В Ельцин Центре открылась ретроспективная юбилейная выставка «Люди» известного фотографа и журналиста Юрия Роста. В её экспозицию вошли более ста сюжетов и двухсот фотографий, созданных за шестьдесят лет творческой жизни.

Юбиляр, несмотря на солидный возраст, не ищет покоя. В настоящий момент он является обозревателем и фотокорреспондентом «Новой газеты», автором и ведущим документального цикла «Рэгтайм, или Разорванное время» на телеканале «Культура», автором фотолетописи «Групповой портрет на фоне века» и «Групповой портрет на фоне мира». Готовит к изданию последнюю часть трилогии – «Групповой портрет на фоне жизни», куда войдут снимки и тексты новой выставки.


Открытие выставки «Люди» Юрия Роста

Его героями становятся как великие деятели культуры – Сергей Параджанов, Фаина Раневская, Булат Окуджава, Галина Уланова, Владимир Спиваков, Белла Ахмадулина, Дмитрий Лихачев, – так и очень простые люди из самых отдалённых уголков России. Каждый человек на снимке становится таким же значимым для зрителя, как и для автора. Рост – продолжатель традиции гуманистической фотографии Картье-Брессона. Он дает возможность зрителю вглядываться в лица и души людей и видеть их особенную человечность. Его фотографии – повесть о больших людях в большой стране.


Татьяна Юмашева. Открытие выставки «Люди» Юрия Роста

На открытии выставки присутствовали юбиляр, Татьяна и Валентин Юмашевы, куратор выставки Елена Мисаланди. Открыл выставку руководитель Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских. Он предоставил слово члену попечительского совета Президентского центра Б.Н. Ельцина советнику президента РФ Валентину Юмашеву:

– Добрый вечер, друзья! Чрезвычайно рад, что сегодня в Ельцин Центре мы открываем выставку замечательный человека – Юрия Михайловича Роста. Так сложилась судьба, мне посчастливилось с ним работать. Помню маленький эпизод из нашей жизни, который произошел почти сорок лет назад. Юрий напечатал не очень большую в масштабах газеты заметку про собаку, которая потерялась в аэропорту и каждый день встречала самолёты в надежде вернуть хозяина. Вы не представляете, что случилось с газетой. Она просто перестала работать, потому, что в редакцию начали поступать мешки писем со всей страны. Юрий устроил судьбу этой собаки и благодаря ему у этой истории был хороший конец. Но это только маленький эпизод из его жизни. К счастью, Юрию не двадцать лет, а чуть больше, и таких историй у него тысячи. Мы с вами можем увидеть совершенно удивительные фотографии людей, которые составляют славу и гордость нашей страны. Например, Татьяна Тарасова, заслуженный тренер, воспитавшая не одного олимпийского чемпиона. На фотографии она совсем ещё девочка. Или академик Сахаров, здесь ему не больше сорока лет. У нас есть возможность увидеть весь цвет русской интеллигенции, лучших людей России и даже ещё Советского Союза. Юрий Михайлович дружил и продолжает дружить с удивительными людьми. В мире есть хорошие фотографы и замечательные журналисты, но, на мой взгляд, только один человек который фантастически пишет и фантастически снимает – это он. Огромное ему спасибо!

Проект стал возможен благодаря партнерству Ельцин Центра с московским Мультимедиа Арт музеем. Куратор выставки Елена Мисаланди призналась, что рада представлять одного из самых любимых авторов московского Дома фотографии. Она рассказала о замечательной традиции каждые пять лет к юбилею Юрия Роста устраивать очередную отчётную выставку.

– Так случилось и в этом году. В Московском манеже прошла юбилейная выставка, на мой взгляд совершенно особенная по интонации, очень пронзительная, потому, что нет ничего интереснее в искусстве, чем сам человек. И никто, кроме Юрия Роста не напишет лучше и не снимет лучше этого человека. Мы рады, что эту выставку увидят не только москвичи. Важно отметить, что эта выставка в Арт-галерее Ельцин Центра получилась необыкновенно красивой. Благодаря особенности пространства, она здесь выглядит лучше, чем в Московском манеже. Это пространство придало выставке новый смысл, ты не знаешь, что ждет тебя за поворотом, какой человек встретится тебе. Я рада за тех, кто придёт на выставку. Смотрите не только фотографии, читайте, вникайте в эти замечательные тексты, – сказала Мисаланди.

Рост поблагодарил вдохновительницу выставки – Ольгу Свиблову.

– После жутких скандалов, ночной ругани, переходящей все границы, мы всё-таки пришли к единому мнению, – рассказал юбиляр. – Мы придумали такую форму, которая объединила тексты и фотографии. Благодарю моих друзей Таню и Валю (Юмашевых – ред.) Я попал сюда явно по блату. Когда-то Наина Иосифовна приглашала меня выпить ее фирменной ельцинской наливки за открытие Центра, но что-то не срослось тогда. И всё же я приехал в этот фантастический дом со своим имуществом, и это имущество предлагаю вам. Мне не стыдно ни за одну фотографию. Они все здесь для вас. Не торопитесь. Пообщаетесь с ними. Придите ещё раз. Всем нам в этом мире нужен человек, который, как сказал Брэдбери, возьмёт нас за руку и переведет через ночь. Не я этот человек. Ищите на фотографии. Эти люди всегда будут обращены к вам тем, что они создали, тем, что прибавили к нашему миру, а прибавили они хотя бы одно доброе дело. Посмотрите на эти лица. Вот это десять братьев, которые ушли на войну и все (!) – это единственный случай в истории – все остались живы. Все вернулись домой к своей матери. Это ли не чудо? Посмотрите на эту фотографию, на эту готическую красоту дирижера Мравинского, для которого музыка – вся его жизнь. Или эти свинарки, которые работают с большим достоинством в тяжелейших условиях, и посмотрите, поросятки у них ухоженные и невероятно чистенькие. За каждой фотографией не просто история, а еще и чья-то жизнь. Валентин рассказал про собаку, эта история преследует меня всю жизнь. Для меня большой подарок быть представленным в этом замечательном месте.

Незадолго до открытия выставки Юрий Рост посетил Музей первого Президента России Бориса Ельцина.

Юрий Рост и Дина Сорокина в Музее Ельцина

– Мне показалось, что это очень интересный музей. Он хорошо сделан. В нём достойно представлена не только жизнь президента, но и всей страны. Очень полезный музей, и люди, которые приезжают в город, должны обязательно посетить его.

– То, что вы увидели, совпало с вашим восприятием 90-х?

– У каждого своё представление о них. Поскольку я не жил жизнью президента, я не могу представить, как чувствовал себя он. Вот я зашел в его кабинет, он намного скромнее кабинета нынешнего президента. Судя по всему, и жизнь его была скромнее. В нём было много обаяния. Он, конечно, был человек не простой и наследие нам оставил не простое. Но его безусловными завоеваниями были свобода и воля. Жили не богато, период был тяжёлый – переход от одной формации к другой. Не знаю, кто бы лучше него справился с тем количеством проблем, которые на него навалились. Что касается страны, которая ему досталась – ну, какая есть. Музей хороший. Впечатляют залы, посвящённые путчу и прошлой жизни в ХХ веке. Очень толковая экспозиция – можно узнать всё, что хочешь. Ничего похожего в стране нет. Разве только Музей толерантности в Москве, где тоже использованы современные технологии. Вся история окрашена тем, что Ельцин всё-таки был местным уроженцем. Это надо понимать и гордиться им. Он сделал много хорошего. Я, честно говоря, ждал, что после него не будет хуже, но стало хуже. Конечно, жить стало веселее, взять хотя бы разгоны демонстраций и этих космонавтов на улицах Москвы, защищённых до зубов. При Ельцине такого не было. В нём не было злопамятности – это большое достоинство для политика. Он был здоровый, красивый, очень обаятельный человек.

– Интернет изменил вашу профессию?

– Мою – нет. Я его использую как справочное подспорье. Если раньше надо было искать словарь, тратить время, то сейчас я могу залезть в интернет и, будучи уверенным, что там всё правильно, воспользоваться этой информацией.

– Ну, хорошо, а приход цифры повлиял на профессию?

– Упростил, да. Разве пишущая машинка изменила литературу? Вон Николай Васильевич чего только руками не понаписывал. Или Александр Сергеевич. Или Лев Николаевич со своей несчастной женой, которая переписывала по семь раз «Войну и мир». Компьютер – та же машинка. Просто удобнее. То, что раньше надо было замазывать, сейчас просто стираешь клавишей. Всё время что-то происходит. Мир меняется. Нынешнее поколение не знает, зачем продают перьевые ручки за три или пять тысяч рублей. Смотрят и не понимают? Зачем чернила покупать, зачем заправлять, когда можно шариком написать, а еще лучше в телефоне пальчиком набрать.

Эта телефонная свобода, с моей точки зрения, очень сомнительна. Старик Оруэлл не предвидел, что настанет время, когда люди сами на себя будут составлять досье, куда пошли, с кем выпивали, о чём говорили. Благодаря интернету, мы все живём под одним грандиозным колпаком.

– Вас это не напрягает?

– Это неприятно, но я смартфонами почти не пользуюсь. У меня – Nokia 2002 года.

– Кнопочная?

– Да, и она меня устраивает. Врать не буду, есть у меня смартфон, но он большей частью выключен. Я пользуюсь им как компьютером, не тащить же за собой ноутбук, а так стараюсь минимизировать общение с ним.

– Чем вы сегодня занимаетесь?

– Открыли выставку. Ещё будет выставка в Падуе, в Италии. Игрушечная выставка – хороший повод чтобы съездить в солнечную Падую. Погода там хорошая. Можно походить по музеям в белой соломенной шляпе. Кроме того, есть два издания, которые меня сегодня волнуют. Одно из них о людях, фотографии которых представлены на этой выставке. Другая книга сложнее, третья часть моей трилогии. Две части уже вышли, внушительные тома, каждый по три килограмма.

– Почти как ребёнок?

– Так и есть. Одна книга называется «Групповой портрет на фоне века». Это любимый ребёнок. Чёрно-белая книга с одним цветовым пятном. Выставка тоже чёрно-белая. Цветовое пятно то же самое, что и в книге – яркий апельсин. Готовую книгу пришлось везти в другую типографию и там, методом шелкографии допечатывать один апельсин. Книга собрала фотографии того времени, когда у нас была неразделенная страна – Советский Союз. Там собраны люди, из разных уголков Советского Союза – теперь уже из разных стран.

Вторая книга называется «Групповой портрет на фоне мира», она сделана так, что фотографии людей в основном чёрно-белые. А мир, наоборот, весь цветной. Альбом, как торт «Наполеон», состоит из слоев – цветных и чёрно-белых. Мир предстает таким, каким он был создан. В нем нет ни проводов, ни технических достижений. Есть четыре цветных путешествия. Мустанг – королевство на границе с Тибетом. Путешествие через океан под парусом на маленькой шхуне. Испытание глубоководных аппаратов. И большой раздел, посвященный Тонино Гуэрра. Когда-то он убеждал меня, что Рим – это не Италия. И Москва – это не Россия. Мы с ним путешествовали по Италии два дня.

Если у меня хватит сил дописать книгу, она будет называться «Групповой портрет на фоне жизни». На нашей выставке есть тексты из неё. Их нет в других книгах. Некоторые вы увидите впервые. Это большие тексты и очень личные. Вот чем я сейчас занимаюсь. Есть ещё игрушечная серия – 9 томов, но маленьких. Ну, и потом существует ещё и телевизионная программа Regtime на канале «Культура». Чем буду заниматься потом? Когда освобожусь, тогда и буду думать. Лишь бы хватило сил.

17 апреля в Образовательном центре состоялся творческий вечер Юрия Роста. Поклонников творчества знаменитого фотокорреспондента оказалось так много, что слушали его и за пределами аудитории. За каждой фотографией, об этом Рост говорил на открытии выставки, стоит отдельная человеческая история. Это самое интересное в нашей работе, утверждает самый известный фотодокументалист России. И он с удовольствием, артистично, в лицах, с большой долей юмора и самоиронии рассказывает их. Встреча продолжалась более двух часов. Но и потом поклонники не отпускали гостя. Вопросы, выражение благодарности, советы мастера начинающим фотографам, автографы. Общение продолжилось в кулуарах и завершилось в кафе «1991».

Автор: Татьяна Филиппова