Аляска… продано!

26.07.2017
573

Российско-американские переговоры об уступке российских колоний в Америке начались по инициативе США во времена Крымской войны (1853-1856 гг.). В начале сентября 1854 г. государственный секретарь США У. Мерси в одной из бесед с Э.А. Стеклем заявил, что если Россия намерена уступить США свои владения в Америке, правительство США готово заплатить за них высокую цену.

Наталия Каргополова

Александр II Николаевич (17 [29] апреля 1818 — 1 [13] марта 1881) — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. В царствование Александра II в 1867 году Аляска (Русская Америка) была продана Соединённым Штатам
Это предложение США было тогда оставлено Россией без ответа, так как российские правящие круги в тот период еще не пришли к единому мнению относительно целесообразности такой сделки.

В конце 1859 г. США возобновили это свое предложение. Сенатор от штата Калифорния У. Гвин и помощник госсекретаря Аппельтон заявили тогда Стеклю от имени президента США, что США готовы дать ход делу о покупке Аляски, если Россия действительно готова отказаться от своих владений в Америке. При этом Аппельтон дал понять Стеклю, что правительство США готово уплатить вознаграждение за уступки колоний в сумме $5 миллионов.

Отвечая представителям США, Стекль подчеркнул, что сумма, которую предлагает американское правительство, не выражает действительной стоимости российских колоний.

К концу 1866 г. правительство России после длительных прений пришло к выводу о невозможности дальнейшего сохранения колоний в Америке. 16/28 декабря 1866 г. Особый комитет под председательством Александра II в составе фактического руководителя Морского министерства России великого князя Константина Николаевича, министра иностранных дел Горчакова А.М. и других принял окончательное решение об уступке Аляски и Алеутских островов США.

Русско-американские переговоры об уступке Аляски и Алеутских островов США с самого их начала велись в строгой секретности. В мерах соблюдения тайны переговоры не протоколировались. Сохранившиеся о ходе их сведения крайне скудны и в основном могут быть почерпнуты из донесений российского посланника в США Э.А. Стекля министру иностранных дел России, государственному канцлеру А.М. Горчакову.

16/28 января 1867 г. Стеклю в Вашингтон были направлены записки министерств морского и финансов, которыми представитель России должен был руководствоваться при ведении с представителями США переговоров об уступке российских колоний.

Министерство финансов России считало, в частности, необходимым предоставить поданным России и «вообще жителям колоний» право «оставаться в оных или беспрепятственно выехать» с сохранением в том и другом случае полного права «на свою собственность, в чем бы она ни состояла». Денежное вознаграждение за уступку колоний, по мнению министерства финансов, должно было составить сумму не менее $5 миллионов.

Кроме того, в морском министерстве была составлена карта с нанесенной на ней линией будущей границы. Эта карта была направлена в Вашингтон Стеклю.

16/28 марта 1867 г. из МИД России Стеклю в Вашингтон была послана шифрованная телеграмма, извещавшая российского посланника о решении правительства России продать США русские колонии в Америке и уполномачивавшая его на ведение переговоров и на подписание соответствующего договора без дополнительных сношений с МИД России по этому вопросу. В телеграмме говорилось: «Император разрешает продажу за 7 миллионов долларов и подписание соответствующего договора». Таким образом, ранее указанная в записке министерства финансов сумма была увеличена с $5 до 7 миллионов.

Спустя пять дней (21 марта 1867 г.) Стеклю почтой были направлены полномочия на подписание договора. Полномочия гласили: «Объявляем через сие, что вследствие взаимного соглашения между Нами и Правительством Северо-Американских Соединенных Штатов заключить договор об уступке наших северо-американских колоний, Мы избрали и назначили для сего, яко же сим избираем и назначаем нам любезноверного Эдуарда Стекля нашего тайного советника, чрезвычайного посланника при Северо-Американских Соединенных Штатах кавалера орденов Св.Анны I степени, Св.Владимира II степени, Св.Станислава I степени, поручая ему, не только вступить в переговоры по сему предмету с тем или с теми, которые для сего уполномочены будут от правительства Северо-Американских Соединенных Штатов, но и постановить, заключить и подписать с ним или с ними договор об уступке Наших колоний в Северной Америке; обещаем императорским нашим словом за благо принять и утвердить все то, что в силу сего полномочия постановлено, заключено и подписано будет и дать на то императорскую Нашу ратификацию. Во удостоверение чего Мы сие Наше полномочие собственноручно подписав, Государственную Нашею печатью утвердить повелели. Дано в С-Петербурге марта 21 дня в лето от Рождества Христова тысяча восемь сот шестьдесят седьмое, Царствования же нашего в тринадцатое».

Уполномоченным правительства США для ведения переговоров был назначен госсекретарь У. Сьюард. Переговоры начались в первых числах марта 1867 г. Представитель США первым назвал сумму в $5 миллионов, но тут же, не дожидаясь ответа, дал понять, что эта сумма может быть увеличена до $5,5 миллионов.

Представитель России, руководствуясь ранее полученной запиской министерства финансов России, рассчитывал получить $6,5 миллионов и поэтому дал уклончивый ответ, сказав, что вопрос о вознаграждении можно будет решить после согласования других вопросов. За день до завершения переговоров Стекль поучил из МИД России шифрованную телеграмму от 16/28 марта 1867 г., согласно которой он должен был настаивать на вознаграждении в $7 миллионов. Это обстоятельство осложнило переговоры, однако Сьюард, заинтересованный в успешном завершении сделки, пошел в конечном счете на увеличение размеров вознаграждения до $7,2 миллионов, даже без предварительного на то согласия президента США и других членов правительства. По мнению Стекля, Сьюард в тот момент был крайне непопулярен в стране и едва держался на своем посту. Путем заключения договора о покупке российских колоний он рассчитывал восстановить свою былую популярность. Согласно донесениям Стекля в ходе переговоров обсуждались и некоторые другие вопросы, в частности, вопрос о безусловной и полной уступке колоний, вопрос о способах и сроках платежа вознаграждения и др., однако в документах не содержится каких-либо указаний на то, что стороны расходились во мнениях относительно новой линии границы территорий России и США.

Согласие американской стороны на заключение договора было получено 17/29 марта 1867 г., а на следующий день договор был подписан и направлен в сенат США на утверждение, где на первых порах не встретил полного одобрения. Председатель комиссии по иностранным делам Самнер даже убеждал Стекля взять договор обратно, полагая, что в сенате нет шансов на его утверждение… Но 9 апреля 1867 г. на специальном заседании сената, проходившем при закрытых дверях, предварительное голосование показало, что договор имеет все шансы быть утвержденным: 27 «за» – 12 «против». В ходе окончательного голосования уже 37 сенаторов высказались за утверждение договора и только 2 – против.

16/28 мая 1867 г. договор был утвержден президентом США.

Утверждение договора российской стороной состоялось 10/22 мая 1867 г., а обмен ратификационными грамотами – 8/20 июня 1867 г. Акт передачи колоний был подписан в Новоархангельске (Ситхе) 6/18 октября 1867 г.

Впоследствии часть суммы пошла на выплату держателям акций Российско-Американской компании, а остальные деньги пошли на финансирование железных дорог России.

Источник: Журнал «Новая жизнь старой Америки»

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *