Одинокий гений, работающий в изоляции в своей лаборатории скорее редкость, чем правило. Хотя большинство людей именно так представляют процесс создания чего-то сверхнового, открытия, в основном, происходят внутри коллектива ученых и исследователей.

Анна Чащина 

Стивен ДжонсонТак считает и Стивен Джонсон, который последние десять лет занимался изучением истории инноваций: «Я бы не сказал, что сейчас индивидуум не может создать что-то новое. Но для совершенствования, для воплощения идеи ему нужно быть частью чего-то большего, чем он сам».

Стивен Джонсон написал уже семь книг о взаимодействии науки, техники и человеческого опыта, включая очень популярное сочинение «Нет худа без добра: как современная массовая культура делает нас умнее». Он создал несколько сайтов: «Магазин исчезнувшей еды», Plastic.com и его последний проект inside.in, находящийся в разработке. У него множество последователей и миллионная аудитория на Twitter.

Изоляция или сотрудничество?

Бизнес, построенный на инновациях, чаще всего создают команды интеллектуалов, а не одиночкиВ своей книге «Откуда появляются идеи: история инноваций» Стивен Джонсон попытался объяснить феномен вдохновения.

«Идеи рождаются в толпе, в коллективе. А представление об ученом, который десятками лет трудится над изобретением, – клише, утратившее актуальность», – считает Стивен.

Однако если посмотреть в глубь истории, можно найти множество примеров, когда коллектив исследователей корпел над каким-то проектом в течение некоторого времени. А изобретатели, которые работали в одиночку, часто заимствовали достижения предыдущих поколений ученых. Так, идея создания кондиционера возникла еще в 1815 году, когда француз Жанн Шабаннес получил патент на метод «кондиционирования воздуха и регулирования температуры в жилищах и других зданиях». Но его идеи так и не нашли практического воплощения при его жизни.

«Конечная идея рождается после переосмысления предыдущего опыта, накопленных за все века знаний. Таким образом, все инновации принадлежат коллективному мировому разуму. Но на планете все еще есть гениальные люди, к которым идеи приходят во время так называемых „озарений“», – рассказывает Джонсон.

Книга писателя охватывает всю историю инноваций, начиная с изобретения двойной бухгалтерской записи и заканчивая созданием всемирной паутины и YouTube. Идея нового сочинения родилась у Джонсона, когда он читал об эпидемии холеры, случившейся в 1854 году в Лондоне. Стивен узнал, что болезнь исследовал некий Джон Сноу. Он методично опрашивал всех заразившихся и, в конце концов, сопоставив их медицинские карты, понял, что причина недуга в порче водяного насоса.

Отдавать пальму первенства Сноу за медицинское открытие было бы опрометчивым шагом. Ведь у него был предшественник, викарий Генри Уайтхед, который активно занимался изучением холеры. Так, благодаря симбиозу знаний была открыта причина заболевания.

«Я понял, что разгадка истории изобретения кроется где-то в анналах истории. Почти у каждого ученого, совершившего великое открытие, был предшественник», – пишет в своей книге Джонсон.

Инновационная среда

Книга Джонсона повествует о Чарльзе Дарвине, который, находясь на Кокосовых островах, сформулировал свою теорию о создании этого архипелага. Он понял, что суша образовалась не только благодаря вулканической активности, но и работе тысяч живых микроорганизмов – кораллов.

Этот пример натолкнул писателя на мысль о том, что для создания чего-то нового необходима особая атмосфера и погружение в мир изучаемого предмета. Кроме того, Джонсон понял, что природа подсказывает механизм создания инноваций. Несмотря на жесткую конкуренцию в мире животных и растений, они все занимаются общим делом. На этом построен симбиоз.

По словам Стивена Джонсона, инновационной средой может быть и город, и отдельно взятое кафе и даже кухня, главное, чтобы был контакт между людьми. И эта среда не должна быть статичной. Своей активностью она заставляет тех, кто находится в ней, пребывать в постоянном движении, физическом или умственном.

«Лучшим „коралловым рифом“ современности является всемирная сеть Интернет. Она сама себя создала за 15 лет. Скорость формирования этой системы объясняется тем, что она была построена для людей и самими людьми. Пользователи имели возможность применять свои идеи, не спрашивая разрешения, таком образом избегая бюрократии», – рассказывает Джонсон.

Вторая часть книги писателя посвящена еще одной инновационной среде – университетам. Стивен считает, что в наше время полезность вузов как генераторов идей недооценена. В мире все убеждены, что рынок стимулирует инновации, что инновации рождаются в компаниях, которые загнаны в угол ухудшающимися продажами или недостатком финансов. Это, безусловно, правда. Но есть немало подтверждений того, что большинство гениальных идей рождались внутри университетских сообществ, лабораторий, кружков«, – сообщает Джонсон.

Интернет не был коммерчески выгодным предприятием в течение 30 лет. Он наращивал свой потенциал постепенно. Сеть предоставляла некоторые услуги для пользователей, но в целом, не привлекала внимание инвесторов. Сейчас же ситуация кардинально изменилась. Владельцы софта, страничек в интернете, игр, приложений, хостов являются самыми богатыми людьми на планете.

Еще одной концепцией, которую развивает Стивен Джонсон в своей книге, является идея, высказанная Стюартом Кауфманом. Последний считал, что изобретение зависит от стечения обстоятельств. Как в шахматной партии, в данный момент игроку доступно несколько ходов, которые могут привести его к успеху. Изобретение микроволновой печи было бы немыслимо в 1650 году, ведь чтобы осуществить задуманное, нужно сделать несколько промежуточных шагов. Таким образом, цель исследователя в том, чтобы извлечь максимум пользы из предложенных обстоятельств. При этом нельзя торопиться и пытаться создать что-то с нуля. Тот, кто умеет использовать багаж знаний, добьется успеха.

Создание своей инновационной среды

Так что же делать компаниям, чтобы стимулировать на инновации своих сотрудников?

С одной стороны, в наше время в офисе «мозговые штурмы» – редкость. Раз в один-два месяца все собираются, совещаются, предлагают свои идеи, а потом снова возвращаются к привычной работе. Но с другой стороны, постоянно требовать от подчиненных креатива не следует. Как это обычно бывает, истина лежит где-то посередине. Компаниям следует поощрять хобби и побочные проекты своих сотрудников. Идеи, возникающие у них на досуге, могут оказаться наиболее интересными.

Концерн Google известен тем, что предоставлял своим сотрудника 20 процентов рабочего времени, которое они могли потратить на разработку своих собственных проектов. По данным руководства компании, 50 процентов таких идей «выстрелили». Это и Adsense, и Google suggest, и социальная сеть Orkut.

«Главное, что я уяснил из всей истории инноваций, – нужно быть разносторонне развитой личностью, с большим количеством хобби.

Только такие люди становятся генераторами идей», – резюмирует Джонсон. Так, Тим Бернерс-Ли увлекался разработкой программ для Всемирной паутины, в то время как работал на компанию Cern. В результате он изобрел URI, URL, HTTP, HTML.

Таким образом, Стивен Джонсон противопоставляет общепринятым понятиям о инновационной среде свою концепцию «коралловых рифов» и коллективного разума. Однако многие бизнесмены предпочтут старую модель с изоляцией одного ученого в лаборатории, нежели будут ждать 30 лет, пока коллектив порадует блестящей идеей. Рисковать по совету Джонсона вряд ли кто-то отважится.

Его соображения будут полезны частным лицам, которые захотят что-то изобрести. Для них Стивен написал целую памятку: «Нужно часто выходить гулять; регулярно проводить мозговые штурмы; не пытаться разгрести беспорядок на столе; развивать в себе интеллектуальную прозорливость; совершать ошибки, порождающие открытия; заниматься различными хобби; посещать публичные места; следовать знакам, позволять другим использовать твои идеи; а также заимствовать, перерабатывать и переделывать».

Источник: портал Brainity.ru