Государственные фонды поддержки науки в 2011 году получат 11 миллиардов рублей. На что именно надо тратить бюджетные деньги, премьер-министр Владимир Путин объяснил на заседании правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, прошедшем в подмосковном Зеленограде.
За прорывные научные разработки премьер Владимир Путин отвечает лично. Именно он возглавляет специальную правительственную комиссию по высоким технологиям и инновациям. Очередное заседание решили посвятить эффективности научных фондов. Их в стране три: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и Фонд содействия развитию малых инновационных компаний.
К достижениям последнего, например, относятся камеры, которые ведут наблюдение из космоса. Технология позволяет с околоземной орбиты рассмотреть спрятанную в лесу камуфляжную палатку. А с виду самые обыкновенные флешки и разбросанные по столу компакт-диски оказались носителями сверхсекретной информации. Эта разработка позволяет кодировать устройство так, что только определенный человек, причем только на определенном компьютере, может получить доступ к записанным на нем данным. Британским чиновникам, регулярно забывающим ноутбуки в такси, такая разработка очень пригодилась бы.
Премьеру показали и изобретение, разработанное в прямом смысле по горячим следам. После того как 20 марта во время тушения пожара в офисном центре в Москве погиб начальник службы пожаротушения Москвы Евгений Чернышев, ученые придумали так называемый маяк спасателя. Если человек не двигается в течение 30 секунд, устройство сначала старается разбудить его, а потом посылает сигналы тревоги в пожарную машину. Схожим образом действует и радиокнопка тревожной сигнализации для больниц. Только заведена она на пульт в кабинете медсестры.
Российские ученые разработали и дефибриллятор «для домашнего пользования». Устройство позволяет людям без специальной медицинской подготовки «запустить» остановившееся сердце. Датчики просто прикрепляются к человеку, компьютер анализирует сердцебиение и сам дает нужный разряд. Как говорят разработчики, такую штуку надо бы иметь в каждой автомобильной аптечке и на каждой даче, но, увы, товар идет на экспорт. Российские законы не позволяют людям без диплома врача вмешиваться в работу сердца.
– Работа идет в целом не плохо, – подвел черту Владимир Путин. – Но ни в коем случае фондам нельзя превращаться в министерства, дублировать функции государственных научных структур, академий, работать по ведомственным стандартам и шаблонам. Не надо бояться меняться, надо стремиться соответствовать сегодняшним реалиям.
Главными принципами деятельности фондов, по его словам, должны быть публичность, прозрачность и общественный контроль. Ну а недостатка в деньгах не будет. В 2011 году из федерального бюджета на эти цели предполагается направить 11 млрд рублей.
– Эти средства должны быть истрачены рационально, рачительно, пойти на финансирование действительно прорывных научных технологий, на разработку наиболее оригинальных и нестандартных идей, – посоветовал премьер и в заключение дал их руководству своего рода напутствие.
Нужно тесно и заинтересованно работать с теми, кто обращается в фонды с заявками на получение грантов. Чтобы бюрократические формальности не тормозили дело. Исследователи должны будут понимать, как будут рассматриваться их заявки. Не должно быть создано ни малейшего повода для разговоров о том, что, мол, деньги выдаются только на «свои проекты» близким к фондам людям. Нужен независимый контроль качества экспертных заключений. Так что впредь придется публиковать в свободном доступе в интернете не только те заявки, которые получили гранты, но и обзорную информацию о непрошедших заявках.
Исполняется грант, получаются иногда результаты, а дальше что?
Например, пытался пристроить результаты в форме информационных ресурсов, в числе прочих, в Общество “Знание”.
Тоже не нужны.