Сложно представить себе наиболее колоритную и противоборствующую пару в истории искусства прошлого века, нежели мексиканцы Фрида Кало и Диего Ривера. Фрида, при жизни не имевшая и десятой доли популярности мужа, неожиданно стала всемирно известной художницей, сюрреалистические автопортреты которой теперь узнает каждый. А вот некогда недосягаемый мэтр получил роль “сопутствующего персонажа” из ее биографии – эдакого любвеобильного мачо с очень колоритной внешностью. И уже далеко не все помнят, как.

Еще двадцать пять лет тому назад, казалось, что славу мексиканского художника-муралиста нельзя сопоставить из скромной популярностью его жены, художницы Фриды Кало. Однако хрупкая и темпераментная женщина, никогда не находилась в тени знаменитого мексиканца.
Ривера был гениальным мастером больших форм, муралист, крестный отец сегодняшнего уличного искусства «стрит-арт». Фрида предпочитала малые формы и была одной из самых известных мастеров арт-модерн 20-го века. Эта чета живописцев в художественном плане оказала невероятное влияние на творчество друг друга, несмотря на то, что совместная их жизнь была полна драматизма.
Духом борьбы и соперничества был пропитан весь совместный путь двух легендарных художников. Оно выражалось и в творчестве, и в политических взглядах, и в отношении к свободной любви, когда на супружескую измену одного, второй демонстративно отвечал двумя. Но признанным художником в этой экстравагантной семье при их жизни оставался лишь Ривера, и Фрида с этим ничего не могла поделать, сколько ни пыталась. Успех мужа закрывал ей дорогу к собственной карьере.
Однако со временем произошла переоценка ценностей, и эта иерархия перевернулась. Фрида “обскакала” своего мужа по части международного признания – женственность в данном случае победила “мачизм”.

Соперничество картин Диего и Фриды на аукционных торгах

Диего Ривера. /Фрида Кало.

Более 60 лет прошло после их смерти, но они до сих пор являются соперниками в искусстве. Но сейчас уже соперничают их картины. Так, в мае 2016 года полотно Диего Риверы стало самой дорогой работой латиноамериканского художника. Полотно «Танец в Теуантепеке» было продано за $15,75 млн.(Baile en Tehuantepec, 1928), что почти вдвое превзошло рекордную сумму установленную картиной Фриды Кало «Две обнаженные в лесу» (1939), проданную на арт-рынке немногим ранее. По всей видимости это только начало их противоборства на мировых аукционных торгах. И то ли еще будет.
В наши дни многие пытаются разгадать тайну маленькой изувеченной талантливой женщины. А Западный мир захлестнуло новомодное течение, носящее название «калоизм». Феминистки разных стран называют ее своей предтечей, ею восторгаются бисексуалы, художники-сюрреалисты причисляют ее своим основоположникам, ее картины оцениваются в миллионы долларов, в ее честь сооружаются “алтари Фриды”.

Возможно сейчас горячая мексиканка от души бы порадовалась такой популярности и превосходству, а может гордо отвернулась бы от ошеломляющей славы, потому как жила своими чувствами в мире, где все было реально – боль, искусство и любовь к Диего.

Картины Фриды, посвященные Диего

Диего и Фрида. Автор: Фрида Кало

История любви двух темпераментных мексиканцев была совсем неидеальной. Между ними пылала безудержная страсть в которой сплелись в одно целое злость и нежность, предательство и преданность, пылкая любовь и дикая ревность.
Всю свою жизнь, находясь рядом с Диего, Фрида не могла передать словами, то, что испытывала к своему любимому. Поэтому все свои чувства она выплескивала на свои полотна. Ее любовь кричала и плакала, терзала душу и никак не могла вырваться наружу.
Но последнее десятилетие жизни художница вела дневник, который был исписан именем мужа и признаниями, шедшими из глубин ее души: «Я хочу лишь одного: чтобы его никто не ранил… Если бы я обладала здоровьем, я его целиком отдала бы Диего». Эта запись была найдена на одном из последних листов дневника.
А после ее смерти была найдена записка, начертанная на клочке бумаги. В ней было написано то, что не давало ей покоя много лет: «В слюне, в бумаге, в затмении, во всех строчках, во всех красках, во всех кувшинах, в моей груди, снаружи, внутри -ДИЕГО… в моих устах, в моем сердце, в моем безумии, в моем сне, в промокательной бумаге, в кончике пера, в карандашах, в пейзажах, в еде, в металле, в воображении, в болезнях, в витринах, в его уловках, в его глазах, в его устах, в его лжи».

 

Картины Риверы, посвященные женщинам и цветам

Продавщица цветов. Автор: Диего Ривера

В свою очередь Фрида для Диего была единственной, кто понимал и принимал его всецело, таким каков он был на самом деле. И хотя он никогда не был верным, Фрида очень многое ему прощала, ведь он всегда возвращался к ней. Так, женившись на ней во второй раз Диего принял все условия, выдвинутые Фридой. И когда это свершилось он с облегчением заявил: «Я так счастлив был вернуть Фриду, что согласился на все».
«Их соединяла страсть, любовь, ненависть, соперничество. Их разделяло очень многое, но жить друг без друга они не могли». И Ривера пережил свою “голубку” всего лишь на три года, правда, успев создать еще одну семью – без любви, без страсти, лишь для того чтобы заглушить боль и не быть совсем одиноким. Он завещал похоронить его рядом с Фридой. Однако новая семья не выполнила его просьбы, похоронив на территории «Ротонды выдающихся деятелей».
Возвращаясь к творческому наследию гениального мастера, можно сказать, что оно огромно. Это и живописные полотна, рисунки и масштабные фрески-мурали, украшающие общественные здания нескольких стран. Но неизменный интерес зрителей вызывают полотна с неестественно большими белоснежными каллами и с изображением женщин, которых он всегда так обожал художник.

Он был предан лишь своему искусству, где неустанно экспериментировал с разными стилями. А в 20-х годах прошлого века стал основоположником мексиканского мурализма. В этом стиле Диего расписал фресками множество общественных зданий в СЩА и в Мексике.
Работоспособность Риверы была завидной. У него на все хватало времени – и на творчество, и на общественную работу, и на педагогическую деятельность. Диего был деканом Мексиканской школы живописи и активно готовил национальных художников.
А еще он был коммунистом, и свое искусство он использовал для борьбы. Не зря соратники Риверы называли его «Огненным крестоносцем кисти». Через свои фрески художник показывал тяжкий труд, неустроенный быт народа и борьбу мексиканцев за свою независимость.

А еще о любвеобильном художнике Диего Ривере, по прозвищу «людоед» и «мексиканский Мюнхгаузен», ходили захватывающие легенды о его любовных похождениях.

Образ, символизирующий азиатскую расу. Вода. Источник жизни. 1951. Автор: Диего Ривера

Женщина толчет кукурузу. 1924. Автор: Диего Ривера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поклонение Богоматери. 1913

Автопортрет. Автор: Фрида Кало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: «Культурология»