палубы освещались электричеством. Пассажирское судно имело четыре мачты и оснащалось радиотелеграфом . Еще до окончания постройки пароход «Россия» получил высший класс английского Ллойда.

На «России» – равно как и на остальных пароходах Русского Восточно-Азиатского общества – капитаном и главными служащими были преимущественно датчане.

Тогда же, в 1908 году, линию пополнил пароход «Бирма»1894 года постройки (4 595 брт), ранее называвшийся «Arundel Castle», в  1913-м переименованный в «Митаву» – первый рейс в Нью-Йорк произвёл 8-23 декабря 1908 года. В 1912 году этот пароход принимал участие в спасении пассажиров «Титаника».

Людвиг Стулпинг- в 1909-1913 годах капитан «Бирмы», в 1913-1918 капитан «России» – с супругой и детьми.
                     
В последующие годы Русско-американскую линию пополнили другие новые пароходы. В 1910 появился «Курск» (7858 брт), рассчитанный на перевозку 1700 эмигрантов; в свой первый рейс на Нью-Йорк судно отправилось 20 октября (2 ноября) 1910 года

В 1912 на линии появился другой новый пароход, брат-близнец «Курска» – «Царь» (6503 брт). «Царь» был рассчитан на 30 мест в 1-м классе, 260 во 2-м и 1086 в 3-м. Скорость 15 узлов или 28 км.час. В первый рейс Либава — Копенгаген — Нью-Йорк пароход вышел 30 мая 1912 года из Либавы и прибыл в Нью-Йорк 13 июня 1912 года. На линии Либава — Нью-Йорк пароход «Царь» заменил пожилую «Литуанию» и ходил на этой линии до июля 1914 года включительно.

В 1913 году линию пополнил пароход «Двинск» (8173 брт) 1897 года постройки, в прошлом называвшийся «Rotterdam» и «Tietgen».

Таким образом к 1914 году Русско-американскую линию обслуживали 5 пассажирских пароходов Русского Восточно-Азиатского общества, по числу перевозимых пассажиров вышедшего на 11-е место среди пароходных компаний Европы и Северной Америки; правда, на долю РВАО приходилось только 20-25% миграционного потока из России в Северную Америку, остальные российские эмигранты до Америки предпочитали добираться через порты Европы (в основном через Германию), не в последнюю очередь из-за того, что для официально разрешённой эмиграции через Либаву требовалось наличие российского загранпаспорта, для получения которого от эмигранта требовалось немало денег и хлопот, а в германских и австро-венгерских портах обходилось без него.

С началом Первой мировой войны «Россия» и «Митава» оказались заблокированы на Балтике – «Россия» была переименована в «Русь»  и зачислена в состав Балтийского флота ВМФ Российский империи как транспортное судно, а «Митава» всю войну простояла в Кронштадте.

Остальные пароходы РВАО, 1 августа 1914 года находившиеся за пределами Балтийского моря, продолжали обслуживание Русско-американской линии, но теперь линия была перенесена из блокированной немцами Балтики в порты Архангельск (летом) и Романов-на-Мурмане (зимой). В 1915 линию пополнил очередной новый пароход – «Царица» (6 598 брт). Впрочем, большой нужды в новом пополнении у пароходства не было – с началом войны эмиграция из России в Америку резко сократилась, за 1915-1917 годы в США прибыло 47 000 российских эмигрантов, в то время как до войны за один только 1913 год оных прибыло 291 000.

В феврале 1917 года после объявления Германией неограниченной подводной войны регулярные рейсы в Америку были приостановлены, а после Октябрьского переворота Русское Восточно-Азиатское общество и Русско-американская линия окончательно прекратили своё существование.
                 
Дальнейшая судьба пароходов этой линии сложилась по-разному. «Двинск» в 1917 году был передан английскому пароходству Кунарда и в 1918 году потоплен германской подлодкой, «Митава» после войны вернулась к датским хозяевам и в 1920-х продана на слом; датчанам вернулись и остальные пароходы Русско-американской линии, и в начале 1920-х датчане попытались возродить сообщение между Либавой (теперь она называлась Лиепая) и Америкой, но теперь уже под названием Балтийско-американская линия (1921-1930) – «Курск», «Царь» и «Царица» были оставлены для работы на этой линии, но были переименованы в «Полонию», «Эстонию» и «Литуанию».

В 1930 году датчане закрыли линию, а её пароходы продали полякам для работы на их линии “Гдыня-Америка”. «Россия» тоже была переведена на Балтийско-американская линию (под именем «Латвия»), но плавала там недолго и в 1923 году была продана японской судоходной компании «Osaka Shosen Kabushiki Kaisha» и после присвоения нового названия «Fuso Maru» приписана к торговому порту Осака. 31 июля 1944 года во время выполнения воинских морских перевозок в Южно-Китайском море судно торпедировала американская подводная лодка «Steelhead».

ИСТОЧНИК: https://1981dn.livejournal.com/19214.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *