Острая потребность государства и общества в непрерывном образовании своих взрослых граждан, осознанная со второй половины XX века, ныне институализировалась в европейском контексте в понятиях «образование в течение всей жизни», «повторяющееся образование». И в нашей стране положение о «непрерывности образования в течение всей жизни человека» записано среди Основных целей и задач образования в «Национальной доктрине образования в РФ».
Владимир Родионов
Одним из первых важных международных документов, в котором появилось понятие «образование в течение всей жизни», стал доклад Э.Фора «Учиться быть» представленный в 1972 г. ЮНЕСКО. Этот документ основывался на традициях либерального просвещения, рассматривая образование как средство развития человеческой личности, ведущее к ее самореализации. Предлагаемое в докладе развитие образования в течение всей жизни предлагало горизонтальную и вертикальную интеграцию образования и его демократизацию. Вертикальная интеграция интерпретировалась, как возможность для индивида включиться в формальную систему образования на любом этапе своей жизни, что предполагало не только создание структурно-экономических условий доступности образования, но и снятие моральных и психологических барьеров. Горизонтальная интеграция понималась как распространение образования на множество формальных, и неформальных областей социальной жизни, а демократизация означала широкое вовлечение обучающихся в процессы «конструирования» и управления своим образованием.
Другим важным документом, в котором непрерывное образование получило иное освещение, стал доклад Организации по Экономическому Сотрудничеству и развитию (OECD) «Повторяющееся образование: Стратегия для обучения в течение жизни».
Главной его темой стало понятие «повторяющегося образования», что фактически подразумевало поиск различных путей распространения формального образования на более широкие слои населения, занятого в промышленном производстве. Основной интерес просматривался в поиске способов развития экономического потенциала через обучение «рабочей силы», рассматриваемой как «человеческий капитал», что в свою очередь должно было вести к повышению уровня жизни и, в конечном счете – к укреплению демократии [1].
Названные документы, по сути, заложили основания двух наиболее характерных интерпретаций термина «образование в течение жизни». Так в докладе Э.Фора было отражено «прогрессивное», «просвещенческое» или либеральное, в широком смысле этого слова, видение непрерывного образования, в рамках которого оно выступает как самостоятельная ценность. При этом постоянное всестороннее развитие и самореализация индивида рассматриваются как цель и, одновременно, как условие создания демократического общества. В докладе OECD, напротив, преобладают инструментальные, прагматические, экономические подходы.
В «прогрессивном» смысле отправной точкой служат интересы и потребности самого индивида. Важным моментом является его мотивация и желание учиться: формальная оценка или сертификация знаний в этом случае, как правило, не являются целью. В случае же «инструментальной» интерпретации акцент ставится – как для индивида, так и для всего общества – на приобретении «осязаемых» благ, конкретных, экономически выраженных результатов. Эти два подхода обнаруживают себя на всех последующих этапах осмысления «образования в течение жизни».
И если в практической плоскости на первый план вначале выходит профессиональное образование взрослых, то это можно объяснить особенностями периода 70-80 годов прошлого века: расширением масштабов научно-технической революции, возникновением новых технологий, а также таким социальным явлением, как массовая безработица в западных странах. Именно в этот период в таких странах как США, Франция, Великобритания, ФРГ, Швеция, Япония, Испания были предприняты энергичные, можно сказать действительно чрезвычайные меры по развитию образования взрослых, прежде всего профессионального.
В тоже время за рубежом все большие масштабы получали общеобразовательная и общекультурная, или общеразвивающая подготовка взрослых. В передовых странах мира осознали, что для эффективной производственной деятельности человек должен не только хорошо владеть профессиональными навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях. Он должен в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи, А достичь всего этого можно не только и даже не столько путем приобретения полного среднего образования (хотя, конечно, эта гуманистическая цель весьма привлекательна), сколько путем постоянного или, по крайней мере, регулярного обучения в системе образования взрослых.
Проблемы развития образования взрослых оказались в фокусе внимания мировой научной общественности. Они детально рассматривались на специальных международных конференциях в 1972 г. в Токио, в 1985 г. в Париже, в 1997 г. в Гамбурге. В 1976 г. они были одним из важнейших вопросов Генеральной ассамблей ЮНЕСКО в Найроби.
Полагаем, что под влиянием этих дискуссий, ставших отражением исследований реальных процессов в сфере образования взрослых, в течение последнего десятилетия прошлого века произошло сближение и переплетение в едином целом двух названных ранее подходов к непрерывному образованию – либерального и инструменталистского. Расширилось под влиянием этого сближения само семантическое поле термина образование в течение жизни.
Это нашло отражение в одном из наиболее удачных и полезных с практической точки зрения (по мнению экспертов) документов ЮНЕСКО докладе Международной комиссии по образованию для XXI века: «Образование: сокрытое сокровище».
В докладе сказано: «Следует продвигать концепцию образования на протяжении всей жизни со всеми ее преимуществами – гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве… Подобное образование, помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия. Оно должно позволить человеку понять самого себя и окружающую его среду и содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе» [ 3 ].
Безусловно, исключительно значимым является осознание международным сообществом необходимости непрерывного образования в течение жизни. Но на наш взгляд еще более существенна, постановка во главу угла вопроса о необходимости непрерывного развития человеческой личности, что убеждены невозможно без постоянного общекультурного развития.
Смыслом и ценностью образования на протяжении всей жизни становится личность обучаемого, развитие ее индивидуальности, введение обучаемых в мир общечеловеческой культуры – материально-практической, социальной, духовной, формирование у них способностей к ее сохранению и развитию [ 4 ].
Увлекшись, действительно впечатляющими достижениями науки и техники в XX веке, сфера образования практически во всех странах мира занялась и занимается поныне главным образом трансляцией из поколения в поколение сугубо прагматичных данных разных наук, передачей нацеленных на быструю отдачу достаточно узких, по существу, фрагментарных, технократически сориентированных знаний, умений, навыков. С этой своей задачей образование справляется более или менее успешно…. Что же касается формирования у учащихся целостной картины окружающего человека материального и духовного мира, способствующей осознанию принадлежности каждого из них к единому человеческому сообществу, трансляции из поколения в поколение ценностей духовных, культурных нравственных в их национальном и общечеловеческом понимании, то эти образовательно-воспитательные, гуманитарные по своей природе цели в лучшем случае лишь декларируются на популистском, лозунговом уровне, а в худшем игнорируются вовсе [ 5 ].
Думается, что время деклараций истекло, ибо противостоять современным вызовам XXI века, полагаем, способна только всесторонне развитая личность, опирающаяся на существенный общекультурный базис.
Мотивированность в постоянном обращении к общекультурной проблематики для человека с одной стороны обусловливается современным состоянием общества: расширением и усложнением общественных связей, постоянным обновлением технологического содержания профессиональной деятельности, расширением коммуникативных возможностей, влиянием экономического кризиса, порождающего состояние нестабильности, девальвацией нравственных ценностей и ориентиров поведения, тотальным дезориентирующим воздействием СМИ.
С другой стороны это объясняется социально-педагогическими закономерностями общекультурного развития личности, основными среди которых являются: «взаимообусловленность культуры и образования, проявляющаяся в том, что уровень развития культуры определяет смысл, ценности и содержание образовательного процесса, а образование сохраняет культуру, передает ее достижения от одного поколения к другому; единство всех компонентов непрерывного образования в поступательном развитии общей культуры личности, скоординированность их целей на всех ступенях становления и развития индивида; взаимосвязь и взаимозависимость профессиональной компетентности специалиста и уровня его актуальной культуры.» [ 4 ]
Сущность категории общекультурного развития раскрывается через способность человека видеть актуальные проблемы духовного, экологического, нравственного, правового, политического, общественного устройства; потребность к самообразованию как интегральному выражению умения самоорганизации своей познавательной и творческой деятельности, к постоянному продолжению образования; умение творческого преобразования информации, владение языками межличностной коммуникации [ 6 ].
Возрастание скорости жизни детерминирует необходимость увеличения скорости изменения самого человека, человек не способен выжить в мире перманентных перемен, если он не будет готов к постоянному изменению и преображению самого себя. Такой фактор, как неопределенность будущего, не позволяет давать сегодня точные прогнозы. Риском является неспособность к самоопределению, самоорганизации и самореализации, отсутствие творчества. Стратегией преодоления такого риска будут являться понимание и проектирование учения как фактора самоопределения личности, превращение учебной деятельности в процесс непрерывный и творческий.
Эволюции культуры и общества, должна соответствовать эволюция образования, поскольку утрата образованием культуросозидающей функции может привести и уже приводит к хаосу и деструкции общественных отношений.
Обобщенный образ современного человека в поликультурном мире позволяет наметить ориентиры результатов современного образования и констатировать необходимость системных целенаправленных изменений процесса обучения и учения в целом. Современное образование должно быть направлено на развитие жизненного ресурса человека. Отсюда – обучение должно стать ориентированным на формирование готовности человека к быстро наступающим переменам в обществе к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления и продуктивной деятельности, что невозможно без основательного мировоззренчески целостного общекультурного базиса, который должен создавать своего рода иммунитет против мозаичности социального и культурного окружения.
Однако анализ тенденций развития, например профессионального образования специалистов среднего и высшего звена позволил установить не только позитивные, но и негативные тенденции, к которым, прежде всего, следует отнести:
— повышенный интерес в процессе профессиональной подготовки специалистов высшего и среднего звена к прикладному «полезному» знанию в ущерб фундаментальному;
— склонность к инструментальному обучению будущих профессионалов-функционеров, быстро достигающих прагматических целей, принципиально не связанных со смысло-жизненым гуманитарным контекстом;
— понимание задач воспитания, развития личности как сопутствующих процессу становления личности будущего профессионала. [ 4 ]
И это очень тревожные в современных условиях тенденции, поскольку переход в новое информационное общество усложнил требования к интеллектуальной, политической, экономической, технической, правовой, экологической и физической культуре специалиста. Совокупность ценностно-ориентированных общекультурных знаний, умений и навыков и постоянной потребности интенсивного освоения актуальной культуры в сочетании с социально-культурной активностью представляется сегодня не просто желательным, а важнейшим профессиональным качеством специалиста любой сферы профессиональной деятельности.
Основной задачей приведения личностных качеств специалиста в соответствие с новыми требованиями выступает саморазвитие в профессиональной деятельности, стержнем которого является диалектическое единство профессионального мастерства и общекультурного развития.
Глобальные проблемы сегодняшнего дня определенно дают понять, что уже недостаточно осознания, констатации и декларирования необходимости существенных изменений в системе организации образования. Реалии XXI века требуют неотложной деятельности по теоретическому обоснованию и практической организации оптимального процесса обучения взрослых на протяжении всей жизни, в ходе которого наряду с приобретением необходимых знаний, умений, навыков, качеств — обучающийся имел бы возможность непрерывного общекультурного развития.
И здесь во главу угла встает задача разработки концепции общекультурного развития личности на протяжении всей жизни, базирующейся на принципе создания целостного культурно-образовательного пространства и ориентированной на непрерывное развитие обучаемых, на овладение ими духовными и материальными богатствами, которые обеспечат для каждого сознательное строительство жизненной среды, разумное отношение с природой, обществом, государством.
Литература:
- Телегина Г.В. «Образование в течение жизни»: институализация в европейском контексте и ее оценка. — В кн.: Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А.Ключарев.М.: ИС РАН, 2008. – 400с.
- Ключарев Г.А. К вопросу о теоретических основаниях непрерывного образования. – В кн.: Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008, — 400с.
- Образование: сокрытое сокровище // Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века / МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» — Москва, 2007
- Ивлиева И.А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования (концептуальные основы) // Человек и образование. – СПб.: Академический вестник ИОВ РАО. – 2010. — №4.- С. 163-169.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М.: Совершенство, 1998.-539 с.
- Ариарский М.А. Прикладная культурология. – 2-е изд.- СПб.:Изд-во «Эго», 2001. – 288 с.
- Национальная доктрина образования в РФ // Приложение к Постановлению Правительства РФ от 04.10.2000 №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
- Браже Т.Г. Развитие гуманитарной культуры как глобальная проблема образования взрослых в XXI веке: теоретический аспект // Человек и образование. – СПб.: Академический вестник ИОВ РАО. – 2005. — №1.- С. 15-17
- Даутова О.Б. Социокультурная обусловленность современной учебно-познавательной деятельности // Человек и образование. – СПб.: Академический вестник ИОВ РАО. – 2009. — №4.- С.47-51
- Жукова Е.Д. Культурологическая компетентность как основная составляющая процесса социализации личности педагога // Культура и образования.- Уфа: Изд-во БГПУ, 2002.- С 45-50
- Киселева О.О., Позднякова О.М. Педагогический потенциал культуры – фактор профессионального становления специалиста // Человек и образование. СПб.: Академический вестник ИОВ РАО. – 2008. — №4. — С. 3-6.