Париж, как и любая европейская столица безостановочно меняется. И не всегда, конечно, в лучшую сторону. Барон Осман, перестроивший Париж, был не первым и, конечно, не последним. Парижане так уже привыкли к постоянным изменениям, уже даже не обращают внимания на снос средневековых церквей, скажем, и появление на их месте новых высоток в стекле и бетоне. Одна перестройка Ле-Аль чего стоила – и в прямом и в переносном смысле этого слова. Но кое о чем, все же, впору пожалеть. Если и не о Бобровой речке, закатанной под землю, то о некоторых монументах уж точно.

Le cimetière des Innocents

Неподалеку от Ле-Аль на Place Joachim du Belay есть фонтан Невинных – об этом знаю все. Но немногие помнят, что раньше здесь располагалось самое большое и самое старое кладбище Парижа. И хоронили парижан на этом кладбище много веков, буквально друг на друге. Пока однажды, после очередного наводнения, могилы не подмыло, и они в буквальном смысле, провалились в подвалы домов по соседству. В общем, кладбище особым указом Людовика XVI ликвидировали, а останки перенесли в то, что сейчас называется Катакомбы.

Les Cagnards

Прогуливаясь по набережной у отель-Дьё, вы, конечно, не могли не обратить внимания на странные сводчатые окна и дверь под тяжелым замком. Возможно, вы также обратили внимание и на странный цвет камня, которым заложена набережная – он немного отличается по цвету от других. Раньше прямо на набережную от подвалов самой первой больницы в Париже вели сводчатые анфилады, которыми пользовались прачки, чтобы постирать белье, и водоносы, поставлявшие воду больным. Да, когда-то из Сены можно было пить, в ней можно было купаться, и даже рыба здесь водилась.

Viaduc d’Auteuil

Мост Гарильяно на окраине Парижа, соединяющий 15-й и 16-й округа раньше был намного красивее. Построенный в 1863, он был частью «Маленького пояса» Парижа. Но, как известно, надобность в нем вскоре отпала (спасибо метро), его снесли в 1959-м и через четыре года на месте виадука появилось то, что появилось – технологически удобное, но совершенно некрасивое.

Le Palais des Tuileries

Дворец Тюильри был построен по приказу Екатерины Медичи в 1564 году прямо напротив Лувра. Мамаша Медичи знала, как контролировать своих детишек, делая вид, что не вмешивается в политику. Правда, во времена Парижской Коммуны, в 1871 году дворец Тюильри сгорел. Было ли это проклятьем Красного Человека, или просто коммунары порезвились – теперь уже неизвестно. Но в 1883-м руины все же разобрали, сделав парк, в котором теперь пара уток, много статуй и толпы туристов.

Palais du Trocadéro

Дворец в нео-византийском стиле построили ко Всемирной выставке 1878 года. Он был всем хорош – и как павильон, и как здание, удачно вписывающееся в город. Однако, в 1935 году его снесли, чтобы установить на его месте Palais de Chaillot в нео-романском стиле. Тоже, кстати, к выставке. Только 1937 года. Он и поныне там – странный, белый и массивный.

Luna Park

Как развлекались парижане в начале прошлого века? Они посещали луна-парк. С озером, по которому катались на катамаранах и лодочках, с колесом обозрения и прочими аттракционами. Развлекались, правда, недолго – всего-то до 1948 года. Потом на этом месте построили безликий Palais des Congrès.

Théâtre de Belleville

Театр на Cour Lesage в 20-м округе Парижа просуществовал больше века – с 1828 по 1962, пользовался популярностью у парижан за свои инновационные постановки, один раз горел, но восстановлен, и в итоге был снесен в «пользу» города. Сейчас на его месте – высотка и китайский супермаркет без единой латинской буквы на фасаде. Тоже, наверное, своего рода шарм глобализации.

Gare de l’Ouest (Montparnasse)

Первые поезда вокзал Монпарнас начал принимать в 1840, а в 1895-м случилось знаменитое крушение поезда из Гранвиля, который не смог затормозить и на скорости 60 км пробил стену и вывалился наружу. Но его восстановили, и был он красивым вплоть до 60-х годов прошлого века, пока мэрия не решила, что количество путей нужно увеличить, да и вообще пассажиропоток растет день ото дня. Старое здание снесли и на его месте появилось то, что есть сейчас – из стекла и бетона.

Источник: журнал «Пятая Республика»