Проиндексировали. Инновационному сектору дали комплексную оценку

23.05.2011
930

Минобрнауки и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) представили журналистам «Российский инновационный индекс» (далее – РИИ) – комплексный анализ состояния национальной инновационной системы в сопоставлении с зарубежными странами.

Моргунова Елена

Эта работа была выполнена с использованием методологии, принятой Организацией экономического сотрудничества и развития. В аналитическом материале объемом 84 страницы отражены ключевые индикаторы инновационной активности, развития сферы генерации знаний и подготовки кадров, становления информационного общества.
В отличие от многих подобных документов РИИ – продукт российских ученых, созданный в большей степени для применения внутри страны, но предполагающий международные сопоставления. Работа над его созданием была инициирована Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям менее года назад. По словам одного из членов комиссии, директора Департамента науки, высоких технологий и образования Правительства РФ Александра Хлунова, этот документ позволит не только оценивать положение дел в сфере инноваций, но и планировать дальнейшие действия по развитию инновационной экономики, станет ориентиром для потенциальных инвесторов.
На еще одну особенность обзора указал замминистра образования и науки Сергей Иванец. Дело в том, что «Российский инновационный индекс» будет периодическим изданием, его намерены выпускать раз в один-два года. Сергей Иванец отметил, что до сих пор такого рода мониторингу были свойственны фрагментарность и нерегулярность. «Задачи перед страной масштабные, результаты их решения видны не сразу, и хотелось бы чаще оценивать, в том ли направлении мы движемся и нужно ли вносить коррективы», – сказал он.
Что показало исследование? В течение последних 10 лет в России беспрецедентно увеличивались общие затраты на НИОКР. По динамике мы тут опережаем ведущие экономики мира. В 2009 году финансирование этой сферы в РФ достигло 485,8 млрд рублей. В результате наша страна вышла на 8-е место в мире по объемам затрат на исследования и разработки (26,6 млрд долларов в расчете по паритету покупательной способности национальных валют), уступая лишь США, Японии, Китаю, Германии, Франции, Корее и Великобритании. Правда, разница между Россией и США по этому показателю велика: американцы тратят почти в 15 раз больше.
К сожалению, значительно отстает наша страна от многих других по одному из ключевых индикаторов развития науки – удельному весу затрат на исследования и разработки в ВВП, занимая лишь 29-е место в рейтинге, что свидетельствует о сохранении сырьевой ориентации экономики. Серьезной проблемой является и то, что рост затрат на исследования и разработки в России обеспечивается прежде всего за счет ресурсов государства. Если в других странах около 70% средств на НИОКР идет со стороны бизнеса, то у нас ситуация обратная: доля государства в финансировании исследований и разработок составляет 66,5%. Поэтому важной задачей для нашей страны является стимулирование инвестиций бизнеса в эту сферу.
Сколько же в нашей стране инновационно активных компаний? Как выясняется, немного. Доля предприятий, занимающихся технологическими инновациями (бывают и другие: организационные, маркетинговые, экологические), в России «стабильно низка» и в течение последних 10 лет неизменно остается на уровне 9-10% от числа всех компаний, это в три – пять раз меньше, чем в большинстве развитых стран.
Наивысшие значения индикатора инновационной активности достигаются в высокотехнологичных отраслях, доходя до уровня 29% и приближаясь к среднеевропейским показателям. К самой высокой планке подошли авиакосмический сектор (33,6% предприятий от общего числа предприятий этой отрасли осуществляют технологические инновации) и производство телекоммуникационного оборудования (36,3%).
Однако все российские рекорды побили производства табачных изделий (40% таких предприятий занимаются технологическими инновациями). Дело в том, что в сфере технологических инноваций проявляют активность организации, относящиеся не только к высокотехнологичным секторам экономики, но также к среднетехнологичным и низкотехнологичным – к последнему относится производство табачных изделий. К сожалению, в основном инновационная деятельность предприятий проявляется в форме приобретения машин и оборудования (63,3% занимающихся инновациями предприятий в 2009 году) – это тоже считается технологической инновацией.
Главный редактор сборника, проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг отметил положительный момент: «Важно, что уже сегодня в российской экономике сложилась лидирующая группа инновационно активных предприятий. Треть предприятий, осуществляющих технологические инновации, устойчиво занимается исследованиями и разработками, считая такую деятельность обязательным инструментом достижения конкурентоспособности».
О технологической результативности сферы исследований и разработок свидетельствуют индикаторы изобретательской активности. За последнее десятилетие число патентных заявок в нашей стране выросло в 1,5 раза и составило 38 564. Российскими национальными заявителями в 2008 году было подано в своей стране и за рубежом 29,2 тысячи заявок, что позволило России занять 8-е место в мире по этому показателю. Причем у нас, оказывается, довольно высока «эффективность патентной деятельности». Леонид Гохберг отметил, что при близких затратах на науку в Италии, Канаде, Индии и России «у нас существенно выше уровень патентной активности».
В то же время торговля технологиями на внутреннем рынке России оставляет желать лучшего: в 2009 году было зарегистрировано 2365 договоров о торговле лицензиями и отчуждении прав, предметами которых явились 4,5 тысячи патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Причем, несмотря на то что большая часть охраноспособных результатов научно-технической деятельности закреплена за государственными организациями (82,1% полученных в 2007 году патентов на изобретения), наибольшую активность проявляли негосударственные. Научно-исследовательские институты и вузы не были заинтересованы в капитализации созданной ими интеллектуальной собственности. Авторы обзора, к сожалению, не приводят для сравнения данных о том, какой процент поддержанных в других странах национальных патентов реализуется на мировых рынках интеллектуальной собственности.
Станет ли «Российский инновационный индекс» катализатором для принятия новых решений на уровне Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, основного инициатора подготовки документа? Александр Хлунов напомнил, что план работы комиссии на 2011 год уже утвержден. Так, 1,5 месяца назад был рассмотрен вопрос о подготовке программы развития биотехнологий, которая должна появиться в июне этого года. Запланировано рассмотрение вопроса об инновационном развитии регионов. В ближайшее время темой одного из заседаний может стать развитие в России «науки на крупных установках», так называемой мегасайенс.
«Нам действительно очень важно, чтобы российские ученые были желанны не только как гости в целом ряде стран, но и как хозяева, предоставляющие свои услуги, – сказал А.Хлунов. – Мы хотим, чтобы на территории РФ был признанный мировыми учеными проект, в котором они хотели бы участвовать, заниматься серьезной наукой, достигать результатов, достойных нобелевских премий». По словам А.Хлунова, российские ученые уже подготовили несколько предложений. Каждое из них имеет свою стоимостную оценку и оценку предварительных ожиданий – какого рода результаты могут быть получены при реализации проекта. Стоит отметить, что, хотя «наука на крупных установках» по своим задачам имеет в большей степени фундаментальную направленность, она всегда способствует созданию и внедрению новых технологий мирового уровня.
По уверению Сергея Иванца, совсем скоро документ будет выложен на сайте министерства.

Источник: «Поиск»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *