Кто не получил Нобелевской премии

1 029

В ходе Нобелевской недели, как обычно, обостряется внимание к истории этой научной награды, вспоминаются великие ученые, которые стали ее лауреатами, а также те, кто по каким-то причинам ее не получил.

Максим Руссо

Медаль нобелевского лауреата. Wikimedia Commons
Медаль нобелевского лауреата. Wikimedia Commons

Интересным источником информации в связи с этим может стать доступный на сайте Нобелевского фонда каталог выдвижений, где опубликована информация о всех кандидатурах, выдвинутых на получение премий, и тех, кто предлагал каждого из кандидатов. Информация о кандидатах остается тайной в течение 50 лет, поэтому сейчас в каталоги представлены данные с 1901 по 1963 год. В частности, данных о премии по экономике там нет совсем, так как она существует лишь с 1969 года.

Желающие изучать каталог должны учесть некоторые особенности. При классификации по странам отечественные номинанты в нем разбиты на две группы: «Российская Федерация» и «СССР», варианта «Российская империя» не предусмотрено. Разбиение довольно непредсказуемо. Все претенденты на премию по физиологии и медицине, например, считаются представителями СССР, даже Иван Павлов и Илья Мечников. Все, кого выдвигали на премию мира – представители Российской Федерации, включая, например, Николая II, который в 1901 году претендовал на премию за инициативу созыва Гаагской конференции 1899 года о законах и обычаях войны. Физики и химики хаотически распределены между Российской Федерацией и СССР.

Мы же представим краткий обзор отечественных ученых, которые могли бы получить премии по естественным наукам.

Премия в области физики

В 1905 и в 1912 году на премию выдвигался Петр Лебедев, прославленный своим опытом, в котором обнаружил давление света. Этот выдающийся физик-экспериментатор наверняка рано или поздно получил бы премию, но в том же 1912 году 46-летний ученый умер от сердечного приступа.

В 1930 году в списке номинантов есть Леонид Мандельштам и Григорий Ландсберг, выдвинутые за открытие комбинационного рассеяния света. Премию этого года получил индийский физик Чандрасекхара Венката Раман, независимо обнаруживший это же явление. Отличие лишь в том, что Мандельштам и Ландсберг наблюдали эффект рассеяния на кристаллах, а Раман – в жидкостях и парах. Возможно, Нобелевский комитет счел, что Раман опередил своих советских коллег. В итоге комбинационное рассеяние называют рамановским рассеянием, а не рассеянием Мандельштама – Ландсберга.

В 1935 году в списке выдвинутых на премию по физике появляется биолог – Александр Гурвич, за открытие сверхслабого ультрафиолетового излучения тканей организма. Поскольку Гурвич полагал, что это излучение стимулирует деление клеток (митоз), Гурвич назвал его «митогенетическим излучением». Комментаторы произведений Булгакова называют Гурвича одним из возможных прототипов профессора Персикова из повести «Роковые яйца».

Петр Капица впервые появляется в списке еще в 1946 году. В дальнейшем он многократно выдвигается на премию, порой в один год одновременно разными номинаторами (1946–1950, 1953, 1955, 1956–1960). Среди ученых, предлагавших кандидатуру Капицы, были Нильс Бор и Поль Дирак. Нобелевскую премию он получил лишь в 1977 году, спустя 31 год после первого выдвижения.

Кандидатура Владимира Векслера была предложена в 1947 году. В 1944 году этот ученый открыл принцип автофазировки, который положен в основу ускорителей заряженных частиц: синхротронов и синхрофазотронов. Под руководством Векслера был построен  синхрофазотрон в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Годом позже принцип автофазировки независимо от Векслера открыл американский ученый Эдвин Макмиллан, который получил Нобелевскую премию по химии 1951 года (совместно с Гленном Сиборгом), правда, не за собственно принцип автофазировки, а за исследование на ускорителе ядер трансурановых элементов. Владимир Векслер был выдвинут также в 1948 и 1951 (совместно с Макмилланом), 1956, 1957 и 1959 годах, но премию он так и не получил.

В том же 1947 году Нобелевскому комитету предлагалась кандидатура и Дмитрия Скобельцына, занимавшегося физиков космических лучей.

В 1952 году среди выдвинутых на премию по физике впервые упомянут Павел Черенков, который еще в 1934 году, когда был аспирантом Сергея Вавилова изучал люминесценцию в жидкости под действием гамма-излучения и обнаружил голубоватое свечение, вызванное быстрыми электронами, выбитыми из атомов гамма-лучами Открытое явление известно под названиями «Черенковское излучение» и «Эффект Вавилова – Черенкова». Черенков выдвигается также в 1955–1957 годах и получает премию в 1958 году совместно с Ильей Франком и Игорем Таммом, которые дали теоретическое объяснение открытого им эффекта (первое выдвижение Франка и Тамма было годом раньше). В 1957 и 1958 годах в списке номинантов есть и Сергей Вавилов, но он умер еще в 1951, и премию ему присудить уже не могли.

История Льва Ландау по количеству предложений его кандидатуры и высокому авторитету ученых, выдвигавших его, напоминает историю Петра Капицы, но все-таки ему пришлось ждать признания не так долго, менее десяти лет. Впервые кандидатуру Ландау выдвинул американский физик Роберт Маршак в 1954 году. Далее следуют непрерывные выдвижения с 1956 по 1960 год, а в 1962 году Ландау наконец получает премию. Интересно, что в следующем 1963 году пятеро ученых, включая Нильса Бора, вновь предложили кандидатуру Ландау. Продолжались ли эти предложения дальше, пока неизвестно, ведь информации за последующие годы в открытом доступе нет.

Среди ученых, выдвинутых в 1957 году, помимо Владимира Векслера есть еще двое советских ученых, занимавшиеся созданием ускорителей заряженных частиц: Алексей Наумов и Герш Будкер.

Еще один выдающийся физик-экспериментатор – Евгений Завойский – неоднократно выдвигался на премию. Это происходило с 1958 по 1963 год, а возможно и дальше (ученый умер в 1976 году). Завойский прославился открытием электронного парамагнитного резонанса. Это действительно крупное научное достижение, бесспорно достойное Нобелевской премии.

В 1959, 1960 и 1963 годах упоминается математик и физик Николай Боголюбов, автор ряда открытий в квантовой физике. В его случае также весьма вероятно, что предложения его кандидатуры продолжались и после 1963 года. Умер Николай Боголюбов в 1992 году.

Абрам Иоффе был выдвинут в 1959 году. Вряд ли причиной для выдвижения стал опыт по заряда электрона, который Иоффе произвел в 1911 году независимо от Роберта Милликена (в 1923 году Милликен получил Нобелевскую премию). Скорее всего, Иоффе был выдвинут за свои более поздние работы в области физики твердого тела и полупроводников.

Создатели квантовых генераторов Николай Басов и Александр Прохоров получили премию в 1964 год совместно с американским коллегой Чарльзом Таунсом. До этого они выдвигались (вместе с тем же Таунсом) с 1960, 1962 и 1963 годах.

В 1962 году на премию был выдвинут геохимик и кристаллограф Николай Белов. Наиболее вероятно, что была отмечена разработанная им теория симметрии плотнейших упаковок атомов в кристаллах, которая позволила изучить структуры большого количества минералов.

Премия в области химии

В первые пару десятков лет существования Нобелевской премии еще старались более или менее придерживаться слов из завещания Альфреда Нобеля: «…тем, кто за предшествующий год внес наибольший вклад в прогресс человечества…». Позднее от этого разумно отказались совсем, но такой выдающийся ученый как Дмитрий Менделеев премию по химии так и не получил, ведь основное свое главное – периодический закон –  он сделал еще в 1869 году. Хотя выдвигался он многими учеными в 1905 – 1907 годах.

В 1914 году среди кандидатов есть Пауль Вальден, работавший в Рижском университете. По совпадению это последний год жизни ученого в Российской империи, с началом Первой мировой войны Вальден эмигрировал в Германию. Обратим внимание, что здесь номинаторы еще стараются соблюдать «принцип предшествующего года», наиболее известное достижение Вальдена произошло незадолго до выдвижения. Он впервые получил ионную жидкость с температурой плавления ниже комнатной – нитрат этиламмония.

Ботаник и физиолог Михаил Цвет стал претендентом на Нобелевскую премию по химии 1918 года за изобретение хроматографии, которое сыграло значительную роль в последующем развитии аналитической химии. На следующий год ученый умер.

В 1921 году была предложена кандидатура микробиолога Сергея Виноградского. Он известен тем, что открыл хемосинтез – получение энергии за счет реакции окисления неорганических соединений. Хемосинтез свойствен целому ряду бактерий. Виноградский исследовал, в частности, железобактерий, которые окисляют двухвалентное железо до трехвалентного, и азотфиксирующих бактерий, окисляющих аммиак и играющих огромную роль в природном круговороте азота. До открытия Виноградского был известен только один вид автотрофных (способных самостоятельно создавать органические вещества) организмов – растения, существующие за счет фотосинтеза.

Один из основателей электрохимии Александр Фрумкин выдвигался на Нобелевскую премию в 1946, 1962, 1963 годах (вероятно, и позднее). Он наиболее известен объяснением поверхностных явлений на электродах в растворе и их связи со скоростью химической реакции (кинетика электродных процессов).

Единственный отечественный ученый, получивший Нобелевскую премию за открытия в области химии, Николай Семенов, присутствовал в списках кандидатов в 1946 – 1948, 1950, 1955 годах и получил премию 1956 года. Интересно, что он есть также и среди выдвинутых на премию по химии следующего, 1957 года.

Александр Браунштейн известен работами по биохимии аминокислот и ферментов, в частности открытием реакций переаминирования и роли пиродоксина (витамина В6) в превращениях аминокислот. Его кандидатура предлагалась в 1952 году.

Интересно, что в качестве представителя России в каталоге номинантов фигурирует Макс Фольмер (1955 год), хотя в СССР он жил лишь с 1946 по 1955 год. Он работал сначала в Москве в НИИ-9 над методом производства тяжелой воды, затем на «заводе № 817» в Челябинске-40 (ныне ПО «Маяк» в городе Озерск), где получали изотоп теллура-120. Фольмер известен своими работами в области электрохимии. Он открыл явление «диффузии Фольмера» у адсорбированных молекул, а также был одним из соавторов «уравнения Батлера – Фольмера». В 1955 году Фольмер переехал в ГДР. Он еще в шесть раз выдвигался на премию в области химии уже как представитель Германии. Его присутствие в списке отечественных ученых – это курьез нобелевского каталога.

Химик-органик Александр Арбузов был среди кандидатов 1956, 1961 и 1962 годов. Причем в 1956 году он был выдвинут совместно со своим сыном и учеником Борисом Арбузовым. Он открыли многие элементоорганические соединения и изучили их свойства. Александр Арбузов особенно известен исследованием органических производных кислот фосфора.

Георгий Стадников известен своими трудами по химии горячих сланцев, асфальтовых пород, угля, торфа и нефти. Его кандидатуру предложили в 1957 году. Отметим, что всего за два года до этого ученый был освобожден из заключения, где провел 17 лет, и полностью реабилитирован  «по вновь открывшимся обстоятельствам» и «за отсутствием состава преступления».

В 1957 и 1962 годах была предложена кандидатура геохимика Александра Виноградова, автора работ о геохимии изотопов, химической эволюции Земли и механизмах образования оболочек планет, биогеохимии, изотопном методе в исследовании фотосинтеза растений, химическом составе метеоритов, грунта Луны и Венеры.

Двое ученых, которых мы уже упоминали среди физиков, также выдвигались на премию по химии. Это Евгений Завойский (1958, 1960) и Николай Белов (1962).

Премия в области физиологии и медицины

По числу номинаций в этой области отечественные ученые превосходят физиков (114 против 80), но следует учитывать, что из этих номинаций 62 относятся к одному человеку – Ивану Павлову. С первого года существования премии его кандидатуру предлагало огромное количество ученых. В 1904 году премия была, наконец, присуждена «за труды по физиологии пищеварения, расширившие и изменившие понимание жизненно важных аспектов этого вопроса». Однако последующие работы Павлова по изучению высшей нервной деятельности не менее заслуживали Нобелевской премии, поэтому его неоднократно выдвигали снова в 1925, 1927, 1929 (десять номинаций за год). Но двукратным лауреатом Нобелевской премии Иван Петрович все-таки не стал.

В первый же год существования премии была предложена и кандидатура Ильи Мечникова. Всего он выдвигался 69 раз в 1901 – 1909 годах. Получил премию Мечников в 1908 году за труды по иммунитету, следовательно, четверо ученых, предложивших его кандидатуру в 1909 году, считали его достойным двух премий. Интересно, что в каталоге на сайте Нобелевского комитета номинации Мечникова отнесены не к российским, а к французским. С 1887 года и до смерти он работал в Париже в Институте Пастера.

В 1904 году была предложена кандидатура Эрнста фон Бергманна. Хотя в то время он уже давно работал в Германии в Вюрцбургском и Берлинском университетах, о нем стоит упомянуть. До 1878 года фон Бергманн был профессором Дерптского университета, а в 1877 году, во время русско-турецкой войны, был военным врачом в русской армии. В науке фон Бергманн известен трудами по военно-полевой хирургии, асептике, а главное, он – один из основоположников нейрохирургии. Классическим стал его труд  «Хирургическое лечение болезней головного мозга».

В 1905 годы на премию был выдвинут профессор Киевского университета Сергей Чирьев, автор трудов «О координации движений животных», «Физическая статика крови», «Электродвигательные свойства мышц и нервов», «Общая мышечная и нервная физиология» и других.

Среди претендентов на Нобелевскую премию были Иван Догель и Александр Догель, дядя и племянник. Иван Догель, работавший в Казанском университете, был выдвинут в 1907 и 1914 году. Он был одним из основоположников экспериментальной фармакологии, а также занимался физиологией органов зрения и слуха, нервной системы и кровообращения. Он впервые экспериментально доказал возможность рефлекторной остановки сердечной деятельности при раздражении нервных окончаний слизистой оболочки носа. В каталоге Нобелевского комитета он ошибочно представлен как два разных человека: Jean Dogiel (1907) и Ivan Dogiel (1914).

Александр Догель был пионером нейрогистологии. Он первым описал нервные концевые аппараты в тканях и органах животных, положил начало изучению синапсов вегетативной нервной системы. Также Александр Догель разработал метод прижизненного окрашивания нервных элементов метиленовым синим. Его кандидатура предлагалась в 1911 году.

Сергей Виноградский, о котором мы говорили в разделе, посвященном химии, был в 1911 году выдвинут и на премию по физиологии и медицине. Другой ученый, тоже уже упоминавшийся, только среди физиков, Александр Гурвич, был выдвинут в 1929, 1932 – 1934 годах.

В 1912, 1914 и в 1925 годах (в последнем случае – восемь раз за год) предлагалась кандидатура Владимира Бехтерева, выдающегося невропатолога и психиатра. Большое внимание к нему в 1925 году объясняется, видимо, тем, что незадолго до этого был опубликован его труд «Общие основы рефлексологии человека».

Александр Максимов был выдвинут на премию в 1918 году. Среди достижений этого гистолога – разработка метода тканевых культур, изучение процесса кроветворения. Он описал гемоцитобласты (гемопоэтические стволовые клетки) и первым предложил термин «стволовая клетка» (Stammzelle в его работе, изданной на немецком).

В 1934 году предложили кандидатуру Петра Лазарева. Он закончил как медицинский, так и (экстерном) физико-математический факультеты Московского университета. Весомый вклад Петр Лазарев внес в биофизику, создав физико-химическую теорию возбуждения и исследовав действие электрического тока на нервную ткань.

Кандидатура Леона Орбели предлагалась в 1934 и 1935 годах. Его основные достижения относятся к эволюционной физиологии, изучению функций симпатической и  вегетативной нервной системы, механизмов высшей нервной деятельности.

Сразу шесть ученых в 1936 году предложили кандидатуру Алексея Сперанского. Он изучал роль нервной системы в патологических процессах, а также в компенсации нарушенных функций организма. В 1930 году вышла его работа «Нервная система в патологии», а в 1936 – «Нервная трофика в теории и практике медицины».

Среди многих достижений физиолога Николая Аничкова наиболее важное – открытие роли холестерина в развитии атеросклероза. Как пишет современный американский биохимик Даниэль Стейнберг: ««Если бы истинное значение его находок было своевременно оценено, мы сэкономили бы более 30 лет усилий по улаживанию полемики о холестерине, а сам Аничков мог бы быть удостоен Нобелевской премии». Кандидатура Аничкова предлагалась в 1937 году.

Ефим Лондон создал первый в мире труд по радиобиологии «Радий в биологии и медицине» (1911). Дальнейшие свои исследования по воздействию ионизирующих излучений на живые организмы он изложил в книге «Радий и рентгеновские лучи» (1923). Другое его достижение – методика ангиостомии, позволившая изучать обмен веществ в органах живого животного. На Нобелевскую премию был выдвинут в 1939 году.

В 1939 году, согласно пакту Молотова – Рибентроппа, советские войска заняли западную Украину, в частности город Львов. Именно это обстоятельство стало причиной того, что среди советских ученых, выдвинутых на Нобелевскую премию, упомянут основатель львовского Института эпидемиологических исследований Рудольф Вайгль. Его кандидатура предлагалась как раз в 1939 году. В науке Вайгль знаменит как создатель первой эффективной вакцины против эпидемического тифа. До 1939 года он выдвигался несколько десятков раз как польский ученый, но премии так и не получил. Пожалуй, Вайгль был бы достойным кандидатом и на Нобелевскую премию мира. В своей клинике он во время немецкой оккупации укрывал евреев и поляков, а также тайно переправлял вакцину в Варшавское и Львовское гетто.

В 1946 году на премию были выдвинуты двое советских ученых. Если бы премия была присуждена им, они пополнили бы число супружеских пар среди лауреатов. Биохимики Владимир Энгельгардт и Милица Любимова-Энгельгардт доказали, что белок миозин, из которого большей частью состоят  мышцы, обладает свойствами фермента. Он расщепляет аденозинтрифосфорную кислоту, и выделяемая энергия обеспечивает сокращение мышечных волокон.

Наконец, в 1950 году на Нобелевскую премию по физиологии и медицине была предложена кандидатура знаменитого физиолога и офтальмолога Владимира Филатова, создавшего метод пересадки роговицы.

Источник: ПОЛИТ.РУ

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *