На днях исполнилось 25 лет с момента гибели американского шаттла «Челленджер». Это случилось при десятом запуске космического корабля, 28 января 1986 года. Погибли все семь астронавтов, был нанесен величайший удар по репутации Соединенных Штатов, по всей программе Space Shuttle. На тот момент – крупнейшая катастрофа в пилотируемой космонавтике… И почти ровно через 17 лет – 1 февраля 2003 года – гибель еще семи астронавтов, сгоревших вместе с идущей на посадку «Колумбией». Эта дата уже не «круглая», но оттого не менее трагичная. По какому-то зловещему стечению обстоятельств и третья из самых ужасных дат американской астронавтики приходится на эти же дни: 27 января 1967 года три американских астронавта погибли, когда при наземных тренировках в кислородной атмосфере командного модуля «Аполлона-1» вспыхнул пожар.
Максим Борисов
К расследованию причин катастрофы шаттла «Челленджер» в свое время был привлечен (в числе прочих) великий физик и «универсал», нобелевский лауреат Ричард Фейнман. Непосредственной причиной аварии в общем меморандуме была названа неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя, вызвавшая утечку раскаленных газов. В ходе расследования дополнительно выявились множественные недоработки конструкции шаттлов и многочисленные случаи сокрытия фактов, неблагоприятных для имиджа космического агентства. Фейнман счел необходимым опубликовать «особое мнение», которое правительственная комиссия отказалась приобщить к своим документам (этот отчет для NASA оказался слишком нелицеприятен). Для нас особо примечательна фраза, которой Фейнман закончил свой доклад: «Для успешного развития технологий реальность должна ставиться выше пиара, ибо природу не одурачишь» («For a successful technology, reality must take precedence over public relations, for nature cannot be fooled»).
В не меньшей степени эти слова применимы ко всем предыдущим авариям в космосе, в том числе и советских кораблей (запускаемых зачастую недостаточно подготовленными к юбилейным датам или с целью «показать американцам кузькину мать»). Фраза применима практически ко всем техногенным катастрофам вообще, да и не только к катастрофам… Высказывание Фейнмана достойно статуса универсального афоризма. Можно спорить, имел ли в виду Фейнман одни лишь «связи с общественностью» либо придавал этой фразе вполне «философское» звучание, разделяя «первичную» реальность и вторичную (отображаемую в общественном сознании), однако неоспоримо то, что уловки, с помощью которых можно какое-то время успешно манипулировать обществом, на «бездушную» технику и физику совсем не действуют. Для кого-то в этом природном «бездушии» содержится досадное ограничение человеческой власти над окружающим миром, а для кого-то – ошеломляющая свобода. Ведь, как написал Оруэлл в своем романе «1984», «свобода – это возможность сказать, что дважды два – четыре. Если дозволено это, все остальное отсюда следует». Необходимость считаться с законами природы в конце концов подтачивает любую диктатуру и возвышает настоящую демократию. Природу нельзя одурачить, и псевдоученые обречены самой природой.
Во всех учреждениях NASA в день памяти погибших астронавтов приспускают флаги. Накануне этого дня президент США Барак Обама выпустил также заявление, в котором назвал гибель 17 астронавтов жертвой, принесенной на дороге прогресса. 25 января он обратился к американцам с посланием о положении в стране, в котором на первом месте – вновь тезисы об особой важности образования и науки для развития нации, о том, что даже в самые трудные времена на этом экономить нельзя, нельзя допустить отставания от других стран по уровню подготовки студентов и школьников. С этим согласно и большинство американских избирателей, если верить опросам.
В России сейчас также очень много говорят об образовании – о возможной отмене стипендий, о дополнительном призыве учащейся молодежи на военную службу, о надвигающейся школьной реформе, инициированной правящей «Единой Россией». Только суть тут иная. Реформа призвана частично освободить государство от принятых на себя ранее (по Конституции) обязательств, постепенно коммерциализируя образование, разделяя предметы на обязательные и «необязательные», гарантируя лишь самый минимум знаний во всех областях. Характерно, что в качестве обязательных предметов выбраны физкультура и военная подготовка, а также свежепридуманные «патриотические» дисциплины. Говорится о том, что многие знания, передаваемые ранее российским школьникам, по сути лишние, а упор следует делать в первую очередь на воспитание лояльных граждан и их «креативность». Для этого вторую половину дня старшеклассников предлагается посвящать специальным «патриотическим» мероприятиям – вероятно, в духе пиар-акций из репертуара прокремлевских молодежных движений типа «Наши» или «Местные». Энергию, готовую вылиться на площадь и смять неугодную власть, предложено таким образом «канализировать», направляя в иное, безопасное для правителей русло.
В этом мире ничего не ново, и тот же всем известный Скалозуб из комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» заявлял:
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
Большинство российских школьников в соответствии с новым стандартом эту пьесу уже никогда не прочтет и не познакомится с ее «экстремистской» сутью (точно так же, как и с пьесой Максима Горького «Мещане», навеявшей новороссийским правозащитникам запретный лозунг «Свободу не дают, ее берут»).
Конечно, разрабатываемый новый стандарт содержит не одни лишь одиозные псевдопатриотические чиновничьи задумки. Кто-нибудь, причастный к его созданию, наверняка считает, что под шумок привечаемых единороссами лозунгов про «здоровье нации» и «воспитание патриотов» удастся внести и вполне полезные и рациональные нововведения, например свободу выбора всеми школьниками предметов для углубленной специализации, индивидуальный подход к каждому… Но сами учителя от новшеств и методов их продвижения в полном недоумении и в ужасе, горько шутят, что в «Сколково» вскоре придется набирать исключительно иностранцев. Кое-где стихийные протесты организуются в виде писем и подписных листов. Одно из открытых писем, призванных привлечь внимание общественности к сомнительным чиновничьим идеям, выложено в «Живом журнале» по адресу http://starushkalarina.livejournal.com/60329.html. Попытка, может, и не очень удачная, но желающие подписаться быстро переполнили отведенный в ЖЖ лимит сообщений, наглядно показав тем самым, что тема волнует очень и очень многих (а не только детей, молодых родителей и амбициозных методистов).
Разумеется, американцы, не желающие экономить на образовании и сокрушающиеся, что по знаниям их школьники отстают от китайских ровесников, настраивают своих юных отпрысков на учебу ради карьеры и исповедуют несколько иной сорт патриотизма по сравнению с апологетами «православной модернизации».
Да и прославленные Гейм, Новоселов и Перельман – примеры иного рода. От них вроде никто и не слышал громких слов о патриотизме, наоборот, слышали что-то весьма горькое и «антипатриотичное», но вот для того, чтобы возвысить Россию в глазах всего мира, они сделали неизмеримо больше, чем сотни нанятых за миску «писак» (которых в будущем предполагается даже всерьез и официально наделять статусом «творца», см. www.gpclub.ru/news/7256.html). Грызлов и Петрик при всем своем записном «патриотизме» и амбициях – посмешище в глазах всего мира, они только разглагольствуют и винят во всех неудачах своих врагов, которые, по их мнению, являются одновременно и врагами всех «русских патриотов».
Почему-то Обама в своей речи не предлагает детей американцев «учить патриотизму», а предлагает просто хорошо учить. В этом, вероятно, всё отличие и вся суть. Американцы потому лучшие патриоты, что им не нужно ничего никому внушать и придумывать, заменяя реальную картину мира умозрительной с помощью нелепых специальных дополнительных уроков… Если страна действительно того стоит, никаких уговоров не нужно, чтобы ее любить и прославлять…
Источник: Троицкий вариант