Театру #ЗАживое – 3 года

27.04.2020
986

Самому любопытному и неординарному проекту в Ельцин Центре – инклюзивной театральной лаборатории #ЗАживое – 1 октября исполнилось три года. В нём участвуют молодые люди с аутизмом и другими особенностями ментального развития. Проект нацелен на создание экспериментальных художественных произведений и социализацию актеров с особыми потребностями.

День рождения отметили тихо, по-семейному. С чаем и тортом, который по традиции испекла журналист Даша Санникова, давний друг театра. Посовещавшись, торжество отложили на три недели, чтобы все смогли в нем участвовать. За это время появился новый, юбилейный спектакль «С.О.Н.» – очередная веха в жизни этого удивительного коллектива. 19 октября состоится премьера, на которую придут зрители и друзья. И, конечно, родители – самые горячие поклонники проекта. Волонтеры, фотографы, журналисты, которые снимают и пишут о «заживовцах» с самого первого дня.

– Трудно поверить, но нам уже три года, – говорит Елена Возмищева, бессменный куратор театра, руководитель инклюзивных программ в Ельцин Центре о том, с чем пришли к этой дате. – Для кого-то это не срок. Для нас же – огромный путь. Нам сложно говорить о результатах. Количественные показатели в социализации людей с РАС не работают, а отслеживать качественные довольно трудно, потому что мы находимся внутри процесса и ощущаем их только благодаря обратной связи с родителями и теми специалистами, которые приезжают к нам и проводят тренинги с нашими ребятами. Возвращаясь через год, они видят результат. Дело, конечно, не в сроке. Кто-то из наших участников и вовсе не ощущает времени. С другой стороны, это три года регулярных системных занятий, которые, как капля камень точит, чему-то учат, помогают ребятам быть социально активными и общаться с разными людьми. Не только со своей семьей. К нам приходит много новых, интересных людей. И я вижу, что сегодня они спокойно общаются со зрителем и не боятся его.

История театра началась несколько лет назад за столиком небольшой, питерской кафешки. Можно сказать, с подачи нынешнего министра культуры Светланы Учайкиной, которая с первых шагов горячо поддерживала проект. В то время она была директором ТЮЗа. Они с Еленой оказались в кафе за одним столиком с Борисом Павловичем, который работал в просветительском отделе БДТ им. Товстоногова, занимался социальными и образовательными проектами. У БДТ был общий проект с центром «Антон тут рядом», в котором люди с аутизмом выражают себя в самых разных творческих сферах. Об этом и зашёл разговор. Захотелось в Екатеринбурге применить этот опыт.

– Светлана Николаевна предложила мне заняться этим. Так всё и началось, – рассказывает Елена. – У нас не было ничего, от чего мы могли бы оттолкнуться, но по возвращению в город, я начала формировать команду. Ездила на стажировку в Питер. На первое занятие пришло немного народу. Много мы и не могли себе позволить. Поняли, что для нас в рамках нашей аудитории, оптимальна группа – десять человек. На каждого участника приходился один профессиональный актер. Кроме того, поначалу многие приходили с тьюторами. Получалась большая шумная и трудноуправляемая компания. Но справились. Обросли друзьями и поклонниками. Появились новые участники, но в основном костяк труппы остался прежним. Сегодня актёры-партнёры и наставники благодаря кофейням Simple Coffee и частным пожертвованием получают зарплату. Деньги приходят через Фонд Ройзмана, который выступает агрегатором проекта. Кроме того, пятьдесят девять подписчиков странички в сети ежемесячно перечисляют небольшие суммы. И актёры получают зарплату под Новый год и в конце сезона. Хотя для них эта история не про деньги, уверяет Елена.

Прогон спектакля «С.О.Н.»

Состав актёров-наставников неизбежно меняется. Это говорит не о том, что люди не справляются, просто их занятость в театре становится больше, и соответственно меньше свободного времени. Хотя есть люди, которые находят время, несмотря на свою сумасшедшую занятость. Например, Катя Соколова, которая забегает на час перед спектаклем, чтобы поработать и поддержать своих подопечных. Новые люди в театре, считает Елена – это хорошо. Потому что это новая энергия, новые навыки, таланты и опыт. Он помогает ребятам каждый раз узнавать что-то новое.

– В прошлом году к нам пришла потрясающая Кристина Брахман, актриса Театра драмы. Сейчас она работает на радио. Она настолько волевая и сильная, что легко управляется с самыми активными и непоседливыми участниками. Они слушаются её, прекрасно работают в этюдах, выполняют все её задания. Кристина для них большой авторитет, потому что нашла ключик к каждому, – подытоживает Елена.

Для режиссера Театра #ЗАживое Дмитрия Зимина эта история началась со спектакля Театра Наций «Прикасаемые», который вошел в программу IX Международного фестиваля современного искусства «Территория». В нём участвовали слепоглухонемые актеры.

– Меня это потрясло, – вспоминает Дмитрий. – Когда Лена предложила мне участвовать в создании проекта для людей с ментальными особенностями, поначалу было страшновато. Боялся, что не потяну, не справлюсь. Потом взял себя в руки, успокоился, и стало проще. Познакомился с Борисом Павловичем, который приехал к нам со своим тренингом и получил потрясающий опыт. Понял, что не надо ничего специально придумывать, а просто делиться тем, что я умею. Приехал Андрей Афонин из инклюзивного театра «Круг II». У него был абсолютно другой подход, но тоже очень интересный. На второй год мы стали придумывать собственные тренинги и упражнения для наших актеров, отличные от того, что делают Афонин и Павлович. Использовали сторителлинг. Появились свои спектакли. Главное – найти контакт. Нет цели занять или развлечь. Ребята точно так же, как мы увлечены процессом, находятся в диалоге с актёрами и друг с другом. Они, безусловно, растут и меняются. Со временем я стал замечать, что на какие-то вещи стал тратить меньше времени, чем раньше. Хотя у нас нет каких-то особых терапевтических задач или целей изменить их, мне кажется, что им как и мне важен процесс.

Дмитрий говорит, что методология создается сама собой. У людей с РАС есть свои представления о том, как все должно происходить. Им особенно важна структура: начинаем с одного, продолжаем другим, заканчиваем третьим. Методология не ради методологии, а для того, чтобы творческий процесс был обоюдно комфортным.

Участники проекта #ЗАживое – люди с особым восприятием и мышлением, с особым видением мира, и Дмитрий не только дает, но и что-то берет от них, привносит в свою профессиональную деятельность.

– Прежде всего, это работа с вниманием. Достижение контакта, выстраивание диалога. Ты меняешься, когда тебе приходится прислушиваться и быть особенно внимательным. В работе с актерами РАС очень важно ясно выражаться. Здесь больше, чем в театре, важна точность выражения, – поясняет Зимин. – Я столкнулся с необходимостью предельно точно доносить свою мысль. И это оказалось супер полезно не только в профессиональном, но и человеческом плане.

Новый спектакль «С.О.Н.» посвящен снам и звукам, которые рождаются во сне. Ребята поделятся со зрителями историями о том, что им снится, сопроводив рассказ красочными ассоциациями и звуками, которые будут извлекать из самых неожиданных предметов.

Кроме того, «заживовцы» на занятиях в студии «ЗАрисовки» сами изготовили гуттаперчевые маски, которые дополняют их образы в спектакле. Им помогала художник Алиса Горшенина.

– Я сама работаю с текстилем. Поэтому когда меня пригласили, я решила научить ребят тому, чем занимаюсь сама, – рассказала Алиса. – Мы делали объёмные маски из капрона и синтепона. Они всё делали самостоятельно. Текстиль это такой тёплый, телесный материал. И изначально мы взяли тему телесности, потом стало понятно, что мы от неё уходим в сторону эмоциональности и выражения чувств. Каждый работал над своим образом. В процессе работы обсуждали, кто на кого похож. Поначалу они очень удивились, что им придётся что-то шить. Они приходили и говорили: «Опять шить?» Потом втянулись. Мы подружились. Я старалась, чтобы каждый был вовлечен в творческий процесс. Параллельно мы делали зарисовки и снимали видео. Получился интересный многожанровый материал, который обязательно войдет в экспозицию выставки в декабре. Это не просто маски. Для каждого персонажа мы придумали свою коротенькую историю и анимацию на десять секунд. Для фотосессии с масками ребята принесли из дома какие-то свои интересные вещи. Кто-то принёс шляпу-цилиндр, кто-то фрак и галстук-бабочку. Все продумали свои наряды, исходя из описания образа. Теперь ждём выставку, где будет представлен весь процесс. Зрители увидят эти маски раньше в спектакле. Им и в голову не придёт, что авторы масок никогда ничего не шили, никогда не держали в руках ни иголку, ни нитку. Мы боялись, что может в принципе ничего не получится, потому что у кого-то из ребят плохо развита мелкая моторика. Но совместными усилиями мы справились – всё это сшили и склеили. Получились такие вот забавные маски. И главное, это их выбор, их творчество.

Куратор проекта «Зарисовки» подчеркивает, что маски сделаны в содружестве с художниками. Это совместное творчество, но каждый делал свою маску самостоятельно.

– «ЗАрисовкам» нет ещё и года. Здесь наряду с «заживовцами» занимаются другие дети. Два раза в неделю к ним приходят дизайнеры, архитекторы, художники и знакомят их со своими авторскими техниками, – говорит Ксения Карабанова. – Большая выставка в декабре станет итогом их совместного творчества. Друзья проекта и родители смогут увидеть результат. Тем более, что многие родители отмечают происходящие в участниках перемены. Говорят о том, что их дети спешат на наши занятия, открывают для себя что-то новое. Кто-то впервые начал рисовать, а кто-то, наконец, ушёл от привычных мультперсонажей и заинтересовался реальными людьми.

Родители участников театрального проекта #ЗАживое и параллельного художественного проекта «ЗАрисовки», отправив детей на занятия, частенько собираются в буфете Ельцин Центра попить чайку и поговорить. Тем более, есть о чем. Все отмечают перемены в детях и счастливы от того, что эти проекты есть.

Наталья, мама Егора:

– Мы в проекте с первого дня. Нам все очень нравится, и мы во всем готовы участвовать. Егор находится на домашнем обучении. Конечно, есть определенный дефицит общения. Здесь он нашел друзей и единомышленников. Сегодня театр стал для него первостепенным делом, он дни считает до занятия. Ему не терпится скорее увидеться с Дмитрием, с актерами, друзьями. У него много всего вертится в голове и ему хочется со всеми поделиться. За все время он пропустил занятия только два раза. Мы категорически не хотим болеть и пропускать занятия. Егор освоил телефон, погрузился в социальные сети, пишет всем своим друзьям, делится информацией. Это, конечно, расширяет кругозор. У Егора в друзьях человек триста. Появились дружеские привязанности, и это для нас уже большой шаг.

Людмила, мама Ильи:

– Мы тоже в проекте с первого дня. Илья сразу воспринял проект и не сопротивлялся. Ходил и ходит с удовольствием. Дни считает до очередной репетиции. На собеседование он пришел со своим другом Игорем, с которым мы полжизни знакомы. Для него студия – это общение. Он стал более открытым и общительным. Вот он сломал ключицу в субботу, и все равно пошел на репетицию. Перестал чувствовать себя другим, у него заметно повысилась самооценка, изменилось мироощущение. Я Диме очень благодарна за то, что он общается с ними, как с равными, что он помогает им поверить в себя.

Галина, мама Игоря:

– Игорь очень спокойный, абсолютно не протестный человек. Нам и не пришлось его уговаривать. Ему все это интересно, и он с удовольствием ходит на все занятия с самого начала, когда они проходили еще в ТЮЗе. Мы живем от занятия к занятию. Сейчас это три раза в неделю, и он счастлив. Он стал более открытым, более эмоциональным, научился выражать свои эмоции. Ему нравятся все задания, все роли, и он испытывает гордость от того, что у него получается. Это видно, и нас это, конечно, не может не радовать. Дмитрий был его партнером в спектакле, был у нас в гостях, и Игорь очень ему доверяет.

Елена, мама Вани:

– Вся эта история очень повлияла на нас. Он стал более общительным, более эмоциональным. Маленькими шажочками мы осваиваем разговорную речь и общение с другими людьми. Раньше ему было труднее выражать себя. Он помнит все свое расписание. И я вижу, что он ждет встречи с друзьями. Для меня это подарок судьбы. Нас так хорошо здесь приняли. С ними общаются, как с равными. У Дмитрия, у девочек-актеров такая молодая, творческая энергия. Это то, что мы Ване дать не можем. Дай бог, чтобы это все продолжалось, потому, что мы, как никто чувствуем прогресс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *