В России открылся проект бесплатного электронного образования «Универсариум», повторяющий лучшие иностранные аналоги и претендующий на звание главной образовательной интернет-площадки на русском языке. Первые цифры посещаемости радуют разработчиков сайта, однако ведущие российские университеты пока не торопятся сотрудничать с ним.

 

Дмитрий Булин

Как бесплатно поучиться в МГУ, Гарварде и где угодноПроект, поддержку которому оказывает президентское Агентство стратегических инициатив и РИА Новости, разрабатывался около года. Запись на курсы открылась в конце декабря.

«Несмотря на новогоднее затишье, к началу этой недели участниками проекта стали 26 тысяч человек», – рассказал Би-би-си директор электронной площадки Дмитрий Гужеля (в середине недели было уже около 35 тысяч).

На сайте пока три курса: по химии, математике, а также об открытии собственного дела. Последний – самый популярный, на него подписались 17 тыс. человек.

Видеолекции читают преподаватели МГУ и Московского физико-технического института. На подходе курсы, подготовленные преподавателями Российской экономической академии имени Плеханова, Балтийского федерального университета, вузов Санкт-Петербурга и Томска.

В планах у авторов проекта выход на европейский рынок образования: для этого они собираются вначале делать английские субтитры, а затем уже и записывать курсы по-английски. Параллельно они ведут переговоры с министерством образования и науки о том, чтобы по окончании таких электронных курсов слушатели получали сертификаты государственного образца.

Участники образовательного рынка в России приветствуют оптимизм, с которым авторы проекта включились в создание всероссийской платформы бесплатного электронного образования, но признают, что на этом пути их подстерегают большие трудности.

Бесплатные, но дорогие

Первое очевидное препятствие – финансирование. Несмотря на государственную поддержку, инвестиции в сайт ограничиваются 10 млн рублей (295,7 тыс. долларов), рассказал Гужеля.

Для сравнения, самый успешный западный аналог «Универсариума» – сайт Coursera.org, запустившийся весной 2012 года, – привлек на стадии открытия, по некоторым данным, около 20 млн долларов. К декабрю 2013 года сайт, завоевавший во всем мире аудиторию порядка 6 миллионов, смог привлечь от венчурных компаний 85 млн долларов.

Другие известные западные площадки бесплатного образования тоже открывались при условии щедрого финансирования: EdX (совместный проект Массачусетского технологического института и Гарварда) аккумулировал 60 млн долларов на начальном этапе.

Проект Udacity, запустившийся в феврале 2012 года и предлагающий бесплатные курсы по программированию, осенью того же года получил инвестиции в размере 15 млн долларов.

Судьба «Универсариума» во многом зависит от того, удастся ли его создателям заручиться не только административным ресурсом, но и живыми деньгами. В противном случае, по мнению аналитиков рынка, вряд ли у него получится как-то выделиться на фоне уже существующих российских сайтов онлайн-образования, таких как Eduson.tv и Uniweb.ru.

Образовательная интернет-лихорадка

Еще один очевидный вызов, на который предстоит ответить создателям «Универсариума», – само наличие вышеперечисленных конкурентов. Ведь единственное препятствие, с которым могут столкнуться русские пользователи иностранных образовательных платформ, – незнание английского языка.

Но, во-первых, с английским языком у нового поколения россиян дела обстоят неплохо, а во-вторых, энтузиасты активно переводят наиболее успешные курсы западных преподавателей, выкладывая в интернет субтитры к их видеолекциям.

Так, бизнес-инкубатор Digital October, расположенный в самом центре Москвы, в помещениях, раньше принадлежавших фабрике «Красный Октябрь» (отсюда и название), только что перевел один из курсов Coursera: «Игрофикация» от университета Пенсильвании. Курс начинается 27 января 2014 года.

«Мы пригласили к нам Дафну Коллер, одного из основателей Coursera. Она прочитала у нас лекцию в январе 2013 года, и в итоге мы договорились о сотрудничестве. Перевод обошелся нам довольно дорого – около 250 тыс. рублей с учетом 40-процентной скидки», – рассказывает представитель Digital October Юлия Лесникова.

Вскоре перевод курсов будет поставлен на поток, поскольку в проект включилась компания ABBYY Language Services, разрабатывающая электронные словари. Как рассказал Русской службе Би-би-си глава компании Иван Смольников, они задействовали труд волонтеров, работу которых редактируют профессиональные переводчики. Таким образом удалось перевести еще несколько курсов, их презентация начнется в марте.

Российские вузы идут на Запад

Тем временем среди образовательных программ, представленных на западных электронных площадках, встречаются уже и курсы от российских университетов.

Та же Coursera заключила партнерские соглашения с тремя вузами из России: Московским физико-техническим институтом, Санкт-Петербургским государственным университетом и Высшей школой экономики.

Шире всего набор курсов, предлагаемых Высшей школой экономики: сразу 12, открытие всех намечено на первую половину 2014 года. 24 февраля, например, начинается курс «Финансовые рынки и институты»; в апреле – специальный курс о российском менталитете, читаемый по-английски (Understanding Russians: Contexts of Intercultural Communication).

«Наступает эпоха новых технологических возможностей, связанных с развитием технологии онлайн-образования. Это не заменит традиционное образование, но существенно повлияет на рынок», – говорит куратор проекта в НИУ ВШЭ проректор Сергей Рощин.

Вложения университета в эти курсы, по его словам, измеряются сотнями тысяч рублей: надо не просто подготовить сам курс, но и позаботиться о технической стороне дела – камеры, свет, монтаж.

«Coursera не единственный вариант, но она предоставляет неплохие технологические возможности и хорошо позиционирована на рынке онлайн-образования. Если будут другие подобные проекты, то Высшая школа экономики будет вкладываться и в них. Про «Универсариум» я знаю, но они еще только стартовали», – добавляет он.

Расширение сообщества

Основные препятствия на пути адаптации такого образовательного формата в России, по мнению Сергея Рощина, – это инертность академической среды, неумение увидеть новые вызовы и ответить на них.

Схожего мнения придерживается Юрий Митин, один из создателей и директор бизнес-инкубатора МГУ, предоставляющего финансовую и организационную поддержку стартап-проектам.

«Наша главная проблема в том, что в России нет культуры такого онлайн-образования. Люди еще со студенческой скамьи привыкли искать обходные пути, быстро получить легкие знания и списать на зачете. Думаю, и здесь тоже могут искать обходные пути, пытаться взломать систему», – рассуждает Митин, читающий бизнес-курс на «Универсариуме».

Он признает, что по масштабам «Универсариум» вряд ли сравнится с Coursera и другими западными аналогами, но создание такой образовательной площадки в России, по его мнению, будет в любом случае способствовать развитию этой сферы.

В конечном счете, соглашается директор «Универсариума» Дмитрий Гужеля, все эти сайты являются некоммерческими проектами, поэтому говорить о рыночной конкуренции между ними бессмысленно.

«Чем шире будет «экосреда» подобных программ, чем шире будет сообщество, тем лучше будет для всех», – резюмирует он.

Источник: «Би-би-си»