В дискуссии в Фейсбуке о том, должны ли быть лекции платными, и нужно ли платить гонорары лекторам, приняли участие несколько известных ученых. Они очень по-разному отнеслись к идеям, высказанным Александром Сергеевым. Публикуем их ответы на вопросы о научно-популярных лекциях.

Андрей Летаров, Михаил Черныш, Александр Шень, Александр Чепуренко

Андрей Летаров, микробиолог, канд. биол. наук, зав. лабораторией вирусов микроорганизмов Института микробиологии им. С.Н. Виноградского РАН:

Платить нельзя бесплатноКаковы, на ваш взгляд, главные проблемы научной популяризации в вашей области науки?

– Ограниченный набор проблем, которые могут заинтересовать общественность. И узкая специализация. Всё-таки публичная лекция хорошо звучит, когда автор сам работает именно в этой области.

Выступаете ли вы с научно-популярными лекциями? Если да, то примерно сколько раз в год?

– Да. Раза два. Только в Москве.

Должны ли, на ваш взгляд, научно-популярные лекции быть платными для посетителей?

– Не должны, но могут.

Если да, то какая сумма за входной билет вам представляется адекватной?

– Минимальная, 100 руб., например.

Может ли лектор претендовать на гонорар?

– Претендовать-то он может, да что толку?

Как вы относитесь к идее гонорара в виде добровольного пожертвования слушателей, в том случае, если лекция бесплатная?

– Сомнительная идея. Будут взаимные напряги в среде лекторов. Кто-то будет недоволен, что его позвали в сезон, когда слушателей мало, будут стараться выбирать темы со слишком широкой целевой аудиторией и пр. Впрочем, большого вреда и тут не будет. Можно собирать пожертвования слушателей в копилку и из нее платить гонорары либо всем поровну, либо на усмотрение редакции.

 

Михаил Черныш, социолог, докт. соц. наук, зав. сектором социальной мобильности Института социологии РАН:

Каковы, на ваш взгляд, главные проблемы научной популяризации в вашей области науки?

– Мне кажется, что социология очень плохо представлена в научно-популярных изданиях. Нет ни одного популярного издания по общественным дисциплинам.

Исключение составляют только история, да психология. Хотя назвать «Psychologi» психологическим журналом язык не поворачивается. Социологические данные публикуются в общеполитических изданиях, но там возникает проблема интерпретации. Политическая публицистика склонна искать «жареные факты» и существенно упрощать результаты исследований.

Выступаете ли вы с научно-популярными лекциями? Если да, то примерно сколько раз в год? Какие регионы удалось посетить?

– Затруднительно сказать, что такое научно-популярная лекция в такой дисциплине как социология. По-видимому, таковой следует считать лекцию, обращенную к массовой аудитории, не изучавшей ранее общественных дисциплин. В последнее время я таких лекций не читаю. Бывают комментарии в СМИ или интервью, которые можно рассматривать как популяризацию научных подходов, но лекций точно не читаю.

Должны ли, на ваш взгляд, научно-популярные лекции быть платными для посетителей? Если да, то какая сумма за входной билет вам представляется адекватной?

– Нет, не должны. Если это некое одноразовое мероприятие, то слушатели должны иметь право посетить его бесплатно.

Может ли лектор претендовать на гонорар?

– Если такие лекции – это постоянная систематическая работа, то – может. Иными словами, если социолог разъезжает по городам и весям, рассказывая общественности о том, что такое социология и делает это в форме циклов, то с ним нужно заключать договор. Если же подобные лекции случаются эпизодически, то – нет, он не должен претендовать на гонорар. В конце концов, долг любого ученого рассказать интересующимся, чем он занимается, каковы достижения той науки, в которой он трудится, и каковы его собственные научные достижения.

Как вы относитесь к идее гонорара в виде добровольного пожертвования слушателей, в том случае, если лекция бесплатная?

–Нет, это совсем не к чему. Да и как это будет происходить?

 

Александр Шень, математик, канд. физ.-мат. наук, научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН (Москва) и LIRMMCNRS–Лаборатории Национального центра научных исследований Франции (Монпелье):

Каковы, на ваш взгляд, главные проблемы научной популяризации в вашей области науки?

– Есть две несовместимые задачи – похвастаться современными достижениями и что-то реально объяснить. В некоторых науках это удается совмещать (скажем, в астрономии показать панораму Марса), но вообще-то это две совсем разные вещи.

Выступаете ли вы с научно-популярными лекциями? Если да, то примерно сколько раз в год? Какие регионы удалось посетить?

– Зависит от того, что считать «научно-популярными лекциями». Если имеются в виду рассказы для «неспециалистов» в узкой области, или лекции для школьников, то – да (Нижний Новгород, Петербург, Екатеринбург, Бордо, Москва и др.) – если же для «людей с улицы», в жанре «после лекции о международном положении – дискотека», то – нет.

Должны ли, на ваш взгляд, научно-популярные лекции быть платными для посетителей? Если да, то какая сумма за входной билет вам представляется адекватной?

–Это разные жанры, оба допустимы, я бы за выступления на платных для слушателей лекциях, пожалуй, не взялся.

Может ли лектор претендовать на гонорар?

– Претендовать можно на что угодно, и в любом случае на обстановку на лекции это влияет мало. Традиция предписывает скорее возмещение расходов, чем гонорар (если речь не идет о тех, кто занимается этим профессионально).

Как вы относитесь к идее гонорара в виде добровольного пожертвования слушателей, в том случае, если лекция бесплатная?

– Добровольные пожертвования на благое дело? Что ж в этом плохого, если это не делается навязчиво, так что неудобно уйти, не заплатив?

 

Александр Чепуренко, социолог, докт. эконом. наук, профессор, декан факультета социологии НИУ-ВШЭ:

Каковы, на ваш взгляд, главные проблемы научной популяризации в вашей области науки?

– В ней все разбираются, как в медицине и экономике, поэтому часто приходят «срезать лектора», а не получить пищу для размышления.

Выступаете ли вы с научно-популярными лекциями? Если да, то примерно сколько раз в год? Какие регионы удалось посетить?

– 1-2 раза в год, в основном за рубежом.

Должны ли, на ваш взгляд, научно-популярные лекции быть платными для посетителей? Если да, то какая сумма за входной билет вам представляется адекватной?

– Не должны.

Может ли лектор претендовать на гонорар?

– В исключительных случаях.

Как вы относитесь к идее гонорара в виде добровольного пожертвования слушателей, в том случае, если лекция бесплатная?

Создаст массу проблем с налоговой отчетностью для организаторов, а также поставит лектора в положение музыканта, играющего в подземном переходе. Не все к этому будут готовы.

Источник: «Троицкий вариант»