Пушкинские строки «Забвенью брошенный дворец» как нельзя лучше описывают судьбу Ратной палаты в Царском селе. В 1917 году в ней   открылся музей, задуманный как Пантеон воинской славы России, а уже в 1918 он был закрыт и фактически разграблен. Сто лет спустя – 1 августа 2014 года здесь откроется музей «Россия в Великой войне».

 Юрий СВЕТОВ

Заброшенный музей забытой войны: новая жизньВ начале прошлого века – в период между окончанием русско-японской войны и началом Первой мировой – общественную атмосферу в России вполне можно было назвать «военизированной» по аналогии с термином «ионизированная атмосфера» (т.е. наполненная заряженными частицами). Немало тому способствовала подготовка к празднованию 100-летия войны 1812 года. В неё органично вписывалась идея создания Музея истории русских войн. Инициатором была женщина! Елена Андреевна Третьякова, вдова Сергея Михайловича Третьякова, брата основателя Третьяковской галереи в Москве Павла Михайловича, в 1911 году прибыла в Царское Село по случаю его 200-летия и преподнесла императору Николаю Второму собрание (примерно 1300 единиц) рисунков, картин, акварелей, гравюр, литографий, икон, лубков, карт, исторических документов и литературных памятников, освещающих военную историю России с древнейших времен. В нем выделялись серия рисунков Д.Н.Ходовецкого с сюжетами на тему Семилетней войны; гравюра П.Т.Балабина и Н.Я.Саблина, изображавшая победу   российских войск под командованием генерал-аншефа графа П.С.Салтыкова над прусской армией   при деревне Пальциг 12 июня 1759 г.; гравюры, посвященные Отечественной войне 1812 г. В собрание входили бытовые предметы и оружие, в т.ч. сабля, жалованная императрицей Елизаветой Петровной.

Портрет Е.А.Третьяковой.

Портрет Е.А.Третьяковой.

Для хранения этих раритетов и приумножения коллекций Особым Совещанием при императоре Николае II, созванном летом 1912 г., было решено   построить   специальное здание, получившее название «Палата-хранилище собрания «Войны России»«   или . Государева Ратная палата.

Закладка   палаты состоялась 3 (16) мая 1913 года у северной окраины Александровского парка рядом с Фёдоровским городком в присутствии императора Николая II. К середине 1917 года сооружение комплекса завершилось. Средства на строительство были получены от частных жертвователей, основную сумму (300 000 рублей процентными бумагами государственной 4% ренты) внесла Е.А. Третьякова. Она же на собственные средства занималась сбором «предметов древностей и редкостей» для будущего музея, затем стала его первым директором.

По проекту гражданского инженера   Семёна Юлиановича  Сидорчука (1882-1932), работавшего в Дворцовом управлении Царского Села, Ратная палата создана, в соотстветствии «с Высочайшим повелением» в неорусском стиле «по древним палатным образцам Псковско-Новгородского зодчества» в форме неправильного многоугольника с внутренним двором. В комплекс входит главное двухэтажное здание, на фасаде которого находится рельефное изображение двуглавого орла,   со зрительным залом и библиотекой, башни и галереи для хранения и экспонирования музейных ценностей, жилые корпуса с квартирами смотрителя, швейцара и дворника.   Наряду с   главным входом с крыльцом, оформленным в стиле русского средневекового зодчества, имеется несколько боковых входов.

В 1914 году началась мировая война, в России её стали называть Великой войной либо Второй Отечественной, и было решено создать Государеву Ратную палату и музей войны, разместив в них трофеи, доставленные с полей сражений, На этот счет в войска направлено распоряжение императора. В галереях палаты размещались портреты георгиевских кавалеров (заслуживших три или четыре креста). Их создавали художники В.А. Поярков, И.Б. Стреблов, М.Г. Кирсанов и С.Е. Девяткин по фотографиям либо по описаниям сослуживцев, всего было около 500 портретов. Предполагалось чтение лекций с наглядными материалами.

В 1916 году из Артиллерийского исторического музея в Ратную палату были переданы особо ценные трофеи идущей войны, размещенные во внутреннем дворе. Рядом с музеем   установили сбитый немецкий самолет «Альбатрос».

При открытии в 1917 году появилось новое название «Народный музей Великой войны». Через год музей упразднили, экспонаты передали в другие хранилища или уничтожили, война была признана империалистической, а память о ней ненужной.

В 1923 году комплекс   передали Петроградскому агрономическому институту, который устроил здесь, среди прочего, клуб. Выступать в него приходили поэты и писатели: С. А. Есенин, В. В. Маяковский, В. А. Рождественский, Ф.К.Сологуб, О. Д. Форш, В. Я. Шишков.

Сильно пострадала палата в годы   Великой Отечественной войны. Потом тут поселили жителей города, разместили склады, наконец, на 25 лет въехали реставрационные мастерские с кузницей и плавильней, топили по-черному. В ноябре 2008 года палата была передана в управление Государственному музею-заповеднику «Царское Село». Работников музея встретили руины – полуобвалившиеся своды, сгнившие перегородки и прочие прелести разрухи.

НИИ «Спецпроектреставрации» разработал проект реконструкции, реставрации, технического переоснащения и приспособления для музейного использования. Федеральный бюджет выделил 292 млн. рублей. Генеральным подрядчиком стала компания «Рестрой». Сегодня здание поднято из развалин и готово к размещению музейных ценностей, организована входная зона с кассами и гардеробом, есть условия для приема посетителей с ограниченными возможностями. Самым большим вмешательством в памятник стала прокладка инженерных коммуникаций и средств связи. Использование специальных каналов позволило избежать искажения исторических фасадов и интерьеров..

Много споров вызвала судьба полихромных росписей бетонных (ноу-хау начала ХХ века) сводов Большого зала, башен и галерей, выполненных художником Н. П. Пашковым (1880—1960) в «билибинском» стиле.   Так, потолок большого двухсветного   зала был украшен изображениями гербов губерний Российской империи. Это редкая техника росписи: на бетон нанесли тонкий слой штукатурного грунта, а по нему – живопись силикатными красками. В соответствии с современными требованиями к ведению реставрационных работ, предполагающими минимум вмешательства в историческую ткань памятника, принято решение о консервации живописи. Возможно, со временем вернутся к идее воссоздания росписей, благо сохранились фотографии и авторские подготовительные картоны.

Сейчас главный вопрос о формировании музейной экспозиции. Ведь это будет первый в современной России музей, посвященный Первой мировой войне, круто изменившей судьбу нашей страны. Дата открытия известна – 1 августа 2014 года. В распоряжении музейщиков свыше 2000 экспонатов, в т. ч. нашлось 50 портретов георгиевских кавалеров. О.В.Таратынова, директор Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Царское Село» рассказывает, как только стало известно о возрождении музея, люди отовсюду стали присылать вещи и документы. В экспозиции будет использовано примерно 950. Ольга Владиславовна подчеркивает: «Это   будет не музей о былом музее, а музей Великой войны. Конечно, предусмотрена мемориальная зона об истории Ратной палаты и Е.А.Третьяковой. В экспозиции расскажем о предвоенной поре, первых годах войны, армии и флоте, технических новшествах (самолеты, подлодки, танки), деятельности императорской семьи в военные годы. А потом сам музей подскажет, что надо добавлять и изменять.»