«Обычные» и «необычные» школы Москвы

966

Своими мыслями о ситуации с московскими школами поделился директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, который руководит организацией, занимающейся олимпиадным движением в городе Москве. Беседовал Егор Антощенко.

«Обычные» и «необычные» школы Москвы– Как сильные школы попадают в такие ситуации, когда они вынуждены искать внебюджетные источники финансирования, например, школа «Интеллектуал»?

– Это происходит потому, что их администрация, в некотором смысле довела школу до такого состояния. Однако это лишь мое видение ситуации. Я не выражаю официальную позицию Департамента образования, но, в своей работе, вижу те механизмы, которые создаются в городе Москве для того, чтобы каждый московский школьник получал возможность развития своего таланта.

В городе сейчас введены прозрачные и открытые «правила игры», которые объявляются сильно заранее. Еще несколько лет назад было объявлено, что правила игры по финансам устроены следующим образом: деньги определяются не тем, как кто-то кому-то что-то объяснил и «договорился» о финансах для своей школы, а по абсолютно известным, прозрачным правилам. И все об этих правилах знали.

Из тех механизмов, которые вижу я в своей работе и которые заменили «надбавку за название» (лицей, гимназия, центр образования…), – это и гранты Мэра Москвы школам – «надбавка за результат», реальная финансовая поддержка школам, которые оправдывают свое громкое имя. Причем рейтинг школ, по результатам которого даются гранты, максимально прозрачен и не требует от школы никакой «бюрократии» – заявок и т.п. Кстати, тот же «Интеллектуал» только что вошел в Топ-20, что соответствует грантам в 10 млн руб. или 40 тыс. руб. на ученика (считая, что в «Интеллектуале» 290 человек). То есть этот грант увеличивает базовое финансирование «Интеллектуала» более чем на 60%, практически приближая к пилотному проекту.

Когда люди говорят, что «1 сентября им неожиданно сократили финансирование», они не совсем правы. Конечно, обычный учитель мог всего этого не знать, но администрации школ говорили многократно – это не им сократили финансирование, а 3 года назад было объявлено, что 1 сентября 2014 года полностью вступит в действие новая система финансирования. И у школ имелось огромное количество возможностей встроиться в новую систему. Был очень долгий переходный период – в несколько лет. Те школы, администрация которых обеспечила это самое «встраивание в систему», не испытывают сейчас никаких финансовых затруднений. Поэтому финансовое благополучие школы определяется квалифицированностью администрации в этом вопросе.

Ситуация такая: раньше некоторые директора выбивали ставки и рисовали расходы, объясняя начальству лично, что и зачем необходимо, нужна была особая квалификация ходить к начальству и объяснять, какой ты хороший.

Итак, сейчас деньги даются целиком по четким и понятным принципам, которые делятся на несколько категорий (подчеркну, что я могу не указать всё, говорю только о том, что вижу. Официально ТрВ-Наука стоит запросить комментарий Департамента образования):

  1. Подушевое финансирование, которое имело в себе возможность вступления в пилотный проект, предполагающее увеличение финансирования с условием существенного изменения административно-финансовой деятельности школы.
  2. Гранты Мэра, которые были введены как замена дополнительной платы школам для одаренных детей. Раньше лицеи и гимназии получали деньги за свое название и статус. Однако в год первого проведения рейтинга был проведен анализ их деятельности, оказалось, что многие школы имели статус «особых школ», получали повышенное финансирование, но не показывали должных результатов. Эти гранты были введены по абсолютно прозрачным правилам: ни одного чиновника, всё определяется электронной системой, учитывающей результаты каждой школы. Ничего не нужно заполнять. Сколько заработали – столько получили. (По этой системе, кстати, школа «Интеллектуал» только что получила 10 млн. руб., что в пересчете на детей получается около 40 тыс. на ребенка, а это уже почти «пилотные» деньги).
  3. Гос. работы, которые могли бы быть полезны всему городу. Раньше на такие работы, давали дополнительные ставки. Сейчас же за проведение открытых занятий, которые могут содержать в себе любой вид работы, даются дополнительные деньги. Большой плюс в том, что работа может быть абсолютно нетривиальной, однако она должна соответствовать критериям отбора: адекватности финансового обоснования, уровню квалификации организатора и четкому пониманию результатов работы, ее пользы для города в целом. Помимо этого, учитывается рейтинг. То есть, например, если такая работа действительно важна и приоритетна, если такой работы до этого не проводилось, и школа находится в рейтинге лучших, то такая работа высоко ценится.
    Математика в этой истории идет немного отдельно, поскольку есть указ президента о концепции развития математического образования в стране, поэтому работы по математике являются приоритетными и являются работами в интересах города и государства. Необходима специальная подготовка на уровень прикладной и творческой математики, которой на должном уровне дают не во всех школах.
    Однако гос. работы могут проводиться абсолютно по любому предмету и в любом формате, например, очень интересную программу по химии представил Химический лицей №1303 или Лига школ №1199 представила очень интересный проект по МХК.
  4. Имеются очень существенные персональные гранты учителям как федерального так и регионального уровня.

– Считаете ли Вы, что школы для одаренных детей должны получать большее финансирование?

– А кто такой одаренный ребенок, и кто это определяет, и по каким критериям? И если это определяет сама школа, то выходит следующее: чтобы получать больше денег, надо назвать своих учеников одаренными? Кстати, и дети из «Интеллектуала» в письме президенту просят дать им столько же, сколько другим, а не почти в три раза больше, как было раньше. Другое дело, что надо не писать детям президенту, а родителям, управляющему совету работать с администрацией школы. Тем более, как показано выше, с учетом гранта «Интеллектуал» уже получил почти норматив пилотного проекта. Таким образом, поддержка одаренных, талантливых детей не должна зависеть от того, в какой школе они учатся. Иначе, если мы посмотрим на эту ситуацию глазами жителя Москвы, который платит налоги, то непонятно, почему финансирование образования должно зависеть от школы. Кстати, существуют и разные способы поощрения детей, например, как победителей олимпиад и т. д., – и гранты, и возможности участия в сборах, профильных лагерях, которые сейчас активно поддерживаются Департаментом образования Москвы.

Другая ситуация с одаренными детьми из малоимущих семей. Здесь необходимы какие-то дополнительные меры поддержки, в том числе финансовой, может быть и внебюджетной.

Как раз со школой «Интеллектуал» ситуация более сложная – это действительно школа, в которой одаренные учителя учат одаренных школьников. Это вполне известно и не только самой школе. Вот только перевод этого факта в финансовые нормативы требует серьезной работы администрации, которая была успешно проделана в ряде других школ.

– Как Вы относитесь к политике слияния школ, которую проводит Департамент образования Москвы?

– На данный момент я сам по анализам рейтинга – по статистике – вижу немало положительных примеров объединений. В успешных крупных образовательных кластерах действительно начинает происходить кумулятивный эффект. Анализируя статистику, мы видим существенный рост результатов олимпиад и ЕГЭ. При этом при слиянии школе становится проще обеспечить разносторонность образования. Хорошим примером расширения может служить школа №57, которая увеличила количество профильных направлений после присоединения другого здания. Раньше для этого просто не хватало классов. Однако сейчас еще рано судить о какой-либо конкретной тенденции улучшения в общем, поскольку мы можем анализировать только последние 3-4 года.

Тем не менее, если школа находит свою нишу как маленькая школа, ее никто не трогает. Она абсолютно нормально может существовать, быть востребованной и финансово устойчивой, несмотря на размер. Такой школой, например, является школа №1199, где всего 60 учащихся.

Если же Департамент образования видит, что одна из школ не может функционировать и справляться со своими проблемами самостоятельно, то значит нужно что-то в ней менять. Администрацию, условия работы, учителей, что-то еще. Особенно сложно администрировать необычную школу.

В таких случаях слияние тоже может очень помочь. Школа попадет в крупный комплекс, вопросы администрации и финансирования возьмут на себя более квалифицированные кадры, а коллектив этой школы будет заниматься исключительно образовательным процессом. Появляется взаимная выгода: одна школа обеспечивает эффективный менеджмент, другая занимается качественным обучением. Это проявляется и в рейтингах, и в финансировании.

Правила игры одни. Если их хорошо знать и понимать, то можно найти выход в любой ситуации. Но, конечно, наивны и обречены попытки строить финансовые принципы отдельно для 1-2 школ на одних принципах, а всех остальных государственных школ – на совсем других.

Источник: Газета «Троицкий вариант»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *