Нагрянувший в конце 2008 года глобальный экономический кризис поставил перед нами множество вопросов и задач, ответы на которые и решение которых требуют развития, использования новых подходов, рождения новых бизнес-концепций и парадигм. Самой актуальной стала тема внедрения инноваций. Но, как известно, инновация инновации рознь.
Андрей Жалевич, директор Института системных инноваций
Конечно, мы должны использовать любые возможности внедрения новшеств и нововведений, ведущих к увеличению эффективности, улучшению качества, оптимизации процессов, развития бизнес-систем и так далее. Но есть такие инновационные решения, которые, внедряясь точечно, ведут к намного более значительным положительным эффектам в бизнес-системах. Речь идет о так называемых системных инновациях – наиболее эффективных решениях в развитии бизнеса, продуктов, процессов, подразделений, предприятий, организаций, отраслей, регионов, микро- и мега-бизнес-систем. Один из классиков японского маркетинга, профессор Мицуаки Симагути называет XXI век эпохой системных инноваций, эпохой абсолютно новых систем ведения бизнеса. Мицуаки Симагути говорит о том, что в ближайшее время экономика и бизнес будут развиваться по пути создания принципиально новых бизнес-систем, маркетинговых систем, научно-исследовательских систем, систем создания социальных ценностей и систем постоянных преимуществ, систем взаимодействия с клиентами. Вадим Котельников выделяет 7 основных областей системных инноваций: инновационные бизнес-модели, инновационные стратегии, инновационные организации, инновационные бизнес-процессы, технологические инновации, инновационный маркетинг, инновационные продукты. Практически все инновации являются системными. Но даже сегодня, мы часто ограничиваем понятие инноваций, сужая его до технико-технологических нововведений.
Что такое инновации вообще?
Инновации – это
превращение знаний
в деньги!
В. Котельников
Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции (ru.wikipedia.org). Обобщенно можно сказать, что инновации – это внедрение любых улучшений в любую работу, процесс, технологию, продукт, сервис, систему, модель, которое позволяет увеличить эффективность, улучшить качество, решить проблему, что-то усовершенствовать, достичь большего, создать что-то лучшее и так далее. Существует огромнейшее количество видов и типов инноваций.
Виды инноваций
Ключ к успеху бизнеса – в инновациях, которые,
в свою очередь, рождаются креативностью.
Джеймс Гуднайт
Анализ сущности инноваций и различных подходов к их классификации позволяет выделить следующие основные группы инноваций:
- По сфере приложения – научно-технические, организационно-экономические и социально-культурные, экологические, общественно-политические, идеологические, образовательные.
- По месту внедрении в экономической системе предприятия — производственные, технологические, финансово-экономические, маркетинговые, рекламные, информационные, ценовые, психологические, организационные, управленческие, кадровые, логистические.
- По характеру удовлетворяемых потребностей – создающие новые потребности и развивающие существующие.
- По предмету приложения – инновация-продукт, инновация-процесс, инновация-сервис, инновация-среда, инновации-рынки.
- По степени радикальности – базисные, прирастающие, революционные, псевдоинновации.
- По глубине изменений – регенерирование первоначальных свойств, количественные изменения, адаптивные изменения, новый вариант, новый вид, новый род, новая парадигма.
- По причинам возникновения – стратегические, кардинальные и реактивные (адаптивные).
- По масштабам распространения – применяемые в одной отрасли и применяемые во всех или многих отраслях.
- По роли в процессе производства – основные, дополняющие, случайные.
- По характеру связи с научным знанием – восходящие, нисходящие, взаимозависимые.
- По механизму появления идей и решений: изобретающие, открывающие и копирующие, бенчмаркинговые; логико-интеллектуальные и интуитивно-вдохновленные.
- По степени воздействия на единую систему компании: точечные, линейные, плоскостные, пространственно-структурные или архитектурные, многомерные, фундаментальные, системные и надсистемные.
Все виды инноваций очень тесно взаимосвязаны друг с другом и очень сложно ту или иную инновацию точно классифицировать, да в этом и не стоит наша задача.
Все ли инновации системные?
И связь всеобщую вещей Открыв, легко мы подытожим:
Когда касаемся цветка, Звезду далекую тревожим!
Джеймс Томсон
Все в мире и в системах взаимосвязано, взаимодействует, взаимозависимо. Поэтому любое изменение в системе, любое улучшение, совершенствование будет носить системный эффект. Мелочей нет – все важно. Имея ввиду Эффект Бабочки, можно предположить распространение в системе последствий любой инновации гораздо дальше, чем мы склонны думать. Однако, сила воздействия на всю систему у каждой инновации разная и она зависит от многих факторов функционирования сложных естественных и технических систем. Одно нововведение, в зависимости от места, времени, и условий внедрения, может так и остаться локальным, или даже, имея значительную поддержку и ресурсы, все равно не дать какого-либо значимого эффекта. Другое нововведение, даже лишенное поддержки и ресурсов, но, будучи реализовано с учетом разнообразных системных факторов вызывает цепную реакцию. Такое решение, будучи внедрено, стимулирует и катализирует изменения и развития во всей системе.
Лестница системных инноваций
Дьявол прячется в деталях, а успех в системах
Mariot Corporation
Инновации очень сильно отличаются по силе своего влияния на развитие всей производственно-экономической системы, в которой они внедряются. По силе своего влияния, по масштабу воздействия на всю систему, как мы уже говорили, инновации могут быть точечными, линейными, плоскостными, пространственно-структурными или архитектурными, фундаментальными, многомерными, системными и надсистемными.
- Точечные инновации – это совершенствование отдельных локальных элементов, например в продукции, оборудовании. Примером точечных инноваций, которые стали системными могут служить новаторские труды Томаса Эдисона, в результате которых были найдены такие инженерно-технические решения, каждое из которых в дальнейшем в буквальном смысле перевернуло многие отрасли промышленности. Это также и создание «системных продуктов» — товаров и услуг «под ключ», интегрированных в системы заказчика. Например, предложение клиентам не просто оборудования, а системных бизнес-решений по его эксплуатации получению благодаря ему прибыли либо иных производственно-экономических эффектов.
- Линейные инновации – это совершенствование процессов, технологий, производственных линий и так далее. Классическим примером линейной инновации, которая стала системной, может служить внедрение Генри Фордом конвейера на своих предприятиях по сборке автомобилей. Это в дальнейшем дало возможность многократно уменьшить стоимость сначала автомобилей, а затем продукции во многих отраслях экономики.
- Плоскостные инновации – это совершенствование уже целых отдельных сфер или плоскостей деятельности организации. Например, таких сфер, как R&D, маркетинг, логистика, менеджмент, сервис, HR и так далее. Примером плоскостной инновации, которая стала системной, может служить развитие системы R&D, то есть сферы исследований и разработок компании Nokia (плоскости или сферы R&D), в которой сегодня занят каждый 3-й сотрудник компании. Благодаря разработке и внедрению самых передовых технологий Nokia удерживает около 39% мирового рынка мобильных телефонов. Давая работу более 123 тысячам человек более чем в 120 странах и продавая свои товары в 150 странах, Nokia получает каждый год около €1.2 млрд. Бренд Nokia оценивается приблизительно в $34,9 млрд. и является 5 по стоимости брендом в мире.
- Пространственные, структурные или архитектурные инновации – решения в области развития и совершенствования структуры и «пространства» бизнеса: структуры портфеля предложений, структуры рынков, структуры инвестиций, региональной и отраслевой структуры корпораций, сделки M&A (слияний и приобретений), реструктуризация предприятий. Примером пространственной или структурной инновации, которая стала системной может служить корпорация Corning, которая успешно реализовала модель создания внутрифирменных венчурных предприятий. Компания изолировала радикально инновационные проекты от корпоративной бюрократии и дала лидерам проектов большую свободу для венчурного управления. Благодаря эффективной реализации этой модели капитализация компании за три года выросла более чем в 7 раз, а цена акций подскочила более чем в 11 раз. А British Petroleum с наступлением быстро меняющейся хаотичной экономики также перестроила свою организационную структуру, чтобы быть в гармонии с окружающей средой. Новая организационная структура стала плоской, число иерархических уровней сократилось с 13 до 5. Еще более гибкой и предприимчивой организация смогла стать, перейдя на структуру федерации бизнес-единиц. Примером пространственной или структурной инновации, которая стала системной в макроэкономическом плане может служить перенос международными корпорациями промышленного производства из развитых в развивающиеся страны. Это также позволило увеличить прибыль при уменьшении стоимости, например, компьютерной техники, что сделало ее повсеместно доступной и чрезвычайно популярной даже в слаборазвитых странах. Сюда же можно отнести и архитектурные инновации – это инновации, приводящие к устареванию существующих технологий и продуктов, а также к изменению структуры производственных отношений и рыночно-потребительских связей. А также нишесоздающие инновации, создающие новые ниши, изменяющие структуру рынков, разрушающие существующие рыночно-потребительские связи. Сюда же можно отнести и базисные инновации – это инновации, возникшие на базе крупных изобретений, открытий, дающие начало новым, ранее не известным продуктам или процессам, основанным на новых научных принципах. Это если можно так выразиться «инновации, изменяющие мир, облик мира».
- Фундаментальные или глубинные инновации – это инновации на основе или, точнее, инновации в основу, фундамент, код ДНК, ген развития организации и всего бизнеса. Классические примеры фундаментальных или глубинных инноваций – это «Дао Тойота» и концепция «McKinsey & Company», заложенные отцами-основателями и ставшие основой достижения успеха этих компаний. Сюда же можно также отнести и внедрение инновационных стратегий. Так, например, в компаниях, расположенных в Кремниевой долине, менеджмент и лидеры задают лишь корпоративное видение будущего, целевые рынки и планы роста, а затем приглашают сотрудников выходить с идеями новых технологий, продуктов и услуг.
- Многомерные инновации – это решения, связанные с формированием среды для развития, благоприятного климата для внедрения и реализации других инноваций. Выделение такого типа инноваций базируется на предположении существования четвертого измерения и ряда планов нашей материальной реальности.
- Материальный или физический план. В отношении системных инноваций – это материальная инфраструктура для инновационной деятельности.
- Энергетический план — энергетика офиса, стимулирующая инновационный процесс.
- Эмоциональный план – это психологический климат, способствующий новаторской деятельности.
- Ментальный план — интеллектуальное поле, коллективный разум компании.
- Идеалы, ценности, принципы. Идеология и культура новаторства.
- Цели, мотивы, воля.
- Дух организации. Дух новаторства
Создание среды, климата, атмосферы, почвы, инфраструктуры, силового поля, создание корпоративных ценностей – все это является инструментами так называемого безструктурного управления и идеологии организации.
Примером многомерной инновации, которая стала системной может служить повсеместное внедрение в 1950-е годы в Японии принципов Э. У. Деминга, которые в комплексе с особенностями национального менталитета японцев помогли стране к 1970-м годам совершить цивилизационный скачок, названный в последствии «Японским экономическим чудом». Эти же подходы и принципы призывают к работе не только с материальной составляющей бизнеса, но и тонкими идеологическими составляющими любой организации.
- Глобальные или тотальные инновации – это нововведения, связанные с коренными, кардинальными, радикальными, революционными изменениями во всей бизнес-системе. Это внедрение новых бизнес-моделей, разработка новых концепций и парадигм ведения бизнеса, реинжениринг всего бизнеса. Примерами глобальных или тотальных инноваций, которые стали системными могут служить, например, компании эры Интернета Amazon.com, Google, которые создали принципиально новые бизнес-модели, нарушив традиционные правила игры на рынке. В виртуальных компаниях и организациях в буквальном смысле слова «переворачиваются с ног на голову» все принципы организации, менеджмента, маркетинга, логистики, работы с персоналом. Так возникают совершенно нестандартные и принципиально новые бизнес модели.
- «Непосредственно» системные инновации — это такие локальные, точечные, тонкие нововведения, которые вызывают многократно больший, системный эффект. По аналогии с человеческим организмом – это как болевые и энергетические точки …
- Инновации в развитии работающих бизнес-систем.
- Разработка новых инновационных бизнес-систем, бизнес-моделей, концепций и парадигм.
- Системный подход к любой инновационной деятельности.
- Использование знаний об универсальных законах развития систем для определения точек наиболее эффективного приложения усилий и получения максимальных системных результатов и эффектов.
- Создание условий, среды, атмосферы, климата, почвы и инфраструктуры для генерации и катализации разработки и внедрения инноваций.
- Внедрение и развитие систем устойчивого развития бизнес-систем.
- Системные инновации также представляет собой новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новым способом.
- Надсистемные инновации – это нововведения в развитие надсистем наших бизнес-систем. Всем чиновникам, например, больше бы хотелось, чтобы налогоплательщики платили спокойно установленные налоги и забывали, что их конкурентоспособность в огромной степени зависит также от того, на сколько эффективно используются их отчисления в бюджет и внебюджетные государственные фонды. И какого качества предоставляются налогоплательщику взамен «биплатные» государственные услуги? Насколько они конкурентоспособны по сравнению с аналогичными услугами и условиями деловой среды других государств? Если они не конкурентоспособны, то есть в данном случае три пути. Первый путь самый легкий – организовывать бизнес или перевести его в ту страну, в которой государственные услуги конкурентоспособнее (качественнее и дешевле), в то государство, которое заботится об уменьшении трансакционных издержек и затрат географического размещения своих налогоплательщиков, повышая, таким образом, конкурентоспособность всех своих предприятий на международном и мировом уровнях. Второй путь очень тернистый, зато он очень патриотичный – помочь своему городу, своему региону, своей стране создать наиболее благоприятные условия для работы и бизнеса и стать, таким образом, конкурентоспособным игроком в глобальной экономике. И третий путь это путь – это путь если не камикадзе, то точно уж мазохиста: построить конкурентоспособный в мировом масштабе бизнес в городе, регионе или стране с неконкурентными условиями деловой и инновационной среды. Шансов здесь очень мало, конечно, мало. Но в этом случае, для того чтобы компенсировать недостатки надсистемы компании, без системных инноваций уж точно не обойтись. Как Вы знаете, есть множество примеров тех компаний, которые идут по каждому из этих трех путей.
Надсистемные инновации также могут быть самыми разнообразными:
-
- Региональные инновации.
- Отраслевые инновации.
- Политические инновации.
- Идеологические инновации.
- Международные инновации.
- Изменение правил игры.
Идеальным примером эффективнейшей надсистемной инновации, является организация Кремневой долины в США, где были созданы идеальные условия и наилучшее сочетание факторов, необходимых для развития венчурного бизнеса. В этих условиях выращены технологии, продукты, проекты и компании, определяющие сегодня облик всей нашей цивилизации.
Главное — люди!
Прибыль должна дать более искусное руководство делом:
побольше мозга в вашей работе – мозга и еще раз мозга.
Генри Форд
А сейчас мы кратко коснемся тех моментов и факторов в работе бизнес-систем, на которые нужно обращать особое внимание для поиск наиболее эффективных точек приложения усилий и применения концепции системных инноваций для развития бизнес-систем. Таких моментов много, их не перечислить в одной статье. Мы остановимся на одном, но значительном. Один из самых главнейших факторов поиска, разработки и внедрения системных инноваций и развития бизнеса – это люди. Афоризмы «Кадры решают все!», «Люди — важнейший актив!», «Люди – это вопрос №1» в самых инновационных и конкурентоспособных компаниях мира стали основными принципами в работе. По новому также часто интерпретируется формула 4 «P» Marketing-Mix. Она сегодня расшифровывается, как: «People, People, People & People»! И заметим, что не «Personal», а «People»!
Почему, в инновационной деятельности лидеры рынка такое большое внимание уделяют Human Resources и человеческому капиталу? Ответ прост. Потому что люди:
- Делают дела, выполняют работу.
- Ищут идеи, принимают решения.
- Проявляют (про) активность, инициативность.
- Создают условия и привлекают ресурсы.
- Генерируют знания, изобретают новое.
- Берут ответственность, идут на риск.
- Вступают в коммуникации и отношения.
- Подают пример, становится лидерами.
- (Пред)видят будущее, обладают интуицией.
- Создают среду, готовят почву и атмосферу.
- Создают добавленную стоимость («думают и богатеют»).
- Обслуживают клиентов и друг друга.
- Прогнозируют, программирует, планирует.
- Пользуются, потребляют, заказывают.
- Предпринимают, организовывают, координируют.
- Обладают волей, любовью и мудростью.
- Проявляют лояльность, раскрывают способности.
Все это делают не компьютеры, не станки, не деньги, не недвижимость, а люди. Именно человек может получить кредит в банке, именно человеку доверяют инвесторы, именно человек ведет переговоры, именно человек может уловить супер-идею, именно человек может создать команду и вдохновить ее участников на великие подвиги. Ничто другое, а только человек!
Продвинутый мозг – продвинутый бизнес!
Рыба гниет с головы!
Народная мудрость
В самом человеке также есть «точки приложения рычага», факторы для применения системных инноваций. Это – мышление человека. Его мировоззрение, уровень развития сознания, образ его мышления, система его миропонипания.
Поменять мировоззрение ТОП-менеджера часто бывает полностью достаточно, что бы ситуация в организации или в компании постепенно изменилась кардинальным образом. Но, что просто парадоксально, изменить мировоззрение не так уж легко. Мешают этому те психологические факторы, которые в последствии привозят к кризису. Еще задолго до начала последнего экономического кризиса, мы вывели для себя универсальную, образную формулу, объясняющую причину многих кризисов в истории и отдельных компаний, и целых стран, и даже империй. По нашей формуле К.Р.И.З.И.С. это:
- Конечный (Критический, Катастрофический),
- Результат (Рубеж)
- Игнорирования (Исключения опасности)
- Застоя (Закрытости новому, Закостенелости мышления, «Заполненности мозга», Зазнайства, «Зажрайства» (Заелись), Звездной болезни, Застревания в прошлом, «Затмения» сознания, Замкнутости, Закупорок и Запора в мозгах),
- Инициированного (Инкубированного, Инспирированного)
- Самодовольством (Самостью, Самоуспокоением, Самовосхвалением, Самоудовлетворением, Самодурством, Самоуверенностью, Самоизоляцией, Самообманом, Самоуничтожением, «Стабилизацией», Старением духа, Стагнацией, (о)Становляения в развитии, Самоупоением, Сужением мышления).
Вы сможете найти огромное множество подтверждений этой метафорической формулы, если посмотрите вокруг себя и своего бизнеса непредубежденным взглядом. Там где незаметно начинается застой, вскоре начинается кризис. А застой в свою очередь вызывается чаще всего психологическими, а не экономическими факторами, факторами культуры мышления, а не факторами внешней рыночной конъюнктуры. Перечислим некоторые из таких факторов. Это:
- Образ мышления.
- Мировоззрение.
- Миропонимание.
- Мироосознание.
- Мировосприятие.
- Мироощущение.
- Культура мышления.
- Глубинный характер.
Несколько наглядных примеров. Мы можем долго и упорно обучать своих сотрудников профессиональным навыкам, например, в области маркетинга. Отправлять их на курсы, стажировки и тренинги. Мы можем долго и упорно «дрессировать» их в овладении необходимыми компетенциями в области маркетинга. Но если у человека нет, например, маркетингового мышления, если он не клиентоориентирован, если он не устремлен к постоянному непрерывному развитию, то известно какая будет эффективность применения любых инструментов маркетинга или развития. Если же мышление сотрудника нацелено на развитие, то он и сам найдет эффективные инструменты и без тренеров и коучей станет мастером в своем деле.
Второй пример связан с уровнем собственников бизнеса. Ни для кого не секрет, что основной причиной споров между учредителями является нравственность, мораль, а значит мировоззрение, допускающее проявление жадности, алчности, нечестности, необоснованной подозрительности, разнообразных страхов. Так, мы снова можем увидеть вокруг развал хороших предприятий, крушение великолепных бизнесов. И причиной этого в данном случае, к сожалению, является не сложная экономическая ситуация, а снова же мышление и психология.
Примеры системных инноваций
Истинный источник богатства и капитала в современную эпоху –
не материальные вещи. Это человеческий мозг и дух.
Да, это человеческий мозг, вдохновение, воображение и наша вера в будущее.
Стив Форбс
Ярким примером эффективной системной инновации, может служить назначение в 1981 году на пост исполнительного директора General Electric Company Джека Уэлча. Тогда капитализация фирмы составляла 13 млрд. долларов. К своему выходу на пенсию в 2000 году, Джек Уэлч превратил GE в самую крупную и самую восхищающую компанию в мире с общей рыночной ценностью в 500 млрд. долларов! Джек Уэлч в General Electric сам явился и примером, и проводником самых разнообразных системных инноваций всех видов, сделавших GE одной из самых конкурентоспособных компаний во всем мире. То есть для General Electric назначение Джека Уэлча на пост СЕО было эффективнейшей системной инновацией.
Для компании Toyota внедрение принципов бизнеса «Дао Тойота», которые в последствии стали идеологическим фундаментом TPS (Toyota Production System) и легендарного бережливого производства – это также системная инновация. Когда в 1887 году двадцатилетний сын ткачей Сакичи Тойода начал мастерить собственный станок, в деревне его сочли чудаком. Но Сакичи только что прочел книгу про изобретателей англичанина Сэмюэла Смайлза Self Help, «Помоги себе сам». Про то, как никто не верил в паровые машины Джеймса Уатта, про то, что успех любого изобретателя – это лишь 5% таланта и 95% усердия… Тойоду не остановить насмешками – он твердо решил прославить своими патентами Японию! Ценности семьи Тойода, среди которых были два основных принципа: «Непрерывное совершенствование» и «Уважение к людям» легли в основу ДНК успеха компании, которая сегодня является автопроизводителем №1 в мире!
Отцы-основатели великих бизнес-империй и герои-предприниматели прошлого, создавая и, внедряя системные инновации, действовали, в основном, интуитивно, по наитию. Мы же сегодня обладаем обобщенным опытом практики применения системного подхода к инновациям. Воспользоваться этими знаниями – значит воспользоваться значительным имеющимся преимуществом!
В макроэкономическом масштабе прекрасным примером внедрения системной инновации для всей страны явилось внедрение в Японии в 1950 годах принципов качества Деминга, которые проявились не только в виде «Японского чуда», но и затем, переместившись вместе с японскими компаниями с другие регионы, помогли взлететь тихоокеанским тиграм: Южной Корее, Сингапуру, Гонконгу и Тайваню.
Мы искренне верим, что активное применение в нашей стране высокоэффективных системных инноваций может коренным образом изменить расстановку сил на наших рынках и в наших отраслях, увеличив конкурентоспособность, эффективность, улучшив качество продукции отечественных производителей.