Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов критически высказался о новых образовательных стандартах, внедрение которых сейчас обсуждается в Министерстве образования и науки РФ. Как передает РБК, свои замечания Кузьминов высказал в письме к министру образования Ольге Васильевой. 

По мнению Кузьминова, проект надо дорабатывать, так как в нем много недочетов. Например, в нем нет специальных требований к изучению предметов на углубленном уровне. «В требованиях к учебным планам возможность углубленных курсов не раскрыта. Значит ли это, что стандарт не дает возможности углубленного или ускоренного освоения образовательных программ?» – спрашивает он в письме.

Кузьминов отмечает, что Минобрнауки хочет отказаться от проверки метапредметных знаний школьников после девятого класса во время государственной итоговой аттестации (ГИА). К ним, в частности, относятся критическое, творческое и аналитическое мышление и т. д.

Ректор ВШЭ обращает внимание на «небрежность» проекта образовательного стандарта по истории. Кроме того, он указал, что некоторые используемые в новых образовательных стандартах понятия, устарели с точки зрения современной науки. Например, используемые понятия «производительный и непроизводительный труд» Кузьминов называет «конструктом советской политэкономии».

В пресс-службе Минобрнауки сообщили, что замечания Кузьминова уже изучены и ответ на них будет дан в ближайшее время.

19 марта против новых образовательных стандартов в изучении литературы с открытым письмом выступили российские преподаватели словесности. Документ был опубликован на сайте «Гильдии словесников».

В обращении говорится, что новый стандарт грубо нарушает права детей, уже проучившихся по существующему стандарту до 6-го класса. «Приняв новый стандарт, Министерство образования дает право контролирующим органам ловить детей на незнании большого списка произведений. Прочитать и обсудить на уроках все включенные в программу (часть нового стандарта) тексты вдумчиво и качественно невозможно. Программа перегружена произведениями (двести тридцать пять произведений за пять лет обучения), зачастую объемными и имеющими сложную художественную природу. Это исключает возможность полноценного их освоения, создает риск формального, поверхностного разговора о них на уроке. Кроме того, в списке произведения второго и третьего ряда обозначены как обязательные для изучения, причем мотивы выбора тех или иных текстов непонятны», – сказано в письме.

Педагоги также отмечают, что в рамках предложенной версии стандарта учителя не смогут учитывать возрастные и психоэмоциональные особенности и возможности школьников, что подавляет мотивацию к чтению. «Программа исключает литературу, популярную среди детей: современную литературу, литературу, написанную для подростков. Таким образом, предложенный в проекте документа список произведений является серьезным шагом назад в построении программы по литературе, не учитывает интересов ученика и учителя, отстал от современной науки о литературе; он не берет в расчет изменившихся практик чтения, не отвечает вызовам времени», – сказано в письме.

Источник: “ZNAK”