12 апреля 1740 года в Париже, в семье одного плотника родился первенец – Клод-Андре Десен. Мальчик с рождения оказался глухим. Позже в этой семье родилось еще семеро детей, все они хорошо слышали. Большую часть своей жизни Клод-Андре общался с членами своей семьи: с родителями, с братом Луи-Пьером, который был на 9 лет младше. К сожалению, точно неизвестно, чем занимался Клод до 37 лет. Вероятнее всего, он помогал отцу в его плотницком деле. Работа с деревом дала первоначальные практические навыки будущему скульптору.

Подготовила по материалам интернета

Людмила Жадан

Клод-Андре Десен. «Любовь и верность».

Когда Клоду исполнилось 37 лет, умер отец. При решении вопроса о наследнике имения, друзья семьи в суде единодушно предложили запретить наследование Клодом Десеном этого имения. Видимо, они указывали судье на тот факт, что Клод, хотя и первенец, глухой и немой от рождения, а значит, не способен принимать решения самостоятельно. По решению суда управление имением было возложено на его мать.

Интересно, что по сохранившимся документам того судебного дела видно, как судья лично вычеркнул относящиеся к Клоду-Андре слова «не может читать и писать» и заменил их на фразу «не читает и не пишет». В самом деле, Клод не знал, как читать или писать, не потому, что он глухой, а потому что его этому не учили. Таким образом, это документальное свидетельство хорошо описывает судьбу Клода-Андре Десена, впрочем, как и многих других глухих людей: они были оставлены на усмотрение судей и чиновников своего времени, их наблюдательности и добропорядочности.

Клод-Андре был далеко не глуп и способен к общению. Более того, он все же получил начальное образование. Клод посещал занятия в первой школе для глухих – Парижском институте глухонемых, основанном в 1760 году во Франции аббатом Шарлем Мишелем де Л`Эпе. Клод был одним из лучших учеников великого пионера обучения на жестовом языке. Де Л`Эпе научил Клода – уже взрослого человека! – ценным навыкам чтения и письма. В одном письме, датированном 1773 годом, аббат де Л`Эпе упоминает одного из своих учеников, глухого рабочего в мастерской скульптора, который смог обучиться и найти себя, благодаря урокам. Клод-Андре начал собственноручно подписывать свои произведения так: «Десен, глухой и немой».

Внизу, на постаменте, подпись «Десен глухонемой»

В 1786 году глухой ученик создал бюст любимого учителя. Есть такая версия, что предварительную модель скульптурного портрета аббата де Л`Эпе Клод вылепил прямо в учебном классе, тайком от учителя, зная его нелюбовь к славе. По другой версии, менее популярной, глухой скульптор попросил аббата ему позировать. Как бы там ни было, бюст аббата де Л`Эпе работы Клода Десена известен как единственное и очень хорошее прижизненное изображение аббата.

В возрасте 38 лет Клод, вместе со своим младшим братом Луи-Пьером, поступил в Королевскую академию живописи и скульптуры, которая была создана еще в середине XVII века для повышения статуса художников и отличия их от ремесленников. Примечательно, что оба брата учились у Огюстена Пажу, знаменитого французского скульптора, представителя классицизма. Можно предположить, что Луи немного переводил для Клода во время учебы, помогал ему общаться с людьми. Слышащий младший брат быстро вырос в мастерстве, он потом еще учился в Академиях искусства Бордо, Руана, Копенгагена и Берлина. Но и глухой старший брат старался не отставать. В одном из многочисленных художественных конкурсов, проводимых Королевской академией, когда Луи-Пьер получил главный приз, Клод-Андре занял почетное третье место. Такого уровня раньше не достигал ни один глухой художник Франции! Постепенно Клод стал известен в среде аристократов, и глухой скульптор получил несколько хороших заказов, а с ними и прибыль.

Луи Франсуа Арман дю Плесси, герцог де Ришелье, маршал Франции

Примечательно, что события Революции разделили родных братьев. Луи Пьер проявил себя стойким роялистом, верным династии Бурбонов. А Клод-Андре вдруг с энтузиазмом встал за идеи Революции. Глухого скульптора с 1789 по 1794 годы часто видели сидящим в Якобинском клубе среди политиков. Ему удалось сделать и продать некоторое количество бюстов сторонников Республики. (Нам известно около 40 работ Десена, и из них три четверти были созданы в период с 1791 по 1794 год.)

Он сделал, в частности, бюст герцога Ришелье (1785), эта работа была очень хорошо принята специалистами. Журнал «Новости Республики в области искусства и литературы» высоко оценил этот бюст за «античную манеру, художественную форму и поразительное сходство». Автор заметки также отмечает, что художник заслуживает большой похвалы, так как он «достоин сожаления, как лишенный слуха и речи».

Также Клод-Андре, выиграв конкурс, мастерски исполнил бюст знаменитого оратора Революции Оноре де Мирабо. Не менее известны скульптурные портреты Максимилиана Робеспьера, племянника Мухаммеда Османа Хана, виконта де Сегура, Франсуа-Мари Вольтера, Жан-Жака Руссо и другие. Некоторые работы глухого скульптора не раз выставлялись в Лувре и в Салоне.

С одним из произведений нашего героя связана жутковатая история. В ночь на 17 февраля 1793 года Жорж Жак Дантон, один из ведущих деятелей Великой французской революции, взял с собой Клода-Андре на городское кладбище, где тремя днями ранее была похоронена жена Дантона, умершая при родах четвертого ребенка (к моменту захоронения она была мертва уже неделю).

Оноре Мирабо. Бюст выполнен в 1791 году, с посмертной маски.

Глухого скульптора уговорить на ночной поход на погост удалось только за внушительную пачку ассигнаций. Под покровом тьмы, с помощью кладбищенского сторожа, Жорж Дантон раскопал тело своей жены, Антуанетты Габриель. Далее глухому скульптору было велено снять с усопшей посмертную маску. Бедный Клод в тихом ужасе наблюдал, как ловелас Жорж Жак со слезами покрывал труп поцелуями, умоляя жену простить его за многочисленные измены. (Эту сцену можно увидеть в фильме Анджея Вайды «Дантон» с актером Жераром Депардье.) Бюст Антуанетты Габриель работы Клода-Андре Десена, кстати сказать, получился весьма удачным, каждый желающий может полюбоваться им в музее Труа. Необычный заказ, ничего не скажешь!

После падения Робеспьера, заказы Клода-Андре уменьшаются, и он больше нигде не выставлялся. После смерти его матери в 1795 году, младший брат стал помощником старшего и распорядителем наследства. Согласно архивным данным, Луи-Пьер не особенно заботился о глухом брате. Правда, справедливости ради, нужно отметить, что, вероятнее всего, именно по ходатайству Луи опальный глухой скульптор до самой смерти регулярно получал от правительства скромную пенсию. Луи умер в Париже в 1822 году, похоронен на кладбище Монпарнас. Клод-Андре скончался годом позже, в 1823 году в Пети-Жентильве, там и похоронен.

Имя Клода-Андре Десена упомянуто в «Общем обзоре учения глухих и немых» от июля 1903 года и до сих пор особенно чтится глухими за прижизненный портрет аббата де Л`Эпе. Его работы хранятся в Музее изящных искусств Ренна, в Версальском замке, в Лувре.

бюст посланника Типу Сахиба, султана Майсура, при дворе Людовика XVI

Самая, наверное известная работа Клода-Андре Десена – бюст Робеспьера, 1791 год

Габриэль Шарпантье, жена Дантона.