Что мы знаем о психологии толпы и искусстве управления массами

28.03.2023
437

Как ни удивительно, сегодня большинство научно-популярных материалов о психологии толпы базируются на работах французского психолога и социолога Гюстава Лебона XIX века. Тогда исследователь в широком смысле описывал толпу как бездумную, бессознательную массу, которая следует за лидером — и слепо ему подчиняется. Однако немногие знают, что за полтора века знания о том, как устроены люди, сильно изменились. Вопросы о психологии толпы ПостНаука задала доктору психологических наук, профессору департамента психологии НИУ ВШЭ Ольге Гулевич.

Как изменились представления о психологии толпы

Гулевич Ольга Александровна

В общем смысле сегодня под толпой понимается скопление людей (в реальном физическом пространстве), которые имеют общий центр внимания. Толпы варьируются от совсем простых форм и до вполне организованных образований. Пример первого — скопления, которые действительно объединены только общим центром интереса. К этому типу относятся люди, которые собрались вокруг чего-то яркого, необычного, например, уличных музыкантов.

Такие образования очень нестабильны: они существуют, пока есть центр интереса, но легко распадаются. В свою очередь организованные группы людей имеют общую цель. К этому типу, например, относятся люди, добровольно вышедшие на демонстрацию. Такие группы более стабильны и имеют иную психологическую динамику. 

В современной психологии поведение человека в толпе как таковое не изучается. Это происходит по двум причинам. С одной стороны, толпы бывают разные а, следовательно, и поведение людей в них тоже различается. С другой стороны, научное исследование требует специальной процедуры, которая бы позволила сделать более-менее объективные выводы. В большинстве толп организовать это или очень трудно, или невозможно. Поэтому в настоящее время психологи изучают, скорее, условия, при которых люди готовы участвовать в так называемых «коллективных действиях», чаще всего, в политических протестах. В этом случае уличные акции — митинги и демонстрации — рассматриваются наряду с другими формами коллективных действий (например, подписанием петиций).

Можно ли управлять массами

Гюстав Лебон (1841-1931гг) Был французским социальным психологом и социологом. Известный своими исследованиями в области групповой психологии, он был провозглашен «Макиавелли группового общества» последующими поколениями. Лебон считает, что в группе будет уничтожена индивидуальная человечность, утрачена способность к независимому мышлению, а дух группы заменит дух индивидуальности

Гюстав Лебон исходил из того, что в толпе люди нерациональны и подвержены влиянию. Толпа делится на «лидера» и «ведомых». «Лидер» задает направление движения, а остальные — идут за ним. При этом «ведомый», который находится в толпе, воспринимает происходящее определенным образом. С одной стороны, он слабо анализирует информацию и выносит очень простые суждения. С другой стороны, он подвержен воздействию эмоций и может легко изменить свое мнение. Поэтому «лидер» должен постоянно удерживать внимание людей и разговаривать с «ведомыми», используя важные для них слова и простые лозунги.  

Но Лебон написал свои работы про толпу в конце XIX века. В то время психология как наука только начинала формироваться: психологи очень мало знали о том, как люди обрабатывают информацию и принимают решения. Лебон описывал то, что видел (или хотел видеть) в массовом поведении, но позже стало понятно, что он очень упрощал происходящее. Это особенно заметно, когда мы говорим о массовых уличных акциях, на которые люди выходят с экономическими или политическими требованиями, которые в свое время привлекли большое внимание Лебона.

Во-первых, такие толпы психологически неоднородны. В частности, у толпы есть простая структура: «центр» и «периферия». Люди, которые находятся в «центре» толпы, больше включены в происходящее и, следовательно, больше подвержены влиянию, чем те, кто находится на «периферии». Кроме того, люди оказываются в толпах по-разному. Например, на политический митинг или концерт кто-то приходит по собственному желанию, кто-то за компанию, а какого-то приводят принудительно. Люди, которые пришли добровольно, больше подвержены воздействию, чем люди, которых заставили это сделать.

Во-вторых, человек может использовать разные стратегии анализа информации. Эти стратегии можно расположить на континууме. С одной стороны, люди могут выносить суждения быстро, не вдумываясь в содержание, основываясь только на ярких, хорошо заметных признаках (например, привлекательности коммуникатора). С другой стороны, они могут проводить тщательный анализ сообщений, сопоставлять одни фрагменты с другими и выносить хорошо обоснованные суждения. Выбор стратегии во многом зависит от ситуации, в которой человек находится. В толпе людям действительно труднее анализировать информацию, но, в зависимости от конкретной ситуации, они могут использовать разные стратегии.
 
В-третьих, люди попадают на массовые акции не случайно. Например, в современных психологических исследованиях участие в митингах и демонстрациях рассматривается как способ защитить свои интересы. Люди участвуют, когда рассматривают себя как членов пострадавшей группы, испытывают возмущение от того, что с ними происходит, и думают, что могут изменить положение дел к лучшему. Иными словами, в толпе находятся люди, которые уже имеют определенный взгляд на происходящее и вряд ли изменят его под воздействием того, что им говорят. В то же время воздействие на людей, которые пришли из любопытства или под внешним давлением, ограничено вышеописанными факторами.

И наконец, в-четвертых, толпа — это кратковременное явление. Она живет от нескольких минут до нескольких часов (иногда суток), но не более. После того, как человек покидает толпу и возвращается к привычной активности, ее воздействие остается в прошлом. Конечно, человека могут заинтересовать какие-то идеи, ему может показаться, что у этих идей много сторонников. Однако, чтобы эффект сохранился надолго, в современном мире участия в одной акции недостаточно: необходима дальнейшая коммуникация с окружающими людьми.

ИСТОЧНИК: Постнаука https://postnauka.ru/faq/157144

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *