Когда речь заходит о раннем обучении, то в понимании большинства взрослых это означает, что с малышами занимаются по той или иной методике. В это же время многие другие даже и не представляют, что к обучению малыша можно подходить серьезно.
Автор: Татьяна Черненко Психолог, руководитель Центра психологических исследований при факультете психологии Николаевского государственного университета им. В.А.Сухомлинского
Несомненно, ребенок и без вашей помощи научится ползать, ходить, играть. Если вы организуете его игры, то он пойдет в 10 месяцев, а без них – в 11 месяцев. Согласитесь, что за этот месяц малыш столько всего обойдет, увидит и познает. Суть раннего развития в том, чтобы ребенок стал лучше, чем он сам мог бы быть, или лучше, чем вы были в его возрасте. Нет такой методической литературы, в которой бы комплексно описывались необходимые занятия с ребенком от и до. Каждая семья проходит свой путь, выбирая то, что подходит малышу. Сегодня методик развития много, и маме необходимо выделить из предложенных то, что подходит ее ребенку, и самостоятельно выработать свою методику.
Каждый возрастной этап развития ребенка можно сравнить с «этажом», занимающим свое место в структуре целостной личности. На каждом «этаже» формируются определенные психически е свойства и способности, необходимые для перехода к следующему этапу.
У малыша до трех лет происходит период интенсивного роста и развития мозга, и в этот период необходимо заниматься с ребенком по максимуму.
Основная задача методик – познакомить родителей с возрастными особенностями их детей, предупредить отклонение в психическом и физическом развитии. В первый год жизни особенно важно установить доверительные отношения между малышом и мамой. Поэтому большое внимание уделяется становлению эмоционального взаимодействия между ребенком и взрослым. Активно идет развитие зрительного и слухового восприятия. Предполагаются игры, стимулирующие и развивающие звуковую активность и предпосылки понимания речи. Особое внимание уделяется развитию движений рук и пальцев кистей. Малыша учат действовать с предметами.
Предлагаются игры для родителей и детей, рассчитанные на совместные действия. Это головоломки семьи Никитиных. Каждая игра – набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона и деталей из конструктора. Игры строятся в порядке возрастания сложности – «от простого к сложному».
Мамам также предлагается создание «посильных» игрушек по методике Марии Монтессори. Малыш самостоятельно изучает окружающую его среду. Игры строятся на развитии образного мышления: ребенок учится на глаз оценивать количество, объем предметов независимо от формы, которую они принимают.
Мышление ребенка – это губка, которая впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие», «плохие», «полезные» и «бесполезные». Поэтому большая роль в занятиях с малышами отводится предметной и социальной среде, окружению ребенка. Взрослый должен создать «правильную среду»: огромное количество предметов для сенсорных впечатлений (мелкие бусинки, кубики, шершавая, гладкая поверхность игрушек, жидкость, сыпучие предметы), которые являются потребностью ребенка.
Цель детских занятий – не «выращивать гениев», а давать советы родителям, желающим открыть ребенку мир с самых первых дней его жизни.
Раннее развитие подразумевает вырабатывание навыков самостоятельности, любознательности, тяги к новым знаниям. Лишь при вложении в занятия максимума любви и терпения к ребенку достигаются результаты. Малышу нужно создать ту обстановку, которая поможет ему раскрыться.
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА
Новообразование кризиса – автономная речь.
Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологоческие ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.
Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:
· нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);
· нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);
· эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Кризис не относится к числу острых.
РАННЕЕ ДЕТСТВО (1 – 3 года)
В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.
Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.
Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.
Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.
Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.
Первые представления о себе возникают у ребенка к году.
Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.
К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.
Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.
Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.
Половая идентификация. К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.
Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.
Возникновение самосознания. К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.
Усвоение языка. Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.
Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.
При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.
Умственное развитие. Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у «ходячих» детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года, 5-ю и 6-ю стадии после года.
5 стадия – третичные круговые реакции (1–1,5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
6 стадия (1,5 – 2 года). Появление символического мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. Физические действия способствуют успешной работе мышления.
Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: «Я центр вселенной», «Весь мир вращается вокруг меня».
Страхи. У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.
Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.
Базовая потребность возраста. Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен (например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).
Литература
1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.– М., 1988.
2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.– М., 1992.
3. Джайнотт Х.Д. Родители и дети.– М., 1986.
4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.– М., 1993.
5. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.– М., 1990.
6. Лешли Д. Работать с маленькими детьми.– М., 1991.
7. Макарова Е. В начале было детство.– М., 1990.
8. Матейчек З. Родители и дети.– М., 1992.
9. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка.– М., 1987.
10. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.– М., 1991.
11. Одаренные дети. Пер с англ.– М., 1991.
12. Раттер М. Помощь трудным детям.– М., 1987.
13. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире.– М., 1991.
14. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.– М., 1991.
15. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка.– М., 1989.
16. Чуковский К.И. От двух до пяти.– М., 1990.