политософия российского конституционализма: человек – власть – свобода

19.12.2022
562

12 декабря в Институте экономической политики им. Е. Т. Гайдара состоялся XII Ельцин Форум “Конституция как основа духовно-нравственного развития России”. Он был посвящен памяти Государственного секретаря РСФСР, президента Фонда “Культура Достоинства” Геннадия Эдуардовича Бурбулиса, являвшегося основателем и бессмертным модератором Ельцин Форумов в Москве и Екатеринбурге, который пафосно называл Конституцию нашей страны её “Гражданской Библией”. Сегодня в постоянном разделе “Мир мыслей” мы предлагаем вашему вниманию статью Геннадия Бурбулиса на вынесенную в заголовок тему, а также сборник материалов для участников Форума 12 декабря 2022 года

Геннадий БУРБУЛИС

Конституция Российской Федерации . Статья 2. Человек , его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На заседаниях Народной трибуны мы неоднократно обращались к вопросу сущности и формирования российского конституционализма. Начиная с первого заседания, мы исследовали хронику конституционного процесса в России, которая сопровождалась текстами документов и стенограммами выступлений, и отмечали роль Бориса Николаевича Ельцина в преодолении жесточайшего конституционного кризиса, вызванного поправками, внесенными в 1990 году в Конституцию РСФСР (вслед за аналогичными поправками Конституции СССР 1989 года). Новые конституционные нормы были направлены на создание новых органов государственной власти, внедренных в годами отлаженную действовавшую систему и нарушивших баланс этой системы.

В те дни, когда в соответствии с новыми статьями Конституции собрался первый Съезд народных депутатов РСФСР, только очень внимательный наблюдатель мог распознать в оживлении общественно-политической жизни страны, казавшемся вполне естественным после десятилетий застоя и появлением «перестроечных» свобод, назревавший государственно-политический кризис. В течение последующих двух лет неуклонно нарастали трения между органами разбалансированной системы власти и управления как на уровне Союза ССР, так и на уровне республик. Распад СССР не остановил развитие кризиса, который в России стремительно набирал обороты и приобретал черты конституционного, достигнув своего пика к весне 1993 года.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что первым результатом глубочайшего конституционного кризиса 1990– 1993 годов стало возникновение Новой России с зарождающейся новой российской государственностью, которая ни по содержанию, включающему ценности, положенные в ее основу, ни по структуре не могла копировать советскую социалистическую государственность. Россия обретала собственную государственность, возникали новые институты власти, принимались законодательные акты, ориентированные на востребованные российским обществом новые ценности и, безусловно, имевшие конституционное значение. Однако сами по себе перечисленные факторы в условиях раскола российского общества, а соответственно, и политической элиты мало способствовали преодолению принимавшего катастрофические масштабы конституционного кризиса. Более того, страна в процессе жесткой политической конфронтации столкнулась с угрозой разрушения зарождающейся новой российской государственности и с системным расколом мировоззрений поколений, социальных и профессиональных групп. Трагические события сентября-октября 1993 года вызвали напряженный поиск социальных предпосылок и правовых условий стабилизации, завершившийся конструктивным компромиссом, который был достигнут Конституционным совещанием и принятием 12 декабря 1993 года Всенародным голосованием новой Конституции России.

Можно утверждать, что в те годы мы получили урок консенсусного решения проблем – от выживания к устойчивому развитию страны на ближайшее будущее. Сегодня мы имеем возможность знать, понимать и практически реализовывать нормы и ценности, содержащиеся в Конституции, формировать конституционное сознание и осваивать конституционное мировоззрение. В то же время мы всегда понимали, что полноценное и безупречное государственно-общественное устройство – это наша человеческая мечта, наша долголетняя стратегия, наша конституционная вера. Недостатки и перекосы в устройстве российской государственной власти обсуждались во властных институтах, политических кругах и экспертном сообществе практически с момента принятия Конституции. Все участники и свидетели этих дискуссий, конечно, понимали, что рано или поздно кому-то все равно захочется перераспределить полномочия высших органов власти, чтобы всей конструкции придать некоторую полноценность. Теперь мы можем констатировать: желающие нашлись

15 января 2020 года в каком-то смысле ожидаемо, а в каком-то внезапно в ежегодном послании Президента Российской Федерации В. В. Путина прозвучали предложения о внесении поправок в те главы Конституции Российской Федерации, в которые согласно статье 136 главы 9 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. И хотя нас по-прежнему стараются убедить, что положения первой и второй глав, требующих согласно статье 135 созыва Конституционного совещания (о котором и закона-то до сих пор нет), остаются неприкосновенными, однако это не совсем так. Поправки в статьи, относящиеся к судебным органам, местному самоуправлению и международным отношениям, затрагивают по существу статьи 10, 12 и 15 главы 1 Конституции соответственно, а ограничения избирательных прав граждан и доступа к государственной службе нарушают права человека, прописанные в статьях 32 и 62 главы 2. Есть и другие примеры. Иными словами, поправки вносятся только в главы 3–8, но эти поправки противоречат вышеуказанным и иным статьям первой и второй глав Конституции. Это не осталось не замеченным российской общественностью и средствами массовой информации. Наблюдаются разные формы растущего гражданского сопротивления ряду поправок, СМИ переполнены разъяснениями. С некоторыми материалами, проясняющими суть поправок и вскрывающими возникающие в связи с ними противоречия, в том числе в результате перераспределения полномочий высших органов власти, мы знакомим вас в этой брошюре.

Вместе с тем происходящее не может продуктивно обсуждаться без обращения к проблеме российского конституционализма, суть и смысл которого я постараюсь кратко обрисовать в самых общих чертах.

Наша Конституция представляет собой важнейший мировоззренческий концепт жизненного пространства современной российской действительности и будущего страны. Для меня очевидно, что непримиримые и непрерывные дискуссии о современном российском государстве и обществе, о векторе и стратегии развития России, о выборе адекватной системы ценностей, о нашем месте в мировом сообществе, о роли и значении нашей страны в определении глобальной повестки дня не могут серьезно и ответственно продолжаться без концептуального и предметного обращения к духу и букве российской Конституции. Уверен, что вожделенные поиски национальной идеи, искренние призывы к державному, имперскому и авторитарному режиму, бесконечные сожаления об отсутствии ясной долговременной стратегии развития страны могут быть корректно и содержательно преодолены, если мы добросовестно и адекватно осмыслим и воспримем нашу Конституцию как предельное основание гуманитарно-правовой стратегии развития России, как комплекс социокультурных, нравственно-духовных и, наконец, политико-правовых аспектов. Несколько перефразируя фундаментальную вторую статью Конституции, можно утверждать, что «признание, соблюдение и защита» базовых ценностей российской Конституции – обязанность не только государства, но и каждого из нас.

Особенностью нашей позиции осмысления фундаментальной роли Конституции является политософское мировоззрение, которое культивирует идею политической мудрости как интегральной основы мудрости человеческого бытия. Предельные основания политософии обозначены ее святой троицей «Человек – Власть – Свобода», где Человек – это человек политософский, мудрый, мужественный и милосердный, Власть – это одухотворенная власть, ориентирующаяся на достижение общего блага и общечеловеческие ценности, а Свобода – это труд по производству духовности, способность к выбору добра, осознание и возможность реализации собственного достоинства.

Несколько лет тому назад, когда мы с вами обсуждали правомерность такого понятия, как конституционное мировоззрение, то исходили при этом из того, что традиционные общепринятые определения в виде «основной закон», «главный политико-правовой документ» и некоторые другие говорят: исторически и актуально конституция – это всегда нечто большее, чем нормы права. Одновременно это всегда и набор ориентиров, организующих жизнь государства, общества и человека, и содержательная система ценностно-смысловых координат взаимосвязи Человека, Власти и Свободы, то есть это всегда система базовых ценностей (предельных оснований взаимосвязи человека, общества и государства). Именно на этой основе мы посчитали правомерным осмысление мировоззренческой специфики Конституции (то есть ее буквы и духа) в единстве политико-правового и нравственно-культурного содержания, выражающего настоящее и будущее гуманитарно-правовой стратегии России. Речь идет о необходимости политософского осмысления концепции Конституции, ее структуры и, самое главное, ее духа. Под «духом» я понимаю совокупность базовых жизненных ценностей, имеющих долговременное культурно-историческое и социально-гуманитарное значение.

Конституция – это политософская стратегия России, то есть стратегия гуманитарно-правовая, инновационная, антикризисная, базирующаяся в условиях глобализации на трех принципах – гуманизации, гармонизации и верховенстве права и культуры. Эти три принципа определяют глубинную взаимосвязь политики, культуры, морали и права.

Конституция – это всегда бережное обобщение опыта жизни страны с четко заданными целями, внятно оформленными смыслами, определяющими стратегию ее развития, моделирующими ее желанное и возможное будущее. В этой связи Конституцию можно пафосно определить как «ГРАЖДАНСКУЮ БИБЛИЮ», настраивающую нас на то, что мы должны с повышенной чуткостью и душевным вдохновением воспринимать такие формулы в тексте нашей Конституции, как: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», «смысл, содержание и применение законов», «достоинство личности охраняется государством», «каждому гарантируется свобода мысли и слова», «свободное использование своих способностей»… В качестве эмоционально яркой и концептуально глубокой иллюстрации этой моей «конституционной веры» выступает преамбула Конституции Российской Федерации.

Конституционное мировоззрение в сочетании с толерантной ответственностью за состояние общества и государства лежит в основе конституционализма как формы гражданской общественной деятельности. На этой основе предлагаю следующее рабочее определение конституционализма.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ – это либерально-политическая и в целом социокультурная системная деятельность (жизненная позиция), устанавливающая принцип верховенства права посредством учреждения конституции, принятия соответствующих ей законов, выработки механизмов их эффективного действия, а также процедурных правил для реализации полномочий должностных лиц и государственных органов. Как деятельность конституционализм предполагает:

• формирование конституционного мировоззрения, задающего ценность прав и свобод человека и гражданина;

• адаптацию ценностей и норм конституции к различным видам профессиональной, научной и творческой деятельности;

• осмысление и практическое культивирование синтеза политики, права, морали и культуры как предельных оснований практически эффективной и достойной жизни людей.

В конечном счете деятельность по практическому применению конституции включает:

• одухотворенное служение государства целям защиты прав, свобод и достоинства человека;

• толерантную ответственность гражданина и усвоение им своих прав и обязанностей;

• достижение общественного блага;

• обретение гармонии человека, власти и свободы как цели и незаменимого средства миротворения.

С признанием КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА предельным основанием гуманитарно-правовой стратегии России открывается привлекательная для всех нас возможность разворачить в образовательно-просветительском и мировоззренчески-практическом плане многоуровневую, разножанровую, адресованную различным социальным слоям и возрастным группам программу уяснения и разъяснения базовых конституционных ценностей. Такая программа должна быть в центре просветительской деятельности нашего Народного университета современного конституционализма. Реализация такой программы в образовательных учреждениях в конечном счете позволит предметно показать и убедительно доказать естественность и доступность достижения в современной российской действительности либеральных и демократических ценностей на основе верховенства права, полноценного разделения властей, реального плюрализма идей и творческой конкуренции личностей.

Не политизируя эту деятельность, исключая обличительство и тем более конфронтацию, мы можем сосредоточиться на самой важной и самой трудной на сегодня работе по выстраиванию внятной и долговременной либерально-демократической, а точнее – гуманитарно-правовой, а еще точнее – конституционно-политософской стратегии развития России на ближайшие годы и десятилетия. При этом можно обозначить следующие направления программы развития российского конституционализма на ближайшие годы:

1. 30 лет российской Конституции (в 2023 году): утраченные надежды или обретенные идеалы.

2. Верховенство права как жизненная ценность: право – культура – мораль – политика.

3. Конституция как политико-правовой, социокультурный и гуманитарно-стратегический образ России.

4. Конституционный образ человека, его прав и свобод, его обязанностей и ответственности.

5. Конституционный образ российского государства: институты, ценности, смыслы.

6. Современное российское общество: право, культура, экономика и политика в современной России сквозь призму конституционного мировоззрения.

7. Гуманитарно-правовая стратегия как конституционная основа развития Российской Федерации.

8. Жизненная необходимость конституционализма как системы политософских практик.

9. Человек в конституционном пространстве России.

И, наконец:

10. Гармония Человека – России – Человечества как идеал конституционализма XXI века.

