Получилось так, что этот путь, в том числе в расположенный здесь музей истории космонавтики продлился для меня без малого сорок лет. Почему это произошло и каким образом поездка в Калугу недавно все же состоялась, уже после посещения в Вашингтоне Национального музея воздухоплавания и астронавтики? Обстоятельства этой истории таковы.
Александр ЕВЛАХОВ, главный редактор, кандидат исторических наук
Не состоявшееся желание
В сентябре 1984 года я поступил в аспирантуру Академии Общественных Наук, и мы с моим новым немецким товарищем Гердом Михельсом, с которым тогда делили комнату в общежитии на Миусской площади, оба записались на экскурсию в Калугу. Мне просто хотелось побывать в местах, связанных с именем К. Циолковского, что сделать из Ленинграда, где я тогда жил, было сложнее, чем из Москвы.
А у Герда было еще и поручение посольства ГДР встретиться и поговорить со студентами из этой страны, которые учатся в высших учебных заведениях Калуги.
Однако ситуация сложилась так, что я поехать в Калугу не смог, и Герд туда отправился один. Возвратился он потрясенным. Но не увиденным в музее космонавтики, а от встречи с немецкими студентами.
Потрясенным настолько, что его рассказ об увиденном и услышанном своей лексикой напоминал не аспиранта кафедры философии, готовящего диссертацию о роли Канта в просвещении, а трактирщика по имени Паливец из романа Я.Гашека о Швейке, у которого каждым вторым словом были, как известно, «задница» и «дерьмо». Причем именно эти слова, он озвучивал тут же переходя с неплохо освоенного русского на родной немецкий.
Суть же повествования моего товарища состояла в том, что студенты обрушили на бедного Михельса весь запас своего негодования в отношении советской действительности. Отправляя юных немцев учиться в СССР, «старшие товарищи» напутствовали их рассказами о величии и небывалых достижениях страны, в которую они едут, а, оказавшись там, те увидели только пустые полки в магазинах.
Завершил свое сообщение он признанием в том, что вместо музея космонавтики совершил экскурсию по калужским магазинам, предложив то же самое сделать мне. Однако ехать в Калугу мне как-то расхотелось и вместо реализации этой идеи я предпочел сходить с Гердом в консерваторию на концерт, посвященный Густаву Малеру…
В гостях у Смитсона
Прошло много лет, последние три десятилетия которых я занимался журналистикой, просветительской и издательской деятельностью, в том числе созданием и развитием online журнала «Новые Знания». И еще туризмом, который, к слову сказать, является одной из уставных задач нашей Ассоциации содействия распространению научных знаний «Новые Знания».
Довольно много путешествовал. И о своем намерении побывать в Калуге, неожиданно вспомнил, приехав из Нью Йорка в Вашингтон, где находится Национальный музей воздухоплавания и астронавтики.
Этот музей, расположенный по соседству с Капитолием является одновременно научным центром по изучению истории этих уникальных отраслей и относится к так называемому Смитсоновскому институту. История вопроса такова. Британский химик Джеймс Смитсон, избранный в 1787 году членом Лондонского королевского общества, завещал передать 100 000 золотых соверенов правительству США для основания института его имени. Что и было сделано в 1846 году специальным законом Конгресса.
Сегодня Смитсоновский институт- это огромный комплекс с годовым доходом (прежде всего, из бюджета) 1,3 миллиарда долларов, в составе которого 15 музеев, 21 библиотека, 9 исследовательских центров и зоопарк. Все это многообразие ежегодно бесплатно посещают около 30 миллионов человек, и Национальный музей воздухоплавания и астронавтики по посещаемости занимает второе место после музея естественной истории.
Но, поскольку в музее естественной истории мы побывали в Нью Йорке, то влились в толпу, направлявшуюся в музей воздухоплавания и астронавтики.
В этом музее 14 залов, большинство которых посвящено авиации: будучи учрежден в 1946 году, он первоначально и назывался Национальным музеем авиации.
Зал 100. – Галерея Вехи полетов. Это же первый или нулевой зал при входе в музей. В зале представлена уникальная коллекция исторических самолетов и космических аппаратов, которые связаны с достижениями в авиационных и космических полетах.
За людьми просматривается командный модуль Apollo 11 (конусоподобная капсула), переданный в музей в 1970 году. Этот модуль служил жилым помещением экипажу космического корабля Apollo во время пребывания на Луне в 1969 году.
Здесь можно увидеть марсоход – Mars Rover Curiosity, модель 1:1. Роботизированный ровер, который является частью программы NASA. Подобный робот был запущен в ноябре 2011 года и в августе 2012 года приземлился на Марс. Цель марсохода – исследования поверхности планеты, ее климата и геологии. Робот до сих пор путешествует и собирает информацию.
Ryan NYP “Spirit of St. Louis”. На данном самолете в 1927 году пилот Чарльз Линдберг (Charles A. Lindbergh) в одиночку совершил первый трансатлантический перелет. Полет совершался между Нью-Йорком и Парижем. Время полета составило 33 часа 30 минут. Это оригинал – тот самый самолет, совершивший первый перелет между двумя континентами через Атлантический океан. Пилот Линдберг подарил самолет Смитсоновскому институту. На этой же фотографии сложно не обратить внимание на белый аппарат необычной формы. Это Space Ship One – частный суборбитальный пилотируемый космический корабль многоразового использования, второй в истории суборбитальный пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат.
И оранжевый аппарат – это Bell X-1 – первый самолет, который достиг скорости выше скорости звука (1127 км/час, 1947 год). Максимальная скорость самолета 1540 км/час была достигнута в 1948 году.
В этом же зале представлена твердотопливная двухступенчатая баллистическая ракета средней дальности 15Ж45 (зелено-желтая с цифрами по корпусу). Эта ракета входила в состав советского подвижного грунтового ракетного комплекса “Пионер” (по классификации НАТО – SS-20 “Saber”).А рядом с ней не менее известная американская ракета “Першинг”.
Также на заднем плане можно заметить небольшой зеленый самолет. Это Bell XP-59A Airacomet – первый американский реактивный самолет.
Ну и конечно же на первом плане тот самый самолет North American X-15 (черный, U.S. Air Force, NASA, 66670). Экспериментальный самолет с ракетным двигателем и корпусом из титана, пилотом которого был астронавт и летчик-испытатель Нил Армстронг.
Второй зал – 102. America by Air. И первое, что бросается в глаза – огромная носовая часть самолета Boeing 747 Со второго этажа можно зайти в него и осмотреть галерею памятных фотографий “Тогда и сейчас”.
Boeing 247-D – пионер современных лайнеров (1934 год).
Douglas DC-3 – наиболее успешный лайнер в истории коммерческих и военных воздушных перевозок от его введения в эксплуатацию в 1935 году вплоть до окончания Второй мировой войны.
Ford 5-AT Tri-Motor – ласково называют “Тин Гуз”, был крупнейшим гражданским воздушным судном в Америке, когда он начал обслуживание пассажиров 2 августа 1926 года. Цельнометаллический самолет, гофрированная алюминиевая конструкция и престижное имя Форд сразу сделали его популярным у пассажиров и авиаперевозчиков.
Зал 104. Military Unmanned Aerial Vehicles (UAV) – зал военных беспилотников.
Lockheed Martin/Boeing RQ-3A DarkStar (который выше черный) – аппарат-разведчик, обеспечивает устойчивый сбор разведывательной информации из любой точки на территории врага, днем и ночью, в любую погоду. Может отсылать данные в режиме реального времени. Первый полет – 1996 год, последний – 1999 год. Представленный в музее аппарат DarkStar (темная звезда) был выпущен до закрытия программы, но никогда не выполнял летные испытания.
General Atomics Aeronautical Systems, Inc., MQ-1L Predator A (ниже, белый). Предатор может обеспечить почти в реальном времени разведку с использованием системы канального спутникового выполнения задач атаки. Он служил на Балканах и в Афганистане, а также участвовал в ходе операции по освобождению Ирака в 2003 году. Самым историческим событием, в котором участвовал боевой аппарат, была атака против Аль-Каиды. Аппарат снабжен Hellfire (адскими огненными) боевыми ракетами.
Boeing X-45A Joint Unmanned Combat Air System (J-UCAS). Разработан специально для боевых ударных миссий. Скрытные, стреловидные крылья, полностью убирающиеся шасси и композитный, армированный волокнами эпоксидный корпус. В его фюзеляже находятся два внутренних отсека вооружения. Летные испытания успешно завершены в 2005 году.
И снова история авиации.
Зал 105. Golden Age of Flight – Золотой век полетов 1920-1930 года, для которого характерны рекордные полеты и воздушные гонки.
Здесь наиболее интересным экспонатом является самолет с лыжами – Northrop 2B Gamma Polar Star. Данный аппарат использовался в 1933 году во время антарктической экспедиции исследователя Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth). На Полярной звезде исследователь вместе с пилотом должны были лететь через Антарктиду, однако топлива не хватило и они были вынуждены посадить самолет среди полярных льдов, очень сильно повредив его. Пилот и пассажир выжили, а Полярную звезду вскоре восстановили.
Зал 107. Early Flight – Ранние полеты. Данная тема немало интересна тем, как всё начиналось – с братьев Райт, первых проб и ошибок, тканей и бумаги вместо металла, а двигателем был просто ветер.
Перед братьями Райт пионером полетов был немецкий экспериментатор Отто Лилиенталь. В период 1891-1896 годов он построил и летал на ряде весьма успешных полноразмерных планерах. В течение этого периода Лилиенталь сделал около 2 тысяч кратковременных полетов в 16 различных конструкциях на основе аэродинамических исследований, проводимых им в 1870-х и 1880-х годах. Он был источником вдохновения для братьев Райт.
Lilienthal Hang-Glider – моноплан дельтаплан, построенный немецким экспериментатором девятнадцатого века Отто Лилиенталем в 1894 году. Крылья складываются для хранения. Природная отделка тканью, без герметика и краски.
Зал 110. Looking at Earth – Наблюдая за Землей. В зале показаны технологии воздушных и космических наблюдений и многочисленные виды их использования. Галерея отображает самолеты и космические аппараты и примеры фотографических устройств обработки изображений, используемых на них.
Данная камера U-2 была установлена на самолетах-разведчиках Lockheed U-2. Предназначена камера для воздушного наблюдения во времена холодной войны.
Зал 111. Explore the Universe – Исследования Вселенной. Галерея показывает, как развивались наши представления о Вселенной в ходе разработки новых астрономических инструментов исследования. Среди примечательных экспонатов мы не могли не заметить и пройти мимо огромного трехметрового резервного зеркала для телескопа Хаббл.
Backup Mirror, Hubble Space Telescope. Диаметр зеркала 2,4 метра.
Зал 112. Lunar Exploration Vehicles – Исследования Луны.
Apollo Lunar Module – лунный модуль космической программы Аполлон. Это посадочный аппарат корабля Аполлон, на котором экипаж из двух человек осуществлял посадку на поверхность Луны и возвращался обратно к кораблю. В период с 1969 по 1972 год всего шесть таких модулей успешно приземлились на Луне. Не смотря на свои небольшие размеры, аппарат может летать только в космосе. Представленный в музее экспонат Apollo LM-2 в космосе не был.
Зал 113. Moving Beyond Earth – Движение за пределами земли. Выставка погружает за пределы Земли и перемещает посетителей на “орбиту”, в эру космических полетов и станций, чтобы исследовать полеты человека в космос. С одной стороны галереи – виды на землю с космической станции, а с другой – экскурсия по Международной космической станции. Во время осмотра всех экспонатов этого зала на большом экране идут передачи и трансляции запуска ракет
Как устроен быт на космической станции: как спать в невесомости, заниматься зарядкой (без физических упражнений в невесомсоти мышцы отрофируются), космическая еда и конечно же туалет.
Зал 114. Space Race – Космическая гонка. . Эта галерея рассказывает о том, как США и СССР соперничали между собой во время холодной войны и космической гонки.
Apollo-Soyuz Test Project – Союз-Аполлон, известен как “рукопожатие в космосе” – программа совместного экспериментального пилотируемого полёта советского космического корабля “Союз-19” и американского космического корабля “Аполлон”. Осуществлён 15 июля 1975 года. Основными целями программы были испытание стыковки в космосе и перехода космонавтов с одного корабля в другой.
Возвращаемый аппарат КА «Космос-1443» – советский многофункциональный космический корабль, транспортный корабль снабжения (ТКС).
При том, что космос в экспозиции занимает по сравнению с авиацией значительно меньшую часть, Советская космонавтика представлена в музее многими артефактами.
Скафандр НАШЕГО первого легендарного космонавта Юрия Гагарина!
Правда, это тренировочный костюм, а не тот, в котором Гагарин полетел в космос. В середине 90-х на аукцион Сотбис попало множество подлинных вещей из мира советской космонавтики от “ряда российских частных лиц и организаций”. Кое-что растащили при закрытии павильона “Космос” на ВДНХ, кое-что – из некоторых НИИ при бесхозности и безалаберности. Именно поэтому сейчас в Вашингтоне можно увидеть летное удостоверение и партбилет Гагарина, логарифмическую линейку Королева, дневники его зама – Мишина, а также записи инженера-космонавта Феоктистова.
2 этаж. Зал 209. The Wright Brothers & The Invention of the Aerial Age. И снова история.
На этот раз галерея посвящена полностью изобретениям братьев Райт и влиянию их деятельности на дальнейшее развитие полетов. В данном зале можно было послушать лекцию от представительного ученого.
На первом плане большие крылья летательного аппарата 1903 Wright Flyer, который является продуктом сложных четырехлетних исследований и разработок братьев Райт. Первый полет в 1903 году на нем длился всего 12 секунд с высоты 36 метров. А лучший полет составил по времени 59 секунд при высоте 255,6 метров.
Зал 208. Barron Hilton Pioneers of Flight Gallery – Пионеры полетов. Данная галерея объединяет пилотов и летательные аппараты, которые были в чем-то первыми и установили какие-либо рекорды – первый полет вокруг мира на самолете (44085 км за 175 дней, 1924 год), победитель воздушных гонок 1925 года, первая ракета на жидком топливе (1928 год), первая женщина, совершившая в одиночку перелет через атлантический океан на своем ярко-красном самолете (1932 год), первый перелет через США на биплане, который продлился 49 дней в 1911 году. Есть и такие экспонаты, как воздушный шар и гондолы. Можете себе представить, что в 1935 году с помощью воздушного шара было достигнуто высоты 22 км? А это факт. Гондола имела вид полностью герметичной капсулы (сферы) наподобие тех, что спускают под воду, и в ней находилось 2 человека. Этот аппарат назывался Explorer II, он имел диаметр 2,8 м и вес 290 кг, сам шар наполнялся гелием. Первый Эксплорер из-за того, что был наполнен водородом, разорвался вскоре после запуска.
И уже более современный рекорд – первый самостоятельный полет вокруг мира на воздушном шаре, который совершил Стив Фоссет в 2002 году. В музее представлена капсула Bud Light Spirit of Freedom Capsule, в которой летчик всего за 14 дней преодолел расстояние в 32963 км, достигая скорости в 322 км/час и высоты в 10,5 км. Представленный в музее экспонат был подарен самим Стивом Фоссетом.
Еще одним из таких примечательных аппаратов нам представился Фоккер Т-2 (Fokker T-2). Этот аппарат совершил первый беспосадочный трансконтинентальный полет над США из Лонг-Айленда (Нью-Йорк) в Сан-Диего (Калифорния), время полета составило 26 часов 50 минут, было это в 1923 году.
По воле случая
В итоге в Калуге я оказался почти так же неожиданно, как когда то был вынужден не поехать. Ассоциация “Новые Знания” в области просветительского туризма наиболее тесно сотрудничает с двумя туроператорами- “Здоровый мир- Сочи” во взаимодействии с которым мы ежегодно в ноябре проводим “Декаду зрелого возраста” и компанией “Магазин путешествий”. С последней мы прежде даже в составе группы выезжали через Брест в Польшу, Чехию и Венгрию, а сегодня активно отправляем туристов из Москвы в Смоленск и Тверь, в Иваново и во Владимир, в Тверь и на Валдай.
А 27- 28 января “Магазин путешествий” пригласил “Новые Знания” принять участие в двухдневной поездке для турагентств по маршруту Можайск-Обнинск-Калуга. Причем посещение главного «космического» города России, где жил и работал основоположник нашей космонавтики Константин Циолковский, было связано с тем, что там недавно открылся новый фантастический комплекс музея истории Космонавтики.
Считается, что соперничать с ним может только музей НАСА в американском Хьюстоне. Судить не берусь, поскольку там не был. А сравнивать его с описанном мной музеем в Вашингтоне было бы сложно прежде всего потому что там примерно две трети экспонатов представляют авиацию.
Рядом с музеем по соседству с мини-отелем, в котором останавливаются космонавты-памятник Юрию Гагарину. И это не просто дань памяти ему.
Дело в том, что наряду с С.П.Королевым, Ю.А.Гагарин был основателем музея, в который мы направились. Организаторы поездки нас предупредили, что мы осмотрим только его новую, недавно открытую часть музея.
Он оказывает завораживающее воздействие уже с входной зоны, которая ведет не вверх, а вниз. Заходя в здание, вы попадаете на 3 этаж где вас встречает необычная скульптурная композиция “Вселенная Циолковского”, изображающая ее героя на коньках и с зонтиком в руках. И это не выдумка ее создателей, а документальный образ. Известно, что Константин Эдуардович катался на коньках по замерзшей реке, используя зонтик и силу ветра для увеличения скорости.
Пространства музея поражают: три колоссальных этажа с панорамными лифтами, эскалаторами и пандусами вместо лестниц, с единой стеклянной стеной-потолком, которую изнутри опоясывает не имеющий аналогов бесшовный мультимедийный экран длиной более 80 метров..
Шаг за шагом перед нами открываются картины прошлого и перспективы будущего российской и мировой космонавтики. Вот подлинные спускаемые аппараты космического корабля “Союз-34”, исследовательский комплекс “Юпитер-2” и самый большой в мире длиннофокусный фотоаппарат “Агат-1” для отслеживания техники и баз противника с орбиты.
Центральное место в пространстве нового здания занимает экспозиция «Ракеты. Корабли. Люди», которая рассказывает о выдающихся достижениях целого созвездия людей, истории и этапах освоения человечеством. Здесь представлено более 500 экспонатов, в том числе образцы ракетно-космической техники, связанные с ключевыми программами освоения космоса — исследованиями Луны, Марса и Венеры, созданием орбитальных станций и так далее.
Экспозицию дополняют современные мультимедийные установки, благодаря которым посетители в дополненной реальности могут управлять космонавтом в открытом космосе, совершать подготовку и запуск ракеты, осуществлять стыковку космического корабля «Союз» с международной космической станцией.
Здесь и первые искусственные спутники, и ракетные двигатели, и различные космические зонды, и части ракет, и катапультное кресло, и макет стартовой Гагаринской площадки. Некоторые экспонаты являются оригинальными. Вот, к примеру, спускаемый аппарат Востока-5
На этом фото, к примеру: автоматическая станция Луна-16.
Очень интересен комплекс “Юпитер -2″( на переднем плане). Это центрифуга, которая готовит космонавтов к пролету. Комплекс рассчитан на проведение экспериментальных исследований длительностью 7-10 дней. Определенное психологическое воздействие он оказывает и в неподвижном состоянии. Я сам видел, как посетители, зайдя в это небольшое замкнутое пространство, стремятся как можно быстрее его покинуть, а сделав это, некоторое время приходят в себя. А как в этой запущенной центрифуге прожить 7-10 дней?
Есть и мультимедийный зал «Интерактивная планета», представляющий собой «обратный планетарий». Изображение там проецируется не на потолок и стены, а на выпуклую поверхность полусферы в центре зала. Посетители при этом не сидят, как в обычном планетарии, а стоят – вдоль перил, преграждающих доступ к полусфере.
Собственно в Калуге мы провели практически целый день до отъезда в Москву
Есть, что посмотреть в этом городе и кроме комплекса истории космонавтики. К примеру, музейно-краеведческий комплекс “Усадьба Золотаревых”, размещенный в великолепном особняке-дворце, роскошь которого позволяла принимать императорских особ, а авторство приписывается Матвею Казакову
В России много старинных дворцов богаче Дома Золотаревых, но очень немногие дают, как этот, такое представление о культуре эпохи, которая взрастила Пушкина,— писала известный калужский краевед Генриетта Морозова в книге «Прогулки по старой Калуге».
Посещали мы и расположенный в Калужской области первый наукоград страны Обнинск.
На его современном фоне особенно выделяется старейшее здание города- знаменитая Морозовская дача в усадьбе с интересным названием Турлики. Красивый особняк в стиле модерн, был возведен Львом Кекушевым по заказу богатейшей благотворительницы Маргариты Кирилловы Морозовой, из знаменитой династии купцов и меценатов. В Великую Отечественную войну в особняке располагался командный пункт маршала Жукова.
Несмотря на то, что особняк находится в стадии реставрации, мы сможем оценить его красоту и изящество, и даже зайдем внутрь, чтобы полюбоваться частично сохранившимися деталями интерьера – люстрами, лепниной , витражами и услышать историю его знаменитой владелицы , которую воспевали в стихах и изображали своих полотнах поэты и художники Серебряного века.
Впрочем, и последний обед в гостином дворе Калуги сопровождался исключительно “космическим” меню: авторской закуской “Парад планет” и фантастичным десертом “Планетарий”
Москва- Вашингтон- Калуга
Однодневные экскурсии в Калугу с посещением Нового музея истории космонавтики и авторским космическим обедом:
13 мая 24 июня 19 августа 30 сентября 4 ноября
Отъезд из Москвы в 07:30
Cтоимость поездки 3860 руб. (для взрослых и детей)
Дополнительно оплачивается обед с «космическим» меню в ресторане авторской кухни – 880 руб. (по желанию, оплата при покупке тура)
Ассоциация содействия распространению научных знаний “Новые Знания” (отдел туризма)
Бурцева Любовь Александровна +7 916 127 74 71; e-mail: znanieint@mail.ru
.