Лиссабонский саммит (март 2000-го) поставил перед странами ЕС амбициозную задачу: создать развитую «экономику знаний», которая превратит объединенную Европу в мирового лидера. Было признано, что для этого необходимо повысить качество и эффективность национальных систем образования и профессиональной подготовки, предоставить каждому гражданину ЕС доступ к высшему образованию в любой стране по его выбору и сделать европейское образование доступным для граждан других, неевропейских стран. Для реализации «лиссабонской стратегии» были выработаны единые методы мониторинга, включающие в себя сбор статистических сведений и их оценку.

Согласно данным о структуре расходов на высшее образование в странах – членах Европейского Союза, опубликованным в официальном документе Сообщества, затраты на обучение одного студента/докторанта в целом коррелируют с таким показателем национального благосостояния, как среднедушевой ВВП. Так, на высшее образование в Латвии, Литве, Болгарии, Польше, Словакии при низком ВВП на душу населения ежегодно расходуется сравнительно немного средств. Впрочем, жесткой зависимости тут нет: в иных странах с примерно равным уровнем ВВП на душу населения (Великобритания и Швеция, Италия и Финляндия) государственное финансирование высшего образования может сильно различаться.

В 2003 году в странах ЕС на высшее образование было израсходовано (с учетом частных затрат и расходов международных организаций) в среднем 1,18% валового внутреннего продукта. Большинство стран незначительно отклоняются от среднеевропейского показателя. Исключения составляют, с одной стороны, Кипр (1,57%) и скандинавские страны: Дания (1,75%), Финляндия (1,75%), Швеция (1,73%), которые потратили на эти цели более 1,5% ВВП, а с другой стороны, Италия (0,9%), Мальта (0,61%) и Словакия (0,9%, без учета расходов на среднее профессиональное образование). Если же принимать во внимание только финансирование из государственных, региональных и местных бюджетов, то в среднем на обучение в колледжах, университетах и докторантуре страны ЕС израсходовали 1,14% ВВП. Доли ВВП, характеризующие расходы на высшее образование из государственных и местных бюджетов, варьируются более заметно: от 2,5% в Дании, 2,16% в Швеции, 2,05% в Финляндии до 0,84% в Болгарии, 0,78% в Италии, 0,74% в Латвии и 0,68% в Румынии.

Высшее образование в ЕС финансируется на 79,9% за счет общественно-государственных расходов (к которым относятся также расходы на школьное образование, здравоохранение, социальное обеспечение, общественный транспорт и т. п.), 5,4% поступает от некоммерческих организаций и фирм и 11,5% средств вносится в качестве платы за обучение. Структура бюджетов учреждений высшего образования весьма различна, но удельный вес государственных субсидий высок во всех странах. В Дании, Греции, Португалии и Финляндии доля бюджетных ассигнований покрывает более 90% всей суммы расходов университетов, колледжей и политехникумов. В Болгарии, на Кипре, в Латвии и в Польше она заметно ниже, более 30% затрат вузов покрывает плата за обучение. Бизнес-корпорации и благотворительные организации, как правило, редко перечисляют деньги прямо в бюджеты вузов, однако в Венгрии, Нидерландах, Швеции и Великобритании их взносы составляют 11–16% бюджетов учреждений высшего образования. Зарубежные источники играют важную роль в финансировании университетов и колледжей в Греции, Латвии, Литве и особенно Мальте.

Доля затрат на высшее образование в общественно-государственных расходах почти во всех странах Евросоюза колеблется между 2 и 3%. Меньше 2% она только в Чехии (1,98%), Италии (1, 61%) и Мальте (1,7%). В скандинавских странах, напротив, она относительно высока и составляет 3,7–4,5%. Лидирует здесь Дания. В Норвегии, которая сотрудничает с ЕС в области образования, этот показатель достигает 4,78%. Влияет на него демографический состав населения, численность студентов и докторантов, уровень зарплаты тех, кто работает в образовательных учреждениях, а также структура ассигнований на эту отрасль образования. Например, и в Дании, и в Норвегии примерно треть выделенных средств идет на гранты и образовательные займы для студентов и докторантов.

Финансирование высшего образования осуществляется либо непосредственно, путем прямого перечисления средств учебным заведениям, либо опосредованно. Во втором случае речь идет о финансовой поддержке студентов или переводе некоммерческим благотворительным организациям бюджетных средств для их последующего перераспределения. В Евросоюзе прямые бюджетные ассигнования составляют 83,7% общественно-государственных расходов, эту форму финансирования считают предпочтительной практически во всех странах. В Чехии, Греции, Испании, Франции, Польше, Португалии, Румынии и Словакии более 90% средств, выделенных на высшее образование, поступают непосредственно в бюджет учебных заведений. Но в ряде стран доля прямых ассигнований значительно ниже: в Дании, Норвегии и Мальте прямые выплаты колледжам и университетам составляют менее 70% всех расходов по этой статье бюджета, на Кипре – всего 44%. В этих странах все, что остается после перечисления денег вузам, направляется на финансовую поддержку студентов. В Лихтенштейне доля прямых ассигнований также сравнительно мала, всего 57,5%, остальные 42,5% бюджетных средств перераспределяется через НКО.

Соотношение прямых бюджетных ассигнований и непрямых расходов на высшее образование зависит от сложившихся систем оплаты обучения, форм поддержки высшего образования, поощрения мобильности учащихся, их возраста и социального статуса. В Дании и Норвегии 32,2 и 36,7% средств выделяется на поддержку студентов, обеспечение их финансовой независимости. Такая финансовая политика создает стимулы к тому, чтобы молодые люди продолжали образование. В этих странах более 15% обучающихся в вузах и докторантуре старше 35 лет. В Лихтенштейне, Мальте, Кипре нет обучения по некоторым специальностям, поэтому значительная доля средств выделяется здесь на то, чтобы обеспечить студентам возможность получить образование за границей. В Лихтенштейне (так же как в Люксембурге, Исландии и немецкоязычных сообществах Бельгии) всем студентам, выезжающим учиться за границу, выделяются гранты и займы в том же объеме, что и студентам, обучающимся в своей стране. Для граждан Кипра и Мальты возможность получения финансовой поддержки для обучения за границей зависит от выбранной ими страны обучения, программы учебного заведения, продолжительности курса и т. п.

Что касается бюджетных ассигнований, то в большинстве стран ЕС учебные заведения получают деньги непосредственно от центрального правительства. Только в трех странах – Бельгии, Германии и Испании – основным источником финансирования вузов являются региональные правительства: через них перераспределяется более 75% бюджетных поступлений. Местные органы власти практически не влияют на финансовую политику в области высшего образования, за исключением Дании и Финляндии, где примерно 11 и 17% средств перераспределяется на локальном уровне.

Бюджетные ассигнования могут лишь частично покрывать стоимость обучения. Во многих странах студенты, получающие первую специальность, частично компенсируют учебным заведениям издержки на свое образование. С них могут взимать плату, во-первых, за обучение, во-вторых, на покрытие административных расходов (сюда относятся вступительные взносы, которые платят при зачислении, и регистрационные взносы, которые платят ежегодно, а также сертификационные взносы на оплату экзаменов и оформление дипломов). Помимо перечисленных выплат, в некоторых странах существует система обязательных взносов в студенческие организации (средства могут идти на оплату занятий, не связанных с учебой, либо покрывать некоторые виды страхования). Самой значительной статьей расходов обычно является плата за обучение, остальные взносы сравнительно невелики. В частности, ежегодный регистрационный взнос не превышает 200 усл. ед. ЕС. Исключение составляет Исландия, где он равен 394 усл. ед. ЕС, и Франция, где этот взнос в большинстве случаев колеблется от 146 до186 усл. ед. ЕС, но для отдельных специальностей может достигать 1 000 усл. ед. ЕС. Отметим, что и в Исландии, и во Франции со студентов больше никакой платы за обучение не взимают. Взносы в студенческие организации нигде не превышают 100 усл. ед. ЕС. Например, в Норвегии и в университетах Финляндии величина этих взносов колеблется между 40 и 85 усл. ед. ЕС, при том что там нет ни платы за обучение, ни регистрационных и административных взносов.

Поскольку высшее образование субсидируется государством, плата за обучение, как правило, устанавливается централизованно. В этом отношении политика в разных странах очень различается. Так, в франкоязычном сообществе Бельгии и в Турции плата за обучение не достигает 200 усл. ед. ЕС, а в Нидерландах и Великобритании (исключая Шотландию) она не ниже 1 000 усл. ед. ЕС. В Испании и Португалии такая высокая плата взимается только за обучение по некоторым программам. В Латвии, где четверть студентов учится бесплатно, а три четверти мест в вузах не субсидируется, в платном секторе высшее образование в некоторых учебных заведениях может обойтись студенту почти в 12 000 усл. ед. ЕС.

В Дании, Греции, Ирландии, Венгрии, Мальте все студенты, получающие первое высшее образование, при отсутствии академических задолженностей обучаются бесплатно. В Чехии этим правом пользуются только студенты университетов, в Испании – только студенты колледжей, в Финляндии – студенты политехнических факультетов, в Эстонии и Латвии – та часть студентов, что была зачислена на места, обеспеченные государственной субсидией. В Шотландии высшее образование считается бесплатным, т. к. специальные правительственные учреждения ежегодно оплачивают регистрационные взносы за всех успевающих студентов, однако завершив образование, выпускники обязаны внести некоторые взносы, частично компенсирующие их финансовую поддержку в годы обучения.

Итак, высшее образование во многих странах можно считать бесплатным. Однако в ЕС наблюдается тенденция к утверждению стандарта платного образования. В частности, Чехия, Германия и Венгрия заявили, что они планируют ввести плату за обучение, а Литва уже готовится к этому шагу.

Практически во всех странах хорошо успевающим студентам, испытывающим финансовые затруднения, так или иначе оказывается поддержка в виде грантов или займов, в том числе льготных, снижения платы за обучение или полного освобождения от нее. Кроме того, в странах, где студенты считаются финансово независимыми от родителей, они могут получать гранты и займы для покрытия стоимости жизни. Там же, где молодые люди (обычно до 23 или 26 лет), продолжающие обучение, рассматриваются как иждивенцы, их родители получают пособия и/или право на налоговые вычеты.

В Чехии, Эстонии, Греции, Кипре, Польше и Словении финансовая поддержка студентов, получающих первое высшее образование и зачисленных на места, обеспеченные государственными субсидиями, означает выделение им средств на покрытие стоимости жизни (в дополнение к помощи, которую получают их родители). В остальных странах студенты получают гранты и займы на уплату одного, двух или всех трех видов взносов.

В Болгарии, Франции, Латвии, Австрии, Польше и Исландии студенты и докторанты, имеющие детей, получают дополнительную помощь; в Дании, Германии, Словении, Словакии, Швеции, Великобритании и Норвегии – только студенты. В Болгарии, Дании, Австрии, Словакии и Шотландии они имеют возможность получать дополнительные гранты, в Дании и Исландии – льготные займы, в Болгарии и Словакии – субсидии на аренду жилья, в Словении – выплаты на питание.

В целом правительства стран Европы прилагают значительные усилия, чтобы устранить социально-экономические барьеры на пути к высшему образованию.