Мировоззренческой кульминацией программы может стать уже обсуждавшаяся на Трибуне идея конституционного консенсуса.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНСЕНСУС как базовая жизненная ценность современной России может и должен воплотиться в широкую программу комплексного солидарного, толерантно-ответственного сотрудничества всех активных, целеустремленных, креативных людей современного российского общества. В конечном счете речь идет о создании широкого полисубъектного движения, в результате многопрофильной деятельности которого может и должен сложиться реальный конституционный консенсус. Само движение можно определить как Гражданский конституционный диалог «Новая Россия». Формирование такого движения может стать одним из важных направлений Народного университета современного конституционализма и конкретно воплотиться в разных интересных и благородных жанрах, например:

• тематические круглые столы;

• адресно сформулированные проблемные семинары;

• спецкурсы в вузовских и школьных программах;

• тематические конкурсы для студентов, аспирантов;

• тематические олимпиады для школьников;

• предметные практикумы для корпоративных сообществ;

• региональные конференции, общероссийские и международные форумы;

• издание массовым тиражом доступных большинству населения брошюр, разъясняющих конкретные статьи Конституции,

• создание специальных сайтов, порталов, радио- и телепередач, направленных на уважение, сохранение и защиту ценностей и норм Конституции, прав и свобод человека и гражданина, компетенций и полномочий органов государственной власти, юридических и физических лиц,

• и многое, многое другое…

Если на этом материале мы сумеем организовать сугубо профессиональную и глубоко добросовестную системную работу, то в результате может сложиться принципиально новое сообщество достижительных людей, ответственных граждан, практически заинтересованных в том, чтобы достойно жить наедине с собой, среди людей, в родной стране и в нашем глобальном современном мире. Это будет сообщество, которое без лишних истерик сможет избавить Конституцию от торопливого, плохо продуманного вмешательства в текст, а страну уберечь от связвнных с подобным вмешательством потрясений в виде конституционных кризисов.*

 Эта статья была написана Г. Э. Бурбулисом для сборника материалов, предложенных участникам заседания Народной трибуны 29 января 2020 года. Заседания Народной трибуны проводились в Ельцин Центре Екатеринбурга ежемесячно с 2015 года. Вход на них был свободный, приглашались все желающие.

Послесловие

Для меня это было далеко не первое участие в подобных форумах, как впрочем и для абсолютного большинства присутствовавших.

Все мы остро ощущали как не достает в зале Геннадия Эдуардовича Бурбулиса, хотя генеральный продюсер основанного им Фонда ” Культура Достоинства” Андрей Сергеевич Марков в качестве модератора проявил себя достойным его учеником. Он же, кстати, создатель сопровождавших Форум видеоматериалов..

Массу интересных подробностей о студенческих годах Бурбулиса рассказал доктор политических наук Сергей Григорьевич Зырянов- руководитель Челябинского филиала РАНХ и ГС, с которым они одновременно получили дипломы по специальности “философ, преподаватель философии”.

А Бурбулиса – зрелого философа во вступительном слове по достоинству оценил Владислав Александрович Лекторский доктор философских наук, академик РАН.

Темой содержательной дискуссии стала статья 55 Конституции Российской Федерации. Разговор о противоречии и диалектике ее пункта 2, который не допускает издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина и пункта 3, который предусматривает “их ограничение федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ” начал Андрей Николаевич Медушевский – доктор философских наук, профессор НИУ ВШЭ.

Наиболее яркими оказались выступления доктора юридических наук Михаила Александровича Федотова- директора Международного научно-образовательного центра “Кафедра ЮНЕСКО НИУ ВШЭ”.

Кандидата физико-математических наук Сергея Алексеевича Цыпляева – президента Фонда “Республика”, главного редактора общенационального научно-политического журнала “Власть”.

Доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Тамары Георгиевны Морщаковой – судьи Конституционного суда Российской Федерации в отставке.

А также Аллы Ефремовны Гербер – писателя, общественного деятеля, президента Фонда “Холокост”.

Что касается моего выступления “Зарождение конституционного кризиса в декабре 1992 года” (по материалам газеты “Россия”), то оно является частью реализуемого в “НОВЫХ ЗНАНИЯХ” совместно с исполнительным директором Фонда “Президентский центр Б. Н. Ельцина”

Александром Алексеевичем Дроздовым просветительского проекта “90-е как это было? Эпоха на станицах газеты “Россия”. Дело в том, что именно он был основателем и главным редактором этой газеты, ставшей первым новым СМИ в РСФСР после принятия ей Декларации о государственном суверенитете. Пересказывать содержание выступления вряд ли имеет смысл, поскольку оно полностью базируется на событиях VII съезда народных депутатов России, детально отраженных тридцать лет спустя в выпусках “Новых Знаний” от 1, 8, 15 и 22 декабря.

Александр ЕВЛАХОВ – главный редактор, кандидат исторических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *