Становление глобального инновационного общества знаний актуализировало потребность подготовки в педагогическом университете конкурентоспособных выпускников, готовых свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в динамично изменяющихся условиях профессии, выстраивать жизненную перспективу личностного и карьерного роста независимо от возраста.

Автор: Надежда Иванищева 
Канд. пед. наук, доцент кафедры экономической географии и методики преподавания географии, докторант кафедры общей педагогики  ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

В этой связи действенным средством выступает освоение студентом в социокультурной образовательной среде университета основ андрагогики, обеспечивающей расширение диапазона междисциплинарных знаний о взрослом человеке, как субъекте различных видов деятельности и носителе многообразных социальных ролей, а также формирование мотивации на непрерывное образование в течение всей жизни [2].

Анализ теоретических источников свидетельствует, что в отечественной науке не сложилось однозначного понимания сущности андрагогики, нет ее легитимного, общепризнанного определения. Андрагогика (греч. andros – «взрослый человек», agoge – «руководство», «воспитание») трактуется учеными как:

  • наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность взрослых обучающихся и обучающих по организации процесса обучения (С.И. Змеев) [4, с. 97];
  • § область научного знания, сфера социальной практики, учебная дисциплина познающая и обогащающая практику обучения взрослых, позволяющая обоснованно формулировать и реализовывать образовательные цели взрослых в контексте «пожизненного» образования (И.А. Колесникова) [7,с. 5 – 6];
  • § научно-практическая область, которая исследует и определяет закономерности образовательной деятельности взрослых (Т.А. Василькова) [3, с. 15];
  • наука и научная дисциплина о теории и методике образования взрослых в контексте непрерывного становления личности, область профессионально-педагогического знания и социальной практики (В.И. Подобед, А.Е. Марон) [8, с. 4].

В проводимом исследовании на базе ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» мы определяем андрагогику как явление, связанное с вузовским образованием в двух аспектах: во-первых, это самостоятельная отрасль педагогической науки об организации образования студентов как взрослеющих людей в социокультурной образовательной среде университета; во-вторых, андрагогика – это теория, целостная система знаний о взрослом человеке и особенностях организации его образования, имеющего индивидуальный опыт и совершенно иную мотивацию в отличие от ребенка или подростка на непрерывное приобретение «полезных знаний» безотлагательно применимых «здесь и сейчас» в реальной жизни. Для студентов педагогического университета знание основ андрагогики особенно важно, поскольку в будущей профессиональной деятельности им предстоит взаимодействовать с разными (по возрасту, карьерному статусу, социальному положению) категориями взрослых в общеобразовательных школах, учреждениях культуры и дополнительного образования, центрах социального обслуживания населения и т.д. Это требует междисциплинарных знаний о взрослом человеке [5].

Анализ результатов образовательной практики и проведенных исследований подтверждают, что андрагогика составляет основу структурирования содержания педагогического знания о взрослом человеке и содержит методологические представления о нем и особенностях его образования в разные периоды сознательной жизни. В этом смысле андрагогика выступает неотъемлемым компонентом образования студента педагогического университета, так как в прикладном отношении она способствует приобретению знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, необходимых для успешной работы в любой сфере деятельности, в которой участвуют взрослые люди. Сегодня от каждого специалиста, стремящегося компетентно выполнять свои непосредственные профессиональные обязанности при работе со взрослыми людьми, требуется владение основами андрагогики. Следовательно, андрагогика оказывается необходимой будущему педагогу уже в процессе получения профессионального образования.

В ФГОС третьего поколения социокультурная образовательная среда университета выделена как необходимое условие освоения компетентностно-ориентированной основной образовательной программы высшего многоуровневого образования, личностного становления взрослеющего студента, формирования его общекультурных и профессиональных компетенций. Социокультурная среда университета рассматривается Е.А. Бурдуковской как «пространство совместной жизнедеятельности студентов, преподавателей, сотрудников, структура которого детерминирована особенностями образовательного учреждения в обеспечении выбора ценностей, освоения культуры, жизненных смыслов, способов культурной самореализации, раскрытия индивидуальных ресурсов личности» [1, с. 13].

Исследование образовательной среды вуза, выполненное коллективом ученых,  возглавляемым И.А. Зимней, позволило выделить структурные элементы социокультурной среды университета: личность преподавателя, ее воспитательное воздействие; воспитательный потенциал предметного содержания учебных дисциплин; субъектно-субъектная схема педагогического взаимодействия (диалогичность общения); проблемность в методах преподавания, реализация задачного подхода;  активизация интеллектуального, творческого роста личности, включенность студентов в исследовательскую работу; создание благоприятного психологического климата; включение студентов в общественно значимые поручения, общественно-полезную деятельность; организация наглядной культурно-просветительской работы; пропаганда здорового образа жизни как ценности, профилактика курения, алкоголизма; культивирование чувства гражданской ответственности, значимости активной гражданской позиции [6]. Социокультурная образовательная среда университета обеспечивает активизацию познавательной самостоятельной деятельности студента как сознательного взрослеющего субъекта, где значимой выступает способность усвоения и воспроизводства духовно-практического опыта человечества, социальных норм общественного общежития, что обнаруживает необходимость целевого построения педагогического взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе с учетом имеющихся достижений андрагогики. Кроме того, социокультурная образовательная среда университета несет в себе определенные способы взаимодействия студента с окружающей его действительностью и самим собой, выступает необходимым условием и фактором его успешной адаптации к определенной культурной среде, а через нее – к обществу в целом. Каждый индивид по мере своей социализации включается в культуру, постепенно расширяет и углубляет социокультурные интересы, идеалы, усваивает устоявшиеся ценности, социальные роли, приобретает опыт поведения и самореализации в среде жизнедеятельности по-взрослому. На наш взгляд, построение эффективных взаимодействий между разновозрастными и разностатусными субъектами социокультурной образовательной среды университета возможно посредством культуры взаимоотношений (диалогичности общения).

Насыщение социокультурной образовательной среды университета ресурсами андрагогики (формы, методы, технологии образования взрослых) создает основу для успешного выстраивания студентом стратегии на непрерывное образование в течение всей жизни с целью повышения профессиональной компетентности. Идея пожизненного образования касается базовой подготовки бакалавра любого профиля. Невиданные в истории человечества темпы технического прогресса, стремительный рост объемов знания и развитие способов его передачи сделали невозможным раз и навсегда качественно подготовить человека к профессиональной деятельности из-за быстрого устаревания знаний, а также сокращающегося жизненного цикла многих профессий на рынке труда и появления новых профессий. Образно говоря, профессиональные знания стали устаревать на протяжении жизни одного поколения. По этой причине бесперспективным стал «специалитет», и в обществе появился запрос на выделение базовой подготовки с разбивкой ее на отдельные учебные циклы. Циклу общей профессиональной подготовки стал соответствовать бакалавриат, а углубленной и специализированной – магистратура. Преемственность уровней высшего образования обеспечивает непрерывную подготовку будущего педагога, в которой значительно усилена роль принципа индивидуализации обучения в процессе прохождения образовательного маршрута по гибкому учебному плану (индивидуальной траектории обучения) с преобладанием курсов по выбору. Высокая степень индивидуализации процесса обучения студента (особенно в магистратуре) позволяет ему, как взрослеющему обучающемуся, самореализоваться как личности в университете и в предстоящей профессиональной деятельности с разными категориями взрослых (родители, классный руководитель, психолог и социальный педагог школы и т.д.). По мере взросления, при переходе с курса на курс у студентов под влиянием социокультурной образовательной среды университета  и более широкого социального контекста жизни меняются мотивы учения. Это обусловлено, в первую очередь, процессом профессиональной идентификации, осознанием роли образования в последующей жизнедеятельности для личностного и профессионального роста. Вполне естественно, это процесс сугубо индивидуальный. Анализ практики показывает, что  опора  на личностный жизненный опыт обучающегося способствует большей мотивации учения и создает возможность войти в систему пожизненного образования (и самообразования), в которой за базовой подготовкой последует череда периодов учебы и работы. Процесс профессиональной подготовки в бакалавриате/магистратуре основан на актуализации жизненного опыта обучающегося, его интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. Опыт используется в качестве одного из ведущих ресурсов обучения. Обретение в процессе жизненного опыта знания (истины, веры) и есть образование (Д. Дьюи). Более того, овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта использования знаний за пределами дисциплин (модулей), в содержании которых они представлены, в нетиповых ситуациях.

Таким образом, необходимо базироваться на использовании в педагогическом университете ресурсов андрагогики, содействующих взрослению студента, проявлению им большей самостоятельности и ответственности (как основных показателей становления взрослости) в проектировании индивидуальной траектории образования и непрерывного самообразования в течение всей жизни. Целевые ориентиры и ценностные основания концепций, моделей и технологий андрагогики в социокультурной образовательной среде университета направлены на культивирование субъектности педагога в деятельности и формирование личностной позиции студента во взаимодействии с социумом, окружающими людьми разного возраста, профессионального статуса и социального положения.

 

Литература

  1. Бурдуковская Е.А. Социокультурная среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента: автореф. дис. … к.п.н. – Комсомольск-на-Амуре, 2004. – 24 с.
  2. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: монография. – СПб.: СПбАППО, 2008. – 155 с.; Горшкова В.В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования: монография. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2004. –148 с.; Орланова А.И. Обществу знаний – непрерывное образование // Высшее образование в России. – 2011. – № 2. – С. 114 – 120; Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. – М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. – 232 с.
  3. Василькова  Т.А. Основы андрагогики: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2009. – 256 с.
  4. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 272 с.
  5. Иванищева Н.А. Андрагогика в многоуровневом образовании университета (профессиональная подготовка бакалавра): учеб. пособие. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. – 244 с.
  6. Качество образовательной среды вузов как комплексное условие обеспечения социально значимых и конкурентоспособных результатов образования / методология, методика, опыт системного исследования) // Научно-исследовательский проект под рук. И.А. Зимней.  – М., 2007. – 78 с.
  7. Основы андрагогики: учеб. пособие / И.А. Колесникова, А.Е Марон, Е.П. Тонконогая и др.;  под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
  8. Подобед В.И., Марон А.Е.Развитие андрагогики как области профессионально-педагогического знания и социальной практики // Человек и образование. – 2009. – № 2. – С. 4 – 8.