В рамках Дней Санкт-Петербурга в Таллинне проходит выставка фотографий знаменитого российского фоторепортера Карла Буллы, организованная Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы (Санкт-Петербург) и Таллиннским городским музеем. Это уже пятая выставка наследия Карла Буллы, организованная фондом на эстонской земле.

Ирина Тихомирова

Карл Булла – прославленный мастер фотографии конца XIX – начала XX века, автор более ста тысяч фоторабот, многие из которых широко известны и публиковались в российских и иностранных газетах и иллюстрированных журналах.

Большая экспозиция фотографий из его творческого наследия представляет визуальный образ Российской империи на рубеже XIX-XX веков, жизнь царского двора и иностранных гостей Санкт-Петербурга, портреты выдающихся деятелей культуры, искусства, науки. Для эстоноземельцев особый интерес представляют фотографии, отражающие исторические моменты начала прошлого века, связывающие историю Ревеля и Российской империи.

Выставка в таллиннской башне Кик-ин-де-Кёк состоит из двух частей. На первом этаже музея расположена экспозиция из 45 фотографий, посвященных видам Санкт-Петербурга, фоторепортажам со знаменательных событий, и фотосюжеты из истории Эстонии. На верхнем ярусе башни можно увидеть 35 виртуозно сделанных портретов знаменитостей, среди которых Лев Толстой и Владимир Набоков, Илья Репин и Амандус Адамсон, Фёдор Шаляпин и Матильда Кшесинская. Несколько фотографий представляют также творчество сыновей Карла Буллы – Виктора и Александра.

Самородок из Пруссии

Карл Булла родился 26 февраля 1855 года в Пруссии в немецкой купеческой католической семье. Мальчиком одиннадцати лет он приезжает в Санкт-Петербург. В девятнадцать лет Булла начинает заниматься фотографией. Архивные источники сообщают, что главному делу своей жизни он не учился – до всего доходил сам, став в результате одним из самых знаменитых фотографов в мировой истории и обретя право называться первым фоторепортером России.

Как рассказал член правления фонда Юрий Светов, писатель и исследователь, представлявший выставку наследия мастера, «Булла был человеком с коммерческой жилкой». Свой путь он начал с изготовления и торговли фотопластинками и имел большой коммерческий успех. Параллельно вел павильонную съемку, фотографировал и продавал открытки с городскими видами, которые расходились по всему миру. С 1897 года снимки Буллы стали печататься в одном из самых популярных российских журналов «Нива».

Отец российского фоторепортажа

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, фото из архива Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы

Булла был наделен огромной работоспособностью: он снимает эпохальные события, случайно или намеренно оказавшись в гуще событий и придавая значение сценам и персонажам, которые другие мастера этого цеха не считали достойными фиксации. На его фотографиях, может быть у одного из первых, появились люди, которые трудятся: он снимал сварщиков на заводе Нобеля, рабочих, кладущих камни на мостовых. Интересно фото Буллы «Двухсотлетие Санкт-Петербурга», где мастер снимает сцену, как дворники рано утром подметают город к празднику – судя по фото, ему был интересен любой социальный типаж.

В 1904 году Булла получил разрешение «снимать торжества в Высочайшем присутствии». Таким образом, он, приблизившись к императорскому двору в качестве фотографа, мог фиксировать самые значительные церемонии двора: снимал коронацию Николая II, крестины детей, визиты высоких гостей. Это был огромный карьерный рост. Однако поняв, что нужно не только зарабатывать, но и быть полезным обществу, Карл стал безвозмездно снимать для общественных организаций, таких как Российская публичная библиотека. Через 10 лет такой подвижнической деятельности он удостоился звания «Специальный фотограф Российской публичной библиотеки». Этот безвозмездный труд, как «хлеб, пущенный по водам», вернулся ему с лихвою.

Фотосессия Льва Толстого

Завоевав популярность и авторитет, Карл получил возможность снимать всю культурную элиту страны: на Невском, 54, где был устроен фотосалон, Булла начал делать фотопортреты. Фотографироваться приходил весь Санкт-Петербург – министры, генералы, сенаторы, певцы, актеры. Он снимал сцены из спектаклей в Мариинском театре, даже делал фото декораций.

Ему удалось осуществить важный для истории культуры проект: после пятилетних переговоров он смог приехать в Ясную Поляну и сделать фоторепортаж о Льве Толстом, снимки из которого доныне цитируются при любом упоминании имени великого писателя.

Эстония и фото Карла Буллы

Жизнь Карла Буллы тесно связана с Эстонией. С 1902 года он регулярно выполняет фоторепортажи о визитах в Ревель императора Николая II: Карл снимает царя, когда тот прибывает на открытие памятника броненосцу «Русалка», делает исторические снимки встреч российского монарха на рейде Таллиннского залива с императором Германии, с королем Великобритании, с президентом Франции. Булла приезжает для съемок учений Балтийской эскадры, снимает общественные волнения 1906-1907 годов в Прибалтийском крае, фотографии которых также можно увидеть в экспозиции выставки.

Есть и другие, весьма любопытные факты, отражающие связь Карла Буллы с Эстонией. По Санкт-Петербургу фотограф был знаком со знаменитым эстонским скульптором Амандусом Адамсоном. Елисеевский магазин украшает одна из его скульптур, созданная Адамсоном с фигуры известного эстонского атлета Георга Луриха, который был любимым натурщиком Карла Буллы, что подтверждается множеством сохранившихся снимков.

Эстония становится для Буллы местом последнего прибежища. В 1918 году Карл с супругой переехал на Сааремаа, в ту пору остров Эзель, где и жил до своей кончины вплоть до 28 ноября 1929 года. Конец жизни он провел в маленькой деревушке, найдя здесь покой после сложной бурной жизни.

Клан Буллы

Кроме исторической ценности фотографий клана Буллы невозможно не заметить художественные достоинства снимков. Карл и его потомки, а оба сына Буллы унаследовали талант и мастерство отца, свои фотографии делали с изысканным вкусом, когда это касалось городской среды и архитектуры, и с тактом и большой психологической верностью, когда они снимали людей.

К событиям, происходящим в стране при революционной смене эпох, эти талантливые фотографы относились как ученые, одинаково достоверно снимая политических противников с обеих сторон баррикад, с потрясающей интуицией выбирая самые важные фигуры эпохи.

Как рассказал Sputnik Эстония Светов, исследователь жизни мастера фотографии, сын Буллы Александр, например, фотографировал в 1916 году приезд императора на фронт, а в 1918 году – Троцкого и Зиновьева. Его сын Виктор снимал и Ленина, и Сталина, и Кирова – всех тех, кто встал у руля новой Советской республики. Виктора Буллу даже называли летописцем революции, а сделанные им 34 фотографии Ленина в свое время были отобраны для хранения в Институте Ленина.

«Мы представляем себе начало двадцатого века благодаря кадрам Буллы», –считает писатель и исследователь Юрий Светов. Всего около двухсот тысяч негативов были переданы сыном Карла Буллы на хранение в Государственный архив СССР.

Знакомый незнакомец

Юрий Светов упомянул в своей лекции, что Карл Булла был награжден тридцатью орденами и медалями Российской империи, а также орденами Франции и Персии, Италии, королевства Швеции. Он был поставщиком многих королевских домов Европы. Его сыновья также имели множество европейских наград. По исторической казуистике официальная память о клане Буллы была стерта на какое-то время из анналов истории, но в Санкт-Петербурге о нем всегда помнили.

Как и легендарные «Филипповские булочные», и Елисеевские магазины, в памяти горожан его ателье, уже без прежнего владельца, так и называлась в народе «фотография Буллы».

Юрий Светов, писатель, журналист, исследователь, член правления фонда, рассказал Sputnik Эстония о том, каким потрясающим умением выстроить кадр обладал Булла: «Есть фото, где заснят полностью один стрелковый полк, тысяча человек, а может, и больше, на этой фотографии можно разглядеть каждое лицо. Или полуденный выстрел пушки со стен Петропавловской крепости: виден залп и клубы порохового дыма, а ведь далеко не каждый фотограф способен это сделать! Как ему это удавалось – трудно сказать».

По мнению куратора выставок фонда в Эстонии Лилии Керро, творчество этого гениального мастера объективно отражает историю:

Он был лучшим фоторепортером России своего времени. Чувство ответственности у него было колоссальное: Булла прекрасно понимал, что его фотография будет не только напечатана в газете – она останется на века. И он был прав!»

Фоторепортер от Бога

Благодаря основателю Фонда им. Карла Буллы Валентину Эльбеку за последние два года были выпущены две монографии о клане гениальных фотографов, в каждой из которых содержится более 600 фотографий: «Первый фоторепортер России Карл Булла», «Династия фоторепортеров Карл, Александр, Виктор и Юрий».

Фонд имени Карла Буллы занимается восстановлением истории семьи и сохранением ее культурного наследия. «Он был фоторепортер от Бога, – считают работники фонда, – и достоин того, чтобы о нем помнили».

По мнению исследователя Светова, Карл Булла принадлежал трем странам: по рождению  – Пруссии, по месту, где он состоялся как фотограф, – России, и по последнему периоду его жизни и месту, где покоится его прах, – земле Эстонии. «Мы хотели, чтобы люди о нем больше знали. Кроме того, мы надеемся, вдруг найдется в Эстонии кто-то, кто поделится воспоминаниями о Булле или найдет в своем архиве фотографии великого мастера, не опубликованные ранее. Нам кажется, что Карл Булла – неотъемлемая часть эстонской культуры и, несомненно, ее истории», – заключил Юрий Светов в финале интереснейшего рассказа о клане Буллы.

На Сааремаа усилиями Фонда им. Карла Буллы в ближайшем будущем будет открыт Дом-музей Карла Буллы.

Источник: агентство Sputnik