В канун 260-летия со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта было обнаружено очередное доказательство близких отношений между ним и Антонио Сальери. Причастность Сальери к смерти его коллеги и конкурента Моцарта неоднократно опровергалась. А теперь выяснилось — два музыканта не только не были врагами, но и творили вместе.

Сальери был соавтором МоцартаРечь идет о кантате, которую рыцарь Людвиг Алоис фон Кехель внес в свой знаменитый «Хронологически-тематический указатель всех сочинений Вольфганга Амадея Моцарта» под номером KV477а, пометив при этом как пропавшую. Парадокс заключается в том, что об этой кантате трубила вся венская пресса той эпохи, а вот ноты потерялись, казалось, бесследно.

И вот числившееся «без вести пропавшим» сочинение нашлось: правда, не полная партитура, а лишь издание текста, принадлежавшего перу легендарного либреттиста Моцарта (и, кстати, Сальери тоже) аббата Лоренцо да Понте. Однако к изданному в Праге тексту прилагается вклейка с образцами музыки! Из тридцати пышных строф, которыми разразился аббат да Понте, на музыку положены лишь четыре: первую строфу «озвучил» Сальери, музыку к двум следующим сочинил Моцарт, финал же написал некто Корнетти.

Открытие посчастливилось сделать немецкому музыковеду и музыканту Тимо Херману (Timo Jouko Hermann), специалисту по творчеству Сальери. Занимаясь изысканиями, связанными со своим героем, Херман, как водится, случайно обнаружил в музыкальном отделе Пражской национальной библиотеки среди списка либретто опер Сальери и его учеников запись, от которой у специалиста затряслись руки: «Приветствие выздоравливающей Офелии». Неужели речь идет о тексте кантаты 477а? И действительно, это было он! Да еще и с музыкой.

Иточник: журнал «Дилетант»