Образование практически во всех развитых странах является для детей обязательным и бесплатным. Но силами волонтёров школы появляются и там, где, казалось бы, их не могло быть. А иногда необычные школы появляются и по воле государства и в тех самых развитых странах.

Майя Купусович

1. Китай – школа в пещере

Начальная школа Дунчжун была «построена» в 1984 году и находится в горной деревне Мяо. Это поселение располагается в одной из самых бедных провинций Китая – Гуйчжоу. Несмотря на то что в тех местах живёт лишь несколько сотен человек, это не стало помехой тому, чтобы основать собственную школу.

Провинция Гуйчжоу практически никак не поддерживается правительством, поэтому на средства из государственного бюджета жители рассчитывать не могли. Но мяо (группа народов в Китае) привыкли к препятствиям и лишениям, поэтому разместили школу для 186 учеников и восьми учителей в пещере (само название Дунчжун переводится с китайского как «внутри пещеры»). Чтобы попасть на уроки, многим детям нужно ежедневно несколько часов добираться до Дунчжун.

Образование практически во всех развитых странах является для детей обязательным и бесплатным. Но силами волонтёров школы появляются и там, где, казалось бы, их не могло быть. А иногда необычные школы появляются и по воле государства и в тех самых развитых странах.


2. Бангладеш – школы на лодках

Экосистема страны известна стихийными бедствиями в виде наводнений. Это не могло не сказаться на всех социальных сферах, в том числе на образовании. Восстанавливать разрушенные после потопа здания накладно и долго, а добираться до школ во время сезона дождей часто бывает очень сложно или и вовсе невозможно.

Местная некоммерческая организация Shidhulai Swanirvar Sangstha нашла решение для этой проблемы. «Вместо того чтобы ученики шли до школы, она сама к ним доберётся» – так сформулировал цели Мухаммед Резван, основатель организации, а практическим решением стали школы на лодках.

На сегодняшний день существует около ста лодочных школ, благодаря которым более 70 тысяч детей получили образование. Каждая из них оборудована солнечными батареями, водонепроницаемой крышей, библиотекой и даже компьютерным классом с доступом к интернету! По утрам мобильная школа приплывает за учениками, а позже развозит их по домам.


3. США – подземная школа

Сейчас холодная война осталась только на страницах учебников истории, но не так давно угроза ядерной атаки пугала миллионы людей по всему миру. Именно в те времена президент Соединённых Штатов Джон Кеннеди озаботился вопросом безопасности населения в случае ядерной войны. Он дал обещание возвести множество подземных объектов на случай, если опасения подтвердятся и возникнет острая необходимость спасать людей.

Начальная школа Або, открывшаяся в 1962 году, стала первым учебным заведением подобного типа. Подземная школа-бомбоубежище располагалась в городе Артижа, штат Нью-Мексико, и была оборудована всем необходимым для защиты и проживания более двух тысяч людей в экстренных условиях.

Три входа с 800-килограммовыми дверями, дезактивационный душ, собственный энергетический генератор и система кондиционирования – всё это находилось в Або, способной выдержать удар бомбы силой в 20 мегатонн. Однако ядерная угроза миновала, а вместе с этим отпала необходимость в подобных стратегических объектах. Это привело к тому, что в 1995 году школа была закрыта, так как обходилась государству слишком дорого.


4. Индия – школы на железнодорожных платформах

Несмотря на бесчисленные архитектурные, природные и другие богатства, около 75% населения Индии живёт в нищете. У многих детей нет возможности получать достойное образование, так как они вынуждены искать средства для выживания. Один из наиболее ходовых способов «заработать» на пропитание – попрошайничать.

Учительница Индержит Хурана по дороге на работу постоянно замечала таких маленьких попрошаек на вокзалах и понимала, что у этих детей нет ни возможности, ни желания учиться. Задумавшись над решением проблемы, Индержит решила основать школу прямо на железнодорожных платформах.

Образование практически во всех развитых странах является для детей обязательным и бесплатным. Но силами волонтёров школы появляются и там, где, казалось бы, их не могло быть. А иногда необычные школы появляются и по воле государства и в тех самых развитых странах.

1. Китай – школа в пещере

Начальная школа Дунчжун была «построена» в 1984 году и находится в горной деревне Мяо. Это поселение располагается в одной из самых бедных провинций Китая – Гуйчжоу. Несмотря на то что в тех местах живёт лишь несколько сотен человек, это не стало помехой тому, чтобы основать собственную школу.

Провинция Гуйчжоу практически никак не поддерживается правительством, поэтому на средства из государственного бюджета жители рассчитывать не могли. Но мяо (группа народов в Китае) привыкли к препятствиям и лишениям, поэтому разместили школу для 186 учеников и восьми учителей в пещере (само название Дунчжун переводится с китайского как «внутри пещеры»). Чтобы попасть на уроки, многим детям нужно ежедневно несколько часов добираться до Дунчжун.

В 2011 году правительство Китая настояло на закрытии школы со словами: «Китай – это не общество пещерных людей». Несмотря на обещания властей построить подобающее учебное заведение, которое бы соответствовало принятым нормам, школы здесь так и нет.


2. Бангладеш – школы на лодках

Экосистема страны известна стихийными бедствиями в виде наводнений. Это не могло не сказаться на всех социальных сферах, в том числе на образовании. Восстанавливать разрушенные после потопа здания накладно и долго, а добираться до школ во время сезона дождей часто бывает очень сложно или и вовсе невозможно.

Местная некоммерческая организация Shidhulai Swanirvar Sangstha нашла решение для этой проблемы. «Вместо того чтобы ученики шли до школы, она сама к ним доберётся» – так сформулировал цели Мухаммед Резван, основатель организации, а практическим решением стали школы на лодках.

На сегодняшний день существует около ста лодочных школ, благодаря которым более 70 тысяч детей получили образование. Каждая из них оборудована солнечными батареями, водонепроницаемой крышей, библиотекой и даже компьютерным классом с доступом к интернету! По утрам мобильная школа приплывает за учениками, а позже развозит их по домам.


3. США – подземная школа

Сейчас холодная война осталась только на страницах учебников истории, но не так давно угроза ядерной атаки пугала миллионы людей по всему миру. Именно в те времена президент Соединённых Штатов Джон Кеннеди озаботился вопросом безопасности населения в случае ядерной войны. Он дал обещание возвести множество подземных объектов на случай, если опасения подтвердятся и возникнет острая необходимость спасать людей.

Начальная школа Або, открывшаяся в 1962 году, стала первым учебным заведением подобного типа. Подземная школа-бомбоубежище располагалась в городе Артижа, штат Нью-Мексико, и была оборудована всем необходимым для защиты и проживания более двух тысяч людей в экстренных условиях.

Три входа с 800-килограммовыми дверями, дезактивационный душ, собственный энергетический генератор и система кондиционирования – всё это находилось в Або, способной выдержать удар бомбы силой в 20 мегатонн. Однако ядерная угроза миновала, а вместе с этим отпала необходимость в подобных стратегических объектах. Это привело к тому, что в 1995 году школа была закрыта, так как обходилась государству слишком дорого.


4. Индия – школы на железнодорожных платформах

Несмотря на бесчисленные архитектурные, природные и другие богатства, около 75% населения Индии живёт в нищете. У многих детей нет возможности получать достойное образование, так как они вынуждены искать средства для выживания. Один из наиболее ходовых способов «заработать» на пропитание – попрошайничать.

Учительница Индержит Хурана по дороге на работу постоянно замечала таких маленьких попрошаек на вокзалах и понимала, что у этих детей нет ни возможности, ни желания учиться. Задумавшись над решением проблемы, Индержит решила основать школу прямо на железнодорожных платформах.

Так в 1985 году появилась организация Ruchika Social Service Organization (RSSO), которая занялась борьбой с безграмотностью среди бедного населения страны. Благодаря стараниям Индержит и волонтёров RSSO сегодня существует уже десять подобных школ. С их помощью более четырёх тысяч беспризорных детей получили образование и другую необходимую помощь.


5. Индия – школа под мостом

Простой хозяин магазина Раджеш Кумар Шарма, как и Индержит Хурана, однажды задался вопросом, как детям из бедных семей получить образование. Решением стало пространство под железнодорожным мостом – именно здесь в 2006 году Раджеш открыл импровизированную школу.

рохот от проезжающих поездов, отсутствие стульев, парт, а также грязь и пыль не стали преградами для ребят: они ходят в школу добровольно и с интересом получают знания, которые могут помочь выбраться из трущоб. Школа работает в несколько смен: первые два часа утром её посещают мальчики, а днём учиться приходят девочки. «Образование – это главное право и сила для ребёнка. Если дети не получают образование, это разрушает их жизнь», – говорил Раджеш в интервью. У школы, кстати, есть даже своя страница в фейсбуке.

Источник: «Мел»