Ребёнок только собирается в первый класс, а вы уже присматриваете для него зарубежный университет? Или изучаете списки лучших вузов России? Вооружайтесь не только теорией, но и практикой – спецкор «Мела» в Лондоне побывала на международной образовательной конференции EdTech и рассказывает, как изменится высшее образование к 2030 году.


Юлия Давыдова

1. Онлайн-обучение и индивидуальный подход

Университеты никуда не денутся, и престиж вузов тоже останется на высоте. Более того, по прогнозам, к 2030 году только в США количество студентов увеличится на 14 миллионов человек в год. Чтобы обеспечить каждому место, придется открывать новые вузы еженедельно, что, разумеется, нереально. На помощь придут онлайн-университеты, которые с каждым годом будут повышать качество услуг и вводить системы индивидуального подхода.

Например, часть университетских курсов школьники смогут пройти ещё до поступления, а полученные баллы зачтутся им в будущем. Сейчас такую систему разрабатывает известная обучающая платформа FutureLearn. По прогнозам её создателей, уже в ближайшие годы талантливые школьники смогут составить себе индивидуальный академический маршрут.


2. Не Гарвардом единым

Стоимость обучения в десятке крупнейших вузов мира достигла заоблачных высот, но это не останавливает абитуриентов. Они продолжают бороться за места, копить деньги на учёбу, искать возможность получения грантов и стипендий и мечтать о заветном Оксфорде. Между тем региональные европейские и американские вузы уже сегодня дают студентам настолько же актуальные знания, причём за вполне разумные деньги. Среди их преподавателей нет светил мировой науки и руководителей крупнейших корпораций, зато там много продвинутых, увлечённых именно преподаванием и своим предметом профессоров.

Между прочим, среди основателей 20 самых успешных мировых корпораций есть только один выпускник университета Лиги плюща – это глава Amazon Джефф Безос. Все остальные топ-менеджеры окончили региональные вузы. То есть для создания успешного бизнеса вовсе не обязательно «поступить в Гарвард или умереть». Качественного, фундаментального образования и собственных лидерских качеств будет вполне достаточно. И, по прогнозам специалистов, в ближайшие десять лет тренд на региональное образование будет только усиливаться: и коммерческим структурам, и государству интересно и выгодно привлекать и удерживать талантливую молодёжь в регионах.

3. Роботизация, машинное обучение, искусственный интеллект

Времена, когда индивидуальный план обучения мог составить только человек с опытом, знаниями, специальным образованием, заканчиваются. В государственных школах Англии, например, уже сейчас применяют компьютерные программы, которые могут дать домашнее задание, подстраиваясь под уровень конкретного школьника.

Одна такая программа (разработка бренда Tassomai) может работать примерно с сотней тысяч учеников. Она учитывает темп каждого школьника, распознаёт его пробелы в учёбе и индивидуально подбирает вопросы. Учителю, конечно, всё равно приходится напоминать про домашку и контролировать процесс, но нагрузка всё же становится гораздо меньше. Достаточно одного беглого взгляда на экран, и ты видишь ситуацию по всему классу – программа маркирует глубину понимания и успехи детей с помощью точек разного цвета и размера.

На конференции в Лондоне учителя даже не обсуждали, нужна ли им такая программа. Она сразу пытались выяснить её преимущества и узнать, во сколько им обойдётся установка подобного ПО в их школах.

Дело вовсе не в том, что преподаватели массово обленились и хотят спихнуть часть своей работы на искусственный интеллект

Просто, помимо прочего, такие программы реально помогают поднять успеваемость (а значит, повысить рейтинг школы и учительские зарплаты). Это ещё один яркий пример применения машинного обучения: школ и учеников становится всё больше, а индивидуальный подход при этом не теряется. Наоборот, становится ещё более точным.

Помимо роботизации процессов, в образовании всё чаще используется искусственный интеллект. Тысячам студентов из США, например, успешно помогают чат-боты – первый из них появился в Университете Джорджии. Бот оперативно отвечал на вопросы студентов в любое время суток, его целью было снизить преподавательскую и административную нагрузку в университете. Ещё одно преимущество искусственного интеллекта – общаясь с ботом, студенты не стеснялись задавать глупые вопросы и не боялись показаться некомпетентными, уточняя что-то непонятное.

Эксперты утверждают, что не за горами времена, когда искусственный интеллект будет выставлять отметки. Предполагается, что таким образом можно будет добиться более объективной оценки знаний студента, на которую не повлияют ни личные предпочтения преподавателя (пока, любимчики!), ни его усталость, ни другие человеческие факторы.


4. Мы будем учить друг друга

Уже сегодня западный тренд peer to peer (друг другу) активно применяют в офисах, в быту и, конечно, в образовании. Крупные онлайн-университеты вроде Futurе Learn открыто говорят об этом – нехватка педагогических кадров и возрастающее число студентов могли бы привести к коллапсу, если бы не возможность перенимать знания друг от друга, внутри студенческой среды. А также от специалистов в своей области напрямую.

Действительно, отсутствие барьеров, возможность напрямую пообщаться с экспертом из любой сферы может упразднить производственные практики, семинары, практические работы – и разгрузить преподавателей и студентов. Быть специалистом в своём деле сегодня выгодно как никогда. Потому что теперь вы напрямую можете продать в том числе и свои знания.


5. Глобализация знаний

К 2030 году границы между рынками – если Россия, конечно, не пойдёт своим, особенным путём – станут совсем прозрачными. Вернее, их вообще не будет. Уже сейчас получить знания на Coursera или Future Learn можно из любой точки мира. В дальнейшем качество образования будет только повышаться, а процесс сдачи онлайн-экзаменов – усложняться.

Веб-камеры смогут следить за вашим поведением (не смотрит ли ученик в сторону, нет ли посторонних голосов), и в случае подозрительных сигналов к наблюдению за студентом подключится живой куратор. В России, кстати, тоже активно практикуется онлайн-обучение: от бесплатных лекториев вроде Arzamas до онлайн-агрегаторов академических курсов – Khan Academy, Udemy и других.

Попытки государства сделать централизованную платформу при этом пока не увенчались успехом. Хочется верить, что это не станет препятствием для дальнейшей работы и усовершенствования процессов. Потому что самый главный тренд будущего – это всё-таки знания, а не школьные оценки или баллы за ЕГЭ.

Источник: «Мел»