Чай был известен в Китае почти 5000 лет. Долгое время считалось, что Китай является единственной родиной чайного куста и чайной культуры. В 1825 году заросли дикого чая были обнаружены в горных джунглях Северо-Восточной Индии (Ассаме), Бирмы, Вьетнама и Лаоса, а также на южных склонах Гималаев.

В 50-х годах прошлого столетия дикий чай был обнаружен на юго-западе Китая, в провинциях Гуйчжоу, Сычуань, Юньнань. Мнения ученых разделились. Сегодня принято считать, что родиной чая является Юго-Западный Китай (Юньнань), примыкающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Индокитая (Вьетнама). Из этого «чайного треугольника» чай распространился по двум географическим направлениям: на север и на юг.

Документальные свидетельства о чае, как о продукте потребления встречаются в источниках, датированных 770 г. до н.э. В 300-200 г.до н. э. привычка пить чай укоренилась ср еди жителей государства Шу (ныне провинция Сычуань). При династии Хань (2-1 века до н.э.) чай ф игурировал в качестве предмета торговли. В на¬чале эры напиток вошел в церемониал китайского императорского двора. В 5 веке чаем платили дань императору, а в 782 г. на ставший ходовым продукт, был введён налог. Это подтверждается записями неизвестного арабского путешественника, посетившего Китай в конце 9 века: «Китайский император получает подати с cоли, и одного растения, листья которого, отваренные в горячей воде, употребляются в напиток и которое продаётся в больших количествах во всех городах Китая, за, что выручается большое количество золота. Растение это, называемое «ча», есть кустарник, превосходящий гранатовое дерево богатством листьев, запах которого чрезвычайно приятен, но которые имеют некоторую горечь. Напиток из него приготовляют, обливая листья кипятком, и он служит лекарством от многих болезней».

Чай долгое время был своеобразным напитком-лекарством, а также напитком, сопровождающим культовые ритуалы в буддизме. Культовое и бытовое употребление чая разделяет несколько веков. Сведения о производстве чая сохранялись в Китае в секрете. Чай выращивали на секретных плантациях, а способы возделывания, рецепты приготовления были государственной тайной. Чай разделил затворническую судьбу шелка, пороха, бумаги, фарфора, компаса, сейсмографа и других восточных изобретений, которые оставались для остального мира долгое время неизвестными.

Лишь к 9 веку чай превратился в национальный напиток китайцев. В 16 веке чай стал известен в странах Европы, после чего его стали вывозить за границы Китая, и чай постепенно распространился во всем мире.

То же самое происходило в Корее и Японии, куда чай был завезен из Китая в 510 и 520 годах. Здесь как культовый напиток он стал применяться с 9 века, а широкое распространение он получил не ранее 17 века, после того, как вошёл во всеобщее употребление в европейских странах. В 527 году чайный напиток появился и в Индии, но так и не вышел за пределы узкого круга буддийских монахов. Широкие народные массы познакомились с чаем лишь в конце 17 века в основном через англичан.

В Западную Европу чай впервые был завезён из Китая португальскими мореплавателями в 1517 году, но за пределы Португалии он не вышел, оставаясь в течение более 100 лет напитком, который изредка употребляли при королевском дворе.

Первые известия о чае в других частях Европы появились в 1550 году, когда один из персидских купцов рассказал об этом Джовани Батисте Pa¬музио, знаменитому итальянскому географу того времени. В 17 веке у китайских берегов появились первые корабли из Европы. Вслед за португальскими разведчиками сюда устремились испанцы и голландцы. В 1664 году Ост – Индийская Компания прислала в подарок английскому королю, как величайшую редкость 2 фунта чая, перекупленного у голландцев.

Европе для распространения чая понадобился немалый срок, хотя и гораздо менее долгий, чем на родине чая – в Азии. В Европу чай проникал двумя путями – с запада морским путем и с востока через Россию. Лишь в начале 18 века чай перестал быть придворным напитком и начал распространяться среди мелкого дворянства и купечества. С середины 18 века чаепитие из Англии как новая мода стало проникать и в другие страны Европы.

Во Франции, Испании, в итальянских, австрийских, немецких землях чайный напиток натолкнулся на сильную конкуренцию кофе и какао. И то и другое привозилось из заморских колоний Бурбонов и Габсбургов, различные ветви которых правили в странах южной и центральной Европы.

Сведения о Руси в Китае и о Китае в Руси стали появляться в 15 веке со времени появления в Китае солдат русского полка, сформированного из захваченных монголами в плен русских. В русских летописях 15 в. имеется только упоминание о Китае, как государстве, покоренном монголами. Связи Московского государства со странами Востока начали постепенно налаживаться после изгнания монголов с территории Руси. В 1472 г. сведения о существовании Китая и о возможности проникнуть туда из Индии сухим путем привез русский купец Афанасий Никитин.

В 16 веке интерес к Китаю возрос и в Европе и в Русском государстве. В Европе стали искать более короткий и ме¬нее опасный морской или сухопутный путь в Китай через Россию. Главная заслуга в продвижении на Восток – далее от Сибири к Тихому океану принадлежала служилым людям, и в первую очередь томским казакам-землепроходцам. В 1б19 г. в Москве казак И.Петлин представил подробную «Роспись Китайскому государству и Лобинскому и иным государст¬вам жилым и кочевым, и улусам и великой Оби, и рекам и до¬рогам». Кроме «Росписи» И.Петлин привез «Чертеж Китайского государства» и грамоту от императора династии Мин. С этого времени русское правительство получило обширные сведения о Китае.

Монгольские послы в Москве сообщали подробные данные о торговле с Ки¬таем, о большом интересе китайцев к закупке пушнины, за которую они щедро платили дорогими шелковыми тканями. В конце З0-ых – начале 40-ых годов 17 века активизировались поиски торговых путей в Китай и предпринимались новые попытки установления торговых связей с Китаем. Хотя эти попытки не привели к созданию прочных дипломатических отношений между двумя странами, тем не менее, они способствовали развитию ограниченной торговли между ними, дали много полезных сведений о Китае и путях следования туда, внеся коррективы в прежние представления об этих путях.

Императоры китайской династии Мин приветствовали торговлю русских в Китае. К этому времени владения России на востоке расширились за счёт приобретения территорий в Приамурье. Границы обоих государств сблизились, хотя их и разделяли довольно обширные земли, заселённые независимыми кочевыми и лесными племенами.

После того, как в Китае к власти пришла династия Цин, она предприняла попытки вытеснить русских с Амура, из бассейна Аргуни и Сунгари. Русское правительство взяло на себя инициативу установления добрососедских отношений с Цинской империей. В Китай было направлено посольство, главой которого был назначен Ф.И.Байков. Целью посольства было установление дипломатических отношений и налаживание торговых связей, так как русское правительство, считая торговлю с Китаем весьма прибыльной. В 1663 г. в Китай направлено посольство Н.Г.Спафария (Милеску). Миссия Спафария была неудачна, но имела огромное значение. Спафарий собрал ценные сведения о торговле Китая, в том числе и об его торговых связях с иностранными государствами.

В 1666 году из Москвы в Пекин был направлен первый торговый караван. Несмотря на потери и большие торговые издержки, общий итог торговли в Китае оказался весьма прибыльным для русской казны. Это вызвало исключительный интерес к торговле с Китаем в правительственных и торговых кругах России. В то же время на пути её развития стояли существенные преграды – дальность пути через калмыцкие и монгольские земли, грабительские налёты кочевников.

В 1689 году послом России в Китае Ф.А.Головиным был подписан первый русско-китайским Нерчинский договор. По условиям договора восточным форпостом России стал город Нерчинск, и Россия была вынуждена уступить часть своих владений в Приамурье, что более чем на столетие затормозило развитие связей России с Японией, Кореей и другими дальневосточными государствами. Главное значение договора состояло в том, что стороны, обязались строить свои отношения на услови¬ях мира и добрососедства – этот принцип оставался неизменным на протяжении всей последующей истории русско-китайских отношений.

Кроме того, договор давал русским купцам право приезжать и торговать в Китае. Правительство царя Петра I решило сосредоточить торговлю с Китаем в своих руках. Ценнейшие ви¬ды пушнины – соболь и черно-бурая лисица – были объявлены товарами казенной монополии. Руководство русско-китайской торговлей и организация казенных караванов были возложены на Сибирский при¬каз. Караваны отправлялись ежегодно, причем во избежа¬ние перебоев в момент пребывания одного каравана в Китае другой готовился в Сибири. В конце 17, в начале 18 веков этот караванный путь шел по Ангаре, Байкалу, Селенге до города Верхнеудинска, дальше – по Уде до Еравнинских озер, а оттуда по рекам Читинке и Шилке в Нерчинск, далее в Китай. В Пекине работала русская торговая фактория, где велись большие торги. Чайные караваны формировались в г. Калгане возле Великой Китайской стены. Здесь располагалось торговое предместье, где размещались торговые представительства крупнейших русских чайных фирм.

Распродажа русских товаров, привезенных караваном, и закуп¬ка китайских товаров занимали несколько месяцев. Стоимость казенных товаров, вывозимых из России караванами, быстро возрастала, особенно с 170б г., когда частная караванная торговля была запрещена. После запрещения русским правительством торговли в Пекине маршрут движения караванов был изменен, и главным местом этой торговли становится монгольский город Урга (Улан-Батор), путь до которого из русского приграничного города Селенгинска за¬нимал всего лишь 10-12 дней, тогда как на проезд до Пекина требо¬валось более трех месяцев.

Как правило, государственными «казенными» караванами из России вывозилась ценная пушнина, ввозились из Китая золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, дорогие шелковые ткани, и другие предметы роскоши, предназначенные для царского двора. Товары народного русского ремесла: выделанные кожи, мануфактура, галантерея, трикотаж, сукно, пенька, бакалея, тюменские ковры, томская крупчатка, мед, масло, мороженая рыба (стерлядь, сиг, нельма), стеариновые свечи, мыло, железные изделия, скобяной товар и прочее, а также китайские товары, такие как хлопчатобумаж¬ные ткани, продовольствие, пользовавшиеся большим спросом у населения Сибири, оставались объектами частнокупеческой торговли.

По мере роста населения Сибири и увеличения спроса на китайские товары частная торговля все больше расширялась, особенно в Урге. К этому времени Китай становился крупным мировым поставщи¬ком чая, и китайское купечество было заинтересовано в русском рынке для этого товара. В России же чай потреблялся пока лишь местным населением Сибири и Прикаспия, спрос которого царскими чиновниками не учитывался, в результате чего казенные караваны чай не закупали.

В 1725 г., после смерти русского царя Петра I, в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским (Владиславичем). В результате двухлетних переговоров, начавшихся в Пекине и продолжавшихся на русско-китайской границе, 20 августа 1727 года был подписан Буринский договор (трактат) об установлении границы вблизи будущего города Кяхты, и 21 октября 1727 г. – Кяхтинский договор (трактат), определивший политические и торговые отношения между двумя странами. Договор стал значительным событием в отношениях между Россией и Китаем. В нем был провозглашен мир между двумя народами, стремление жить в согласии и дружбе. Наряду с установлением границы в районе будущей Кяхты и определением режима въезда и выезда в договоре много места было отведено торговым вопросам.

Началось строительство города Троицкосавска, рядом с которым появилась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли. Город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) играл роль главного перевалочного и товарораспределительного центра на пути. После строительства Кяхты, значение Верхнеудинска сохранилось. Он стал одним из главных пунктов оптовой торговли Забайкалья. Здесь ежегодно устраивались крупные ярмарки, взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией. В городе проживало несколько крупных купцов-миллионеров.

Казенная караванная торговля практиковалась в течении 60 лет. За это время из России в Китай было направлено 17 караванов. Караваны, курсировавшие между столицами обоих го¬сударств, способствовали установлению постоянных контактов между правительствами России и Китая, так как это давало возможность попутно с торговлей разрешать и политические вопросы. Караванная торговля толчок развитию экономики обоих государств. После подписания Кяхтинского договора в истории русско-китайских торговых отношений открылась новая страница. Благодаря взаимовыгодной торговле возникавшие неизбежно дипломатические и иные противоречия, разрешались мирно. Так как казенная торговля не дала ожидаемых доходов, русское правительство приняло решение о передаче торговли в частные руки. С этого момента начался бурный рост торговых операций, благодаря чему в Сибири были сосредоточены крупные капиталы, и образовалось несколько известных купеческих династий, впоследствии составивших славу России.

Постепенно чай стал одним из важнейших предметов торговли, а торговый путь, связывавший Китай и Россию, был назван «Великим чайным путем». Чай везли на яках, верблюдах, лошадях, речных судах до Москвы. Он появился в России спустя 200 лет после того, как в стране появилась водка, приобретшая к тому времени положение основного, главного и непременно русского напитка. В качестве национального безалкогольного напитка к моменту появления чая в России уже более 8 веков существовал квас, с которым безуспешно боролся за первенство горячий московский безалкольный напиток – сбитень, распространенный с середины 14 века. С самого начала чай считался элитарным напитком аристократов, так как он был очень дорог, а его приготовление требовало специальных знаний. Но, не смотря на все препятствия материального, бытового, психологического и культурного характера на его пути к распространению в народе, он сумел превратиться в подлинно народный напиток, притом такой, отсутствие которого стало просто немыслимым в российском обществе. Россия стала самой «чаепотребляющей» страной мира.

За первую половину 19 века ввоз чая через Кяхту возрос более чем в 6 раз. К середине 19 века на его долю приходилось уже около 95% стоимости русского импорта. В экспорте чая в Россию был заинтересован и Китай. Интерес к русскому рынку особенно возрос после того, как Англия – главный импортер китайского чая – стала успешно развивать чайные плантации в Индии и на Цейлоне.

Через Кяхту китайские товары проникали не только в города Сибири и России, но в страны Ближнего Востока, в Западную Европу, Аляску, бывшую в составе России. Во 2 половине 19 века кяхтинский торг становится всё более известен. Город полуофициально именовали «Российской столицей чая», «Золотыми воротами России», «Москвой на востоке». Ее хорошо знали во многих странах мира. Во времена своего расцвета в Кяхте торговало около 100 купеческих домов, принадлежащих купцам – миллионерам, за что ее называли также единственным в то время в мире «городом миллионеров». Торговый оборот ее достигал в некоторые годы 30 миллионов рублей, что тогда было очень крупной суммой.

В городе развивалась не только торговля, большое развитие получили культура, искусства и наука. В истории города оставили яркий след многие известные деятели науки, культуры, общественной мысли.

Большое влияние на русскую торговлю в Кяхте оказала Российско-Американская компания, основанная в Иркутске, которая получила от русского правительства большие привилегии. В её владения были переданы земли на Аляске, а также Курильские, Алеутские и другие острова Тихого океана. Компания получила раз¬решение на открытие новых земель, устройство там поселений и неог¬раниченное ведение торговых дел. Российско-американская компания превратилась в основного поставщика в Кяхту бобров, морских котиков и другой ценной пушнины. Она стала центром продажи стекавшейся сюда из Сибири, Камчатки, Аляски русской, и иностранной пушнины, прибывающей из Норвегии, Канады, Соединённых Штатов Америки. Через Иркутск был проложен путь по реке Лене до Якутска и далее на Аляску, по которому перевозились китайские товары в Северную часть Американского материка. Иркутск играл очень большую роль, как товарораспределительный центр торговли.

«Золотой век» Кяхты продолжался около 200 лет. В период оживленной торговли в Кяхте с нею были связаны куп¬цы всех больших городов Сибири и Центральной России – московские, тюменские, казанские, томские, тобольские, енисейские. Главными пунктами, где сосредотачивались преимущественно оп¬товая продажа китайских товаров и производилась закупка товаров для обмена с Китаем с начала организации кяхтинской торговли, были Енисейская и Ирбитская ярмарки, являвшиеся в течение 17-18 веках важными торговыми центрами России. Во 2 половине 18 века Иркутская ярмарка стала важнейшим рынком для внутренней продажи китайских товаров. Всего в России тогда действовало 20 больших, 5 средних и 96 малых ярмарок, и на всех них продавали чай. На всю страну были известны Московская, Нижегородская, Макарьевская, Тобольская, Тюменская, Иркутская ярмарки Сиби-ри; большой торг производился в Нерчинске, Мангазее, Таре, Сургуте, Туруханске.

На протяжении 19 века Москва продолжала оставаться, хотя и не единственным, но доминирующим распределительным центром в Ев¬ропейской части России. Если до 19 века в Санкт-Петербурге был лишь один чайный магазин, то в Москве в I647 r. только специ-ализированных чайных магазинов насчитывалось свыше 100, а «тайных» и чаепитейных заведений было более 300.

География «Великого чайного пути» весьма обширна и охватывает значительные территории Китая, Монголии, России и других стран. Протяженность главного сухопутного пути из Москвы до Пекина составляло по одним данным 8332 версты по другим 8839 верст без учета ответвления Иркутск – Аляска. Путь имел множество дорог, волоков, речных путей. В строительство дорог вкладывались немалые деньги государственной казны и купцов. На многих участках эти дороги представляли собой сложные и дорогостоящие инженерные сооружения. Часть чая попадала в Россию через ханства Средней Азии. Туда он шел по «Великому Шелковому Пути», далее в Оренбург. Часть чая попадала в Семипалатинск, далее в Тобольск, но большая часть – через Сибирь.

Проехавший по Хамар-Дабанскому тракту в 1823 г. известный путешественник А.Мартос отмечал: «…При первом взгляде на сию колоссальную работу невольно чувствуешь великость народа русского, не уступающего в трудах, требующих сил исполинских, древним Римлянам».

Чайная торговля имела большое значение для народов Евразии. К.Риттер писал: «Потребление чая, со времени одного столетия, открыло новую отрасль торговли, поддерживающую постоянное обращение караванов через Гоби……этот, вошедший повсеместно в ежедневную жизненную потребность горячий напиток изменил образ жизни стольких полу – и совершенно образованных, кочующих и оседлых народов. Прибыль за целое столетие, которую получили соседние здесь между собой народы от возбуждения их промышленной деятельности и просвещения неисчислима. Установившийся же транзит главного товара-чая превратил степь Гоби в оживленную большую дорогу, а Урге и Кяхте для цивилиза¬ции народов по значению, которое они имели, предназначено быть все¬мирно-историческими городами».

К началу 20 века во многих городах России были открыты чайные склады и магазины. Чай вызвал к жизни самоварное производство, дал стимул для расширения посудного, фарфорового, сахарного и булочного дела. Чай стал непременным и самым любимым напитком каждой русской семьи.

Достигнув своего апогея к середине 19 века, торговля в Кяхте вступила в полосу кризиса. Причиной этому стало использование морского пути между Россией и Китаем через порты Шанхай, Гуанчжоу, Владивосток, Одессу, что делало перевозку чая дешевле. Между Россией и Китаем был заключен новый, Петербургский договор, в результате чего объемы торговли в целом значительно возросли, но торговый оборот в Кяхте стал снижаться. Большую роль сыграло открытие Суэцкого канала и строительство Транссибир¬ской железной дороги, которая оставила в стороне Кяхту.

Многие кяхтинские и верхнеудинские купцы переехали в Санкт-Петербург и Москву, переведя туда свои капиталы. Большую часть чая стали перевозить морским путем. Из г. Ухань, куда чай свозили из южных провинций Китая, он направлялся в город Ханькоу. Здесь работал самый крупный в Китае чайный рынок. В 1861 г. русскими купцами был построен морской порт, из которого чай на судах перевозили в Европу и Россию. После того, как Англия стала импортировать чай из своих индийских колоний, объемы продаж китайского чая в Ханькоу резко сократильсь. Благодаря этому усилилось влияние России, к которой перешел контроль за чайным рынком. Русский купец А.Д.Старцев построил первую железную дорогу Китая. С 1863 по 1873 г.г. в Ханькоу русскими купцами был построено 8 чаеперерабатывающих заводов, часть которых сохранилось до настоящего времени. Успехи купцов были высоко оценены правительством России. Многие из них были отмечены наградами. В 1891 году наследник русского престола, цесаревич Николай, путешествовавший по России на Дальний Восток, посетил чайный завод «Синтэй» в г. Ханькоу в год празднования 25-летнего юбилея завода. Чайная торговля по сухопутному пути продолжалась до 1929 года.

В настоящее время Китай по прежнему сохраняет позиции одного из лидеров чайного производства на рынке чая. В 1949 году в стране было создано объединение из 5 заводов под названием «Чайный завод Цзао Ли Чжу». В 1951 году с г. Чипи была создана огромная чайная площадь, которая производила 1 тысячу тонн чая в год. Сейчас в нее входят несколько промышленных предприятий, а также чайная академия. В Китае работает научно-исследовательский институт «Чайный путь», Музей Китайской современной культуры чая, Союз любителей чая, Научно-исследовательская ассоциация чайной культуры Китая, Китайская международная чайная выставка. В 1999 году в провинции Хубэй была построена опытная показательная производственная база, которая специализируется на производстве нескольких известным марок чая. Здесь в результате применения новых технологий научились выращивать чай в теплицах и хранить его долгое время.

Кроме Китая, ныне чай производят почти в 30 странах мира, а все страны мира по тому, что в них больше потребляется: чай или кофе, условно делятся на «чайные» и «кофейные». При этом большинство населения Земли предпочитает пить чай. Основной маршрут «Великого чайного пути» соединил страны Азии и Европы, но со временем по мере роста производства чая в других странах, его стали перевозить по множеству других больших и малых торговых путей. Сегодня география «Великого чайного пути» – это огромная сеть торговых путей, связывающая многие страны, по которым кроме других товаров, перевозят и чай.

«Великий чайный путь» действовал 260 лет и сыграл огромную роль в сближении соседних народов, в развитии экономики и культуры, родственных, дружеских, семейных связей. На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. «Великий чайный путь» по объемам торгового оборота был вторым после «Великого шелкового пути», но по протяженности, а также по тому, какое влияние он оказывал на жизнь народов и стран, участвовавших в чайной торговле, он сравним с «Великим шелковым путем». Путь изменил жизнь во многих провинциях и губернских городах, а жители получили возможность не только покупать и обменивать товары, но и работать на пути. Благодаря чайной торговле появился ряд профессий, которых до того не было. Путь весьма благотворно повлиял на темпы освоения Сибири и Дальнего Востока России. Происходил обмен не только товарами, но и технологиями производства, а также знаниями. Чайная торговля оказалась очень выгодным предприятием. Многие известные русские и китайские купцы создали на ней крупнейшие состояния того времени и нередко финансировали проекты развития городов, различные благотворительные программы, а также ссужали деньги для государственных нужд. Купцы-меценаты оказывали большую помощь в развитии науки и образования, воспитании молодежи, поддержке культуры и искусства. Принесенная из Китая национальная культура чаепития, на территории России и стран Европы породила свои, оригинальные национальные культуры.

Сейчас многие дороги исторического «Великого чайного пути» превратились в автомобильные и железнодорожные магистрали, по которым идут товарные потоки и осуществляются туристские перевозки. Часть дорог заброшена и представляет интерес в основном для туристов.

На всем протяжении «Великого чайного пути» находится множество объектов, связанных с разными эпохами, народами, культурами. Многие из них привлекают большое внимание путешественников. Целый пласт культуры составляют традиции приготовления и потребления чая, окруженные народными преданиями, обычаями, обрядами, ритуалами, верованиями, нашедшие отражение в народном быту и искусстве.

Сегодня «Великий чайный путь» – это самый длинный сухопутный туристский маршрут, позволяющий пересечь Евразию и посетить многие страны. Путешествие по нему дает возможность глубже узнать древнюю, уникальную культуру чая и заново открыть многое из того, что забыто. Кроме того, он позволяет воспользоваться теми возможностями туризма и отдыха, которые предоставляют известные центры и районы туризма трех стран: Балтийское море, Санкт-Петербург, Москва, города Золотого кольца России, Сибирь, озеро Байкал, степи Монголии, Улан-Батор, пустыня Гоби, Пекин, чайные плантации Южного Китая, Желтое море. Маршруты «Великого чайного пути» могут привести в страны Юго-Восточной Азии, Европы и Америки. Это достаточно близкая перспектива развития проекта. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брэндом и привлекает все большее количество путешественников. Это один из тех маршрутов, на котором стоит побывать хотя бы один раз в жизни.

Источник: «Великий чайный путь»