Проблемы образования

Цель не бывает позади

Странную заметил закономерность: чем спокойнее жизнь, тем больше витает в обществе любовь к Советской власти. Какими сложными фрейдовскими законами это объяснить, не знаю, однако закономерность ощущаю. Читать дальше >

Россия становится страной теневого образования

Региональные опросы показывают, что более 70% школьных учителей подрабатывают сегодня нелегальными репетиторами. Доходы от этой деятельности составляют от трети до половины семейного бюджета педагогов. Читать дальше >

«Когда читаешь учебник обществознания глазами горца, хочется рассмеяться»

Надежда Кеворкова сделала отличную журналистскую карьеру, но неожиданно (и для самой себя) всё бросила и уехала преподавать историю и обществознание в школу в умирающем селе в Дагестане. О том, почему она решилась на этот шаг, в чём особенности обучения и жизни на Северном Кавказе, как учить детей по учебникам, которые они не понимают, и почему оттуда невозможно уехать. Читать дальше >

Андрей Свинаренко: учеба должна длиться всю жизнь

Глава Фонда инфраструктурных и образовательных программ о программах подготовки кадров для высокотехнологичных предприятий, рассчитанных на любой возраст – от школьников до молодых инженеров. Читать дальше >

Битва за школу. Модернизаторы и клерикалы

Активность Русской православной церкви, все более заметная в последнее время как в политике, так и в публичной сфере, вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Такие события, как принятие закона о защите чувств верующих, строительство новых церквей, передача музеев в собственность церкви, не только становятся предметом бурных общественных дискуссий, но и способствуют формированию локального гражданского протеста. В то же время деятельность Московского Патриархата по усилению своего влияния в сфере образования в последние годы не вызывает заметной общественной реакции, а клерикализация образования не воспринимается как реальная угроза. Читать дальше >

Балинт Мадьяр: Как устроено образование в посткоммунистическом мафиозном государстве

На фоне либерализации жизни постсоциалистических обществ, сопутствующей крушению коммунистических режимов в 1989-90 годах, в начале нового столетия в некоторых странах Восточной Европы стал складываться особый тип авторитаризма, впоследствии получивший название «мафиозное государство». Что представляет собой посткоммунистическое мафиозное государство, как устроены образование и наука в таком государстве и какую роль в образовательном процессе посткоммунистических стран играют идеология и церковь, — в материале, подготовленном порталом «Про общество» совместно с издательством «Новое литературное обозрение», по книге венгерского социолога Балинта Мадьяра «Анатомия посткоммунистического мафиозного государства (на примере Венгрии)». Читать дальше >

Лучший учитель биологии в Петербурге – о престиже профессии, школьной форме и «Вечернем Урганте»

В этом году 31-летний учитель из Петербурга Максим Рыжов занял второе место на всероссийском конкурсе «Учитель года». Он преподает биологию в общеобразовательной школе в Калининском районе и ведет научный кружок. Почему работать в школе престижно, сколько зарабатывает один из лучших учителей в стране и почему он показывает на уроках выпуски «Вечернего Урганта» – «Бумага» поговорила с Максимом о домашних заданиях, ЕГЭ и школьной форме. Читать дальше >

Чем французские учителя отличаются от российских

Во Франции учителя бастуют часто. Некоторые преподаватели участвуют в трёх-четырёх забастовках в год. Хотя профессия учителя считается уважаемой и престижной, не все они согласны с существующим положением дел. «Мел» расспросил преподавателя французского лицея Оксану Могеру о том, как живется учителям во Франции и в чем особенности французского подхода к обучению детей. Читать дальше >

Александр Аузан: Не спрашивать разрешения

Мы живем в примитивной экономике, которая не требует высокого качества человеческого капитала. Это противоречие было уже в СССР, где вузы выпускали большое количество высокообразованных людей. Но лишь малая их часть была вовлечена в научные разработки и причастна к появлению каких-то прорывных технологий. А в постсоветской России эта ситуация стала совсем вопиющей. И мало того, что ходит масса умных, с хорошим образованием, которых некуда девать. Иных новоиспеченных экономистов, финансистов, юристов просто нельзя брать на работу. Потому что, помимо «образовательного перепроизводства», мы сплошь и рядом сталкиваемся еще и с некачественным производством. Достаточно упомянуть астрономическое количество дипломов, выданных после заочной формы обучения.  Неудивительно, что многие задаются вопросом: так ли уж хорошо высшее образование в принципе? Читать дальше >

7 элементов системы образования XXI века

Человечество отличается от других видов тем, что способно передавать информацию следующему поколению. Однако, судя по катящейся в пропасть системе среднего образования, мы практически разучились это делать. В XXI веке будет создана новая парадигма образования, имеющая мало общего с текущей. Читать дальше >

Функциональная неграмотность

Давайте поговорим о функциональной неграмотности? Начнем, пожалуй, с выдержки из письма одного десятиклассника, подготовившего отзыв на премьеру фильма Л. Бунюэля “Скромное обаяние буржуазии” (1972). Вот, как оно звучало: «Режиссеру платят большие деньги как раз за то, чтобы он нам, зрителям, все объяснил. Чтобы нам все стало понятно, а не чтобы мы сами до всего догадывались… и как же нам понимать, что режиссер имел в виду? Может, он ничего в виду и не имел, а ты за него думай… Надоело. Заумничались очень» Читать дальше >

«Школам нужны аналитики»

О неакадемических навыках ‒ критическом мышлении, умении работать в команде, компьютерной грамотности ‒ совсем недавно начали говорить всерьез. Пока в школах продолжают натаскивать на стандартизированные тесты, эксперты всего мира думают над тем, как развить в школьниках навыки, необходимые для выживания цифровую эпоху. О том, почему без этого не обойтись, рассказывает Патрик Гриффин, основатель исследовательского проекта ATС21S и директор Центра исследования оценки в Университете Мельбурна. Читать дальше >