Научные институты РАН: предложения по реформе

736

Публикуем резюме проекта положения о функционировании системы исследовательских институтов РАН, подготовленного Валерием Рязановым (Институт физики твердого тела РАН) и Михаилом Фейгельманом (Институт теоретической физики им. Л.Д. Ландау РАН) для конференции научных работников РАН.

Полная версия

В. Рязанов
В. Рязанов

Система исследовательских институтов РАН предназначена для решения двух типов задач:

1) проведения передовых научных исследований;

2) сопряженных задач: воспроизводства научных, инженерных и педагогических кадров высшего уровня, необходимых для развития общества и экономики страны; разработки новой техники на основе передовых научных достижений; проведения квалифицированных экспертных оценок различных проектов и программ в наукоемких секторах экономики.

Общественная значимость существования научных институтов состоит в том, что задачи типа (2) некому эффективно решать без ученых, занимающихся решением задачи (1).

Предлагаемый проект исходит из следующих ключевых положений, основанных на необходимости обеспечения баланса между указанными выше задачами:

а) научной, образовательной и технологической деятельностью институтов РАН руководят ученые РАН при систематическом использовании экспертных оценок ученых, работающих в других ведомствах и за рубежом;

б) механизм самоуправления РАН и консенсус в принятии стратегических решений обеспечивается делегированием полномочий «снизу-вверх»;

в) контроль за выполнением организационных регламентов деятельности РАН и регулярные оценки ее результативности производятся назначенным правительством органом (далее – Агентство) по правилам, разработанным учеными и утвержденным Агентством.

М. Фейгельман
М. Фейгельман

Этот подход является «промежуточным» между известными крайними требованиями: «оставить всё решать ученым» и «подчинить ученых чиновникам». Первый подход, к сожалению, не был ранее последовательно осуществлен и отчасти дискредитирован опытом прошедших десятилетий, второй неизбежно приведет к тяжким последствиям из-за непрофессионализма при принятии важнейших решений.

Ниже суммированы наши основные предложения

1. Качественное усиление роли отделений РАН и научных советов по разделам наук в принятии решений с финансовыми последствиями; включение значительного количества докторов наук – представителей институтов (отобранных по специальной процедуре) – в число лиц, принимающих решения наряду с членами РАН.

2. Создание конкурсной системы распределения средств «программ РАН» на конкретные научные проекты и приобретение дорогостоящего научного оборудования по типу научного фонда с системой экспертизы, исключающей «конфликт интересов» при распределении средств; постепенное увеличение «конкурсной» части в общем финансировании исследований РАН. Ликвидация централизованной системы закупки дорогостоящего оборудования через Академинторг.

3. Создание профессиональной системы оценки результативности научной деятельности, основанной на следующих принципах:

а) основное звено производства научного знания – лаборатория (отдел), оценка института определяется оценками его лабораторий;

б) формальные наукометрические данные – лишь один из элементов, используемых привлеченными для оценки лабораторий и институтов научными экспертами. При балльной оценке формальные показатели учитываются с весом не более 50%;

в) комиссии по оценке результативности обязательно включают нескольких научных экспертов, соответствующих по своей квалификации профилю лаборатории (института), которые выбираются из полного списка научных экспертов данной специализации, составленного по утвержденной процедуре. Не менее 1/3 привлекаемых экспертов – из зарубежных научных организаций.
(Для большинства  естественнонаучных специальностей список экспертов может быть составлен на основе базы данных «Корпуса экспертов»);

г) необходима актуальная схема классификации научных направлений, обеспечивающая адекватный подбор экспертов;

д) заседания экспертных комиссий происходят обязательно при участии полномочных представителей экспер-тируемых институтов и лабораторий;

е) исходные материалы, используемые для экспертизы, и результаты работы экспертных комиссий являются публично доступными.

Научные институты РАН: предложения по реформе4. Придание образовательной деятельности (подготовке магистров и аспирантов) статуса второй основной задачи сотрудников институтов РАН; обеспечение дополнительного финансирования этой деятельности из источников РАН.

Создание «Управления академических университетов» в структуре Президиума РАН. Придание МФТИ, Новосибирскому и Нижегородскому университетам статуса академических университетов, подразумевающего совместное ведение ими со стороны МОН и РАН.

Разработка (совместно с МОН) программ интеграции университетской и академической науки. Создание и финансирование на конкурсной основе совместных проектов и лабораторий.

5. Поддержка интеграции институтов РАН в международный исследовательский процесс, включающая, в частности:

– нормативно оформленные возможности для: а) краткосрочных приглашений иностранных ученых с оплатой их командировочных расходов, б) приема иностранных аспирантов и постдоков в институтах РАН с выплатой зарплат на временных позициях;

– существенное увеличение конкурсного финансирования проведения международных конференций и семинаров, научных школ и стажировок в России; а также участия в международных научных мероприятиях за рубежом.

6. Определение контрольных функций специальных правительственных органов (в первую очередь Агентства):

– за утверждением и корректным выполнением конкурсных и иных регламентов распределения бюджетных средств;

– за использованием земель и недвижимости, находящихся в управлении организаций РАН;

– за использованием средств, выделяемых на выполнение правительственных научно-технических программ.

Источник: Газета «Троицкий вариант»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *