Если важность игры в детском саду не вызывает сомнений, то уже во втором классе школы игровой элемент уходит почти полностью. Основатель образовательной платформы по обучению программированию «Кодвардс» Максим Волошин встретился с Джорданом Шапиро, автором концепции применения цифровых игр в образовании, и узнал, почему сейчас школа учит только молчать и слушаться и что должно измениться.

Отличие game-based learning от геймификации

Сегодня не существует чёткого определения этих терминов, потому что нет никакого официального сообщества, которое могло бы их сформулировать и говорить, что можно отнести к game-based learning, а что нет.

Термин «геймификация» чаще всего используют в бизнесе, менеджменте и обучении. Он состоит из комбинации стимулов, мотивации и наград. Когда я только начинал говорить и писать о видеоиграх и других играх в обучении, то был противником этого термина. Казалось, что геймификация и так уже давно есть в нашей жизни, это не что-то новое. Во многих областях система мотивации и наград нам очень привычна. Я не видел смысла в том, чтобы и дальше просто заменять оценки золотыми звёздочками.

Чтобы понять, что такое game-based learning, нужно для начала определить, что точно нельзя назвать этим термином

Вспомним сюжет первых обучающих видеоигр: на экране появляется огромный космический корабль и математический пример — нужно написать, сколько будет 1+1. Ребёнок вбивает верный ответ, и корабль отправляется в космос. Это не game-based learning, это всего лишь анимация, которой его награждают за правильный ответ.

Game-based learning — это необходимость решить какую-то проблему, чтобы найти правильный ответ и выиграть. Человек должен встроиться в эту головоломку. В каждой игре существует своя система смыслов, которая погружает вас в определённый контекст и учит понимать особый язык, чтобы в ней преуспеть. И это относится не только к играм на компьютере, такое есть и в классических офлайн-играх.


Как использовать game-based learning в школах

В самой организации школы уже заложено много игровых механик. Дети учатся по своим правилам, а учитель преподаёт по своим. У всех есть определённые награды за следование правилам этой игры.

Обычно все понимают, как применять игровой подход в обучении маленьких детей. Например, в первом классе или детском саду мы учим детей считать с помощью предметов, которые их окружают, стульев, на которых они сидят, придумываем интересные игровые аналогии. Это отлично работает.

Ближе ко второму классу многие школы сразу же переходят к системе тестов и оценок. Игра исчезает из всех предметов, а единственная, которая остаётся, заключена в самой системе: дети должны хорошо и молча сидеть, слушать, что говорит учитель, а затем правильно отвечать на вопросы. Поэтому мы так часто слышим, как люди жалуются, что только этому их и научили в школе: молчать, слушаться и давать правильные ответы, чтобы избежать проблем. Ведь в классе установлены такие правила игры. Я хотел бы, чтобы они изменились.

Я хочу, чтобы новыми обязательными правилами в школе было умение думать и критически мыслить. А это требует совершенно другой системы оценивания

Важный момент, который есть во многих видеоиграх, — это условия для перехода на следующий уровень. Вы не продвинетесь на вторую ступень, пока не освоите навыки первой, то есть вы должны достигнуть некоего мастерства в нём. В школах сейчас немного другая ситуация.

Детей заваливают тестами, и если они не совсем полностью провалили их, то сразу переводят на следующий уровень, практически вне зависимости от результата. Это бессмыслица. И в результате есть множество учеников, у которых не хватает знаний для решения задач по алгебре. А всё потому, что они набрали 75 баллов в тесте, когда на деле требуются все 100 (то самое мастерство), чтобы перейти к следующему уровню. Ученики оказываются в постоянной погоне за неусвоенным материалом.


Почему не нужно бояться видеоигр

Смартфоны и игры в сети сегодня полностью заполняют нашу жизнь. Я думаю, мы слишком часто стали зацикливаться на том, какие навыки лучше всего развивать с их помощью.

На деле нужно задаваться вопросом, как мы можем с помощью смартфонов и игр реализовывать классические знания, применять их в цифровой среде. Многие из нас уже используют цифровые технологии в профессиональной и даже личной жизни. Нужно дать возможность детям увидеть, как это происходит. Показать, как они могут использовать математику в онлайн-проектах и гугл-таблицах или учить основы программирования в младших классах, управляя роботами в играх.

Источник: «Мел